Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 25 мая 2009 г. N А73-4077/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 октября 2009 г. N Ф03-5112/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шабалина Павла Анатольевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа на требованиях настаивала, просила суд привлечь индивидуального предпринимателя Шабалина Павла Анатольевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Предприниматель Шабалин П.А. с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 01.04.2008 по делу N А04-7906/07-8/98"Б" Муниципальное унитарное предприятие "Ушумунское ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Шабалин П.А.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области на основании жалобы Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Магдагачинском районе Амурской области проведена проверка деятельности конкурсного управляющего МУП "Ушумунское ЖКХ" Шабалина П.А. по соблюдению требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве). В ходн проверки установлено следующее.
В 2008 году (за период с 01.01.2008 по 28.10.2008) страхователем МУП "Ушумунское ЖКХ" перечислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 256 515, 00 рублей, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии 241 224, 00 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии 15 291, 00 рублей.
Согласно расчету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2008 года МУП "Ушумунское ЖКХ" начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 187 763,00 рублей, в том числе по страховой части трудовой пенсии 141 361,00 рублей, по накопительной части трудовой пенсии 46 402,00 рублей. Размер начислений по страховым взносам за 2 квартал 2008 года по страхователю МУП Ушумунское ЖКХ" в УПФР в Магдагачинском районе отсутствуют (не известны), поскольку расчет за 1 полугодие 2008 года в территориальный орган ПФР не поступал.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 16.10.2008 по делу N А04-7906/07-8/98 "Б" конкурсное производство в отношении МУП "Ушумунское ЖКХ" завершено.
По состоянию на 16.10.2008 (дату завершения конкурсного производства) индивидуальные сведения за расчетный период 2008 год конкурсным управляющим МУП "Ушумунское ЖКХ" представлены не были.
Далее, согласно пункту 4 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона банкротстве. В соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской от 27.12.2004 N 855, арбитражный управляющий обязан проводить анализ наличияI признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Анализ наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства указанного проведен 14.02.2008 временным управляющим МУП "Ушумунское ЖКХ" Муратовым В.Р., который исполнял обязанности в период с 27.11.2007 по 01.04.2008.
Согласно анализа наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства МУП "Ушумунское ЖКХ" от 14.02.2008, Постановлением Главы п. Ушумун от 15.11.2005 у должника было изъято имущество: жилой фонд балансовой стоимостью 187371 тыс. руб. и объекты недвижимого имущества, автотранспорт балансовой стоимостью 816,7 тыс. руб. В результате проведенного анализа сделок МУП "Ушумунское ЖКХ" были выявлены сделки и действия (бездействия) органов управления МУП "Ушумунское ЖКХ" несоответствующие законодательству РФ, а также сделки, заключенные или исполненные на условиях, несоответствующих рыночным, что послужило причиной возникновения и увеличения неплатежеспособности МУП "Ушумунское ЖКХ" и причинило реальный ущерб в денежной форме.
В связи с ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, экспертом отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области Е.П. Кушнаревой в отношении индивидуального предпринимателя Шабалина П.А. составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2009 N 00042809. Протокол составлен в отсутствие управляющего Шабалина П.А.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с пунктом 1, 6 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
При проведении процедуры банкротства - конкурсное производство в отношении вышеуказанного предприятия Шебалиным П.А. ненадлежащим образом исполнялись обязанности, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве). А именно:
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе при ликвидации страхователя - юридического лица.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" регламентирующего представление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже, при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 147 Закона о банкротстве к отчету конкурсного управляющею прилагается документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Определением Арбитражного суда Амурской области от 01.10.2008 по делу N А04-7906/07-8/98 "Б" рассмотрение отчета конкурсного управляющего МУП "Ушумунское ЖКХ" было отложено на 16.10.2008 по причине отсутствия приложения документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 147 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Должник МУП "Ушумунское ЖКХ" в качестве страхователя зарегистрирован в УПФР в Магдагачинском районе Амурской области, регистрационный номер в ПФР 38-014-001576. Страхователем МУП "Ушумунское ЖКХ" представлены индивидуальные сведения за расчетный период 2007 год (дата представления 06.02.2008).
В 2008 году (за период с 01.01.2008 по 28.10.2008) страхователем МУП "Ушумунское ЖКХ" перечислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 256 515, 00 рублей, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии 241 224, 00 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии 15 291, 00 рублей.
Согласно расчету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2008 года МУП "Ушумунское ЖКХ" начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 187 763,00 рублей, в том числе по страховой части трудовой пенсии 141 361,00 рублей, по накопительной части трудовой пенсии 46 402,00 рублей. Размер начислений по страховым взносам за 2 квартал 2008 года по страхователю МУП Ушумунское ЖКХ" в УПФР в Магдагачинском районе отсутствуют (не известны), поскольку расчет за 1 полугодие 2008 года в территориальный орган ПФР не поступал.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 16.10.2008 по делу N А04-7906/07-8/98 "Б" конкурсное производство в отношении МУП "Ушумунское ЖКХ" завершено.
По состоянию на 16.10.2008 (дату завершения конкурсного производства) индивидуальные сведения за расчетный период 2008 год конкурсным управляющим МУП "Ушумунское ЖКХ" представлены не были. По состоянию на 06.02.2009 в УПФР в Магдагачинском районе так и не представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за расчетный период 2008 год по страхователю МУП "Ушумунское ЖКХ", подписанные конкурсным управляющим Шабалиным П.А.
07.11.2008 регистрирующим органом МИ ФНС России N 4 по Амурской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица МУП "Ушумунское ЖКХ" в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Таким образом, конкурсным управляющим МУП "Ушумунское ЖКХ" Шабалиным П.А. нарушены пункт 2 статьи 9 и пункт 3 статьи 11 ФЗ N 23-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а так же пункт 2 статьи 147 Закона о банкротстве.
Не принимается довод предпринимателя Шабалина П.А. том, что на предприятии отсутствовали необходимые документы для подачи сведений, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за расчетный период 2008 год по страхователю МУП "Ушумунское ЖКХ".
Суд считает, что предпринимателем предприняты не все меры для исполнения обязанности по представлению сведений в пенсионный фонд, действия конкурсного управляющего ограничились только лишь направлением запросов руководителю МУП "Ушумунское ЖКХ" о предоставлении информации, тогда как иных мер по восстановлению документов, других запросов, проведения проверки бухгалтерских документов, и иных других мер предпринимателем не предпринималось, тогда как из пояснений Шабалина П.А. следует, что за время конкурсного производства ему постоянно приходилось увольнять работников предприятия, о своей обязанности подавать сведения на всех работников он знал.
Далее, согласно пункту 4 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве. В соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, арбитражный управляющий обязан проводить анализ наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
В соответствии с частью 1 стать 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, имеющее в хозяйственном ведении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
В соответствии со статьей 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6. Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами. При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
В соответствии с пунктом 2 Временных правил при проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства исследуются, в том числе: учредительные документы должника; бухгалтерская отчетность должника; договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника; перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Согласно пункту 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 Закона о банкротстве, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат
Анализ наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства указанного предприятия проведен 14.02.2008 временным управляющим МУП "Ушумунское ЖКХ" Муратовым В.Р., который исполнял обязанности в период с 27.11.2007 по 01.04.2008.
Согласно анализа наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства МУП "Ушумунское ЖКХ" от 14.02.2008. Постановлением Главы п. Ушумун от 15.11.2005 у должника было изъято имущество: жилой фонд балансовой стоимостью 187 371 тыс. руб., и объекты недвижимого имущества, автотранспорт балансовой стоимостью 816,7 тыс. руб. В результате проведенного анализа сделок МУП "Ушумунское ЖКХ" были выявлены сделки и действия (бездействия) органов управления МУП "Ушумунское ЖКХ", несоответствующие законодательству РФ, а также сделки, заключенные или исполненные на условиях, несоответствующих рыночным, что послужило причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности МУП "Ушумунское ЖКХ" и причинило реальный ущерб в денежной форме.
Конкурсный управляющий Шабалин П.А. не воспользовался предоставленным ему Законом о банкротстве правом по признанию сделок недействительными, а, следовательно, не исполнил обязанность по выявлению и возврату основных средств МУП "Ушумунское ЖКХ", что нарушает пункты 2 и 3 статьи 129 Закона о банкротстве.
Бездействие конкурсного управляющего по возврату имущества должника, привело к существенному уменьшению конкурсной массы, и как следствие нарушению прав и законных интересов кредиторов.
Так же не принимается довод конкурсного управляющего о том, что никаких иных документов подтверждающих фактическую передачу или исполнение Постановления Главы п. Ушумун от 15.11.2005 об изъятии имущества, на предприятии не было. Суд считает, что для исполнения обязанности по возврату имущества должника достаточно наличия постановления Главы п. Ушумун от 15.11.2005 и заключения временного управляющего В.Р. Муратова о наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства МУП "Ушумунское ЖКХ" от 14.02.2008. на основании постановления и заключения конкурсный управляющий должен был предпринять необходимые действия для исполнения обязанности по возврату имущества.
Таким образом, в ходе осуществления процедуры банкротства в отношении МУП "Ушумское ЖКХ" арбитражный управляющий Шабалин П.А. ненадлежащим образом исполнил обязанности конкурсного управляющего, следовательно, действовал, недобросовестно нарушая законодательство о (несостоятельности) банкротстве.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица.
Все вышеперечисленные нарушения федерального законодательства являются объективной стороной административного правонарушения предусмотренного диспозицией пункта 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ - ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве при рассмотрении настоящего дела установлены.
Неисполнение управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в действиях (бездействиях) предпринимателя Шабалина П.А. признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем у суда имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Вина предпринимателя выражается в неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.
При назначении административного наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения и считает необходимым применить к арбитражному управляющему Шабалину П.А. такую меру ответственности как административный штраф в размере 2 500 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решил:
индивидуального предпринимателя Шабалина Павла Анатольевича, проживающего по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Вяземская, 8 - 89, 22.12.1975 года рождения, уроженца г. Хабаровска, зарегистрированного 19.10.2004 за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 304272429300018, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2 500 рублей в доход федерального бюджета.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Амурской области (Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области), счет 40101810000000010003, ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск, ИНН 2801100402, КПП 280101001, БИК 041012001, код ОКАТО 10401000000.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 мая 2009 г. N А73-4077/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 октября 2009 г. N Ф03-5112/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании