Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 1 июля 2009 г. N А73-2455/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 октября 2009 г. N Ф03-5432/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2009.
Полный текст решения изготовлен 01.07.2009.
Сущность спора: Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее- ОАО "НМТП") обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 20 247 руб. 48 коп.
Истец в судебном заседании иск поддержал. В обоснование указывает на нарушение ответчиком нормативного срока доставки груза, отправленного по ж/д накладной N ЭЛ 645870 в вагоне N 52750890 от станции Новокузнецк-Северный ЗСжд до станции Мыс Астафьева ДВжд маршрутной отправкой.
Ответчик в судебном заседании иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Указал на просрочку доставки груза по причине занятости фронта выгрузки ввиду неприема станцией назначения. В случае удовлетворения иска просил снизить размер пени в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Согласно материалов дела 05.02.2008 со станции Новокузнецк-Северный ЗСЖД ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" отгрузило в адрес ОАО "НМТП" на станцию Мыс Астафьева ДВжд по ж/д накладной N Л 695870, в т.ч. в вагоне N 52750890 груз-полуфабрикаты из железа в количестве 92050 кг маршрутной отправкой.
В нарушение требований ст. 792 ГК РФ, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов ж/д транспортом, утвержденных приказом МПС РФ N 27 от 18.06.2003 вагоны прибыли на ст.Находка-Восточная ДВжд 22.02.2008, т.е. с просрочкой на 4 суток, о чем свидетельствует отметка в ж/д накладной.
Руководствуясь ст. 797 ГК РФ, ст.120 УЖТ РФ грузополучатель предъявил перевозчику претензию N пр-289/08 от 02.04.2008 на сумму пени 20 247 руб. 48 коп, которая осталась без удовлетворения. В соответствии с ответом на претензию ОАО "РЖД" от 05.05.2008 основанием для отказа послужила задержка вагона на ст. Артем-Приморский-3 по причине занятости фронтов выгрузки предприятием истца.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления иска в суд.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В силу ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Указанными обстоятельствами на основании ч. 1 ст. 29 УЖТ РФ являются непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемия или иные, не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.
Ответчик таким обстоятельством указывает занятость фронтов выгрузки.
Согласно пункту 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержке груза на станции (наименование) с указанием причины задержки, увеличения срока доставки на определенное количество суток, а также о составлении акта общей формы. Отметки удостоверяются подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно отметок в ж/д накладной спорный вагон задержан на станции Артем-Приморский-3 ДВжд понеприему грузополучателем.
На основании ст. 39 УЖТ РФ, п. 4.7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В материалы дела представлены акт общей формы N 600234 от 13.02.2008, составленный на станции Артем-Приморский-3 ДВжд, по которому спорный вагон задержан с 13.02.2008 по 21.02.2008 по причине занятости фронтов выгрузки. Кроме того, вышеназванный акт составлен ответчиком в одностороннем порядке и не содержат ни подписей работников истца, ни сведений о том, что истец от подписей актов отказался.
Доказательства того, что им (ответчиком) составлялся на станции назначения акт общей формы, что предусмотрено п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, ответчик суду не представил.
Также истцом в материалы дела представлены сведения о времени отсутствия вагонов на причале, из которых следует наличие возможности выгрузки вагонов.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для увеличения срока доставки груза в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов.
Ответчик ходатайствует о снижении размера пени, в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательств.
Согласно п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Ответчик таких доказательств не представил.
При этом, суд не находит оснований для уменьшения пени в порядке ст. 333 ГК РФ и по собственной инициативе, поскольку ее размер значительно меньше стоимости провозной платы, взимаемой за отправку вагона и отсутствуют доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Сумма пени 20 247 руб. 48 коп. взыскивается с ответчика на основании ст. 97 УЖТ РФ.
В силу ст. 110 АПК РФ госпошлина возлагается на ответчика, с учетом ее оплаты при подаче иска.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" пени 20 247 руб. 48 коп, расходы по оплате госпошлины 809 руб. 90 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок, в кассационную инстанцию- в двухмесячный срок со дня вступления в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 июля 2009 г. N А73-2455/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 октября 2009 г. N Ф03-5432/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании