Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 30 апреля 2009 г. N А73-1607/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 сентября 2009 г. N Ф03-4760/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 29.04.2009г.
В полном объеме решение вынесено 30.04.2009г.
Сущность спора: Открытое акционерное общество "Амурлитмаш" (далее - ОАО "Амурлитмаш", Общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего ОАО "Амурлитмаш" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный или излишне взысканный налог в сумме 20 915,40 руб. Также заявитель просит обязать ответчика принять решение о возврате ОАО "Амурлитмаш" суммы 20 915,40 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - налоговый орган) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель налогового органа не признавал заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании судом объявлялся перерыв с 28.04.2009 г. по 29.04.2009 г.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 14.12.2005 г. по делу А73-2552/2005-36 ОАО "Амурлитмаш" признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Трегубов А.А.
Определением арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2008 г. срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев - до 14 июня 2009 года.
ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре в адрес ОАО "Амурлитмаш" направлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 7084 то 23.01.2009 г., в соответствии с которым у Общества имеется переплата по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 915,40 рублей.
Конкурсный управляющий ОАО "Амурлитмаш" обратился в налоговую инспекцию с заявлением от 11.01.2009 г. N Н-123/36 о возврате излишне уплаченной суммы налога на пользователей автомобильных дорог в размере 20 915,40 рублей.
Налоговый орган своим решением от 14.01.2009 г. N 13 возвратил заявление конкурсного управляющего без исполнения. В соответствии с письмом заместителя начальника инспекции от 14.01.2009 г. N 11-27/13, приложенным к решению от 14.01.2009 г. N 13, основанием такого возврата послужил тот факт, что с введением конкурсного производства отсроченная задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог по состоянию на 14.01.2009 г. составила 2 829 559,75 рублей. На основании статьи 78 НК РФ не предусмотрен возврат излишне уплаченных сумм налога при наличии недоимки по налогам, пени и штрафам.
Заявитель не согласился с такими действиями налогового органа и обжаловал их в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В судебном заседании установлено, что переплата по налогу на пользователей автомобильных дорог образовалась у общества в 2005 году, налог в сумме 471 998,01 руб. взыскан платежным поручением N 42 от 17.01.2005 г., оформленным территориальным органом Федеральной службы судебных приставов во исполнение постановления налогового органа N 1 от 03.03.2003 г. об обращении взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика.
С учетом названных фактов судом установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 471 998,01 руб. (в том числе в сумме 20 915,40 рублей) не был уплачен налогоплательщиком, а был взыскан налоговым органом посредством вынесения постановления об обращении взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика и направления данного постановления в службу судебных приставов.
Порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа регулируется статьей 79 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 131 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим законом.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО "Амурлитмаш" несостоятельным (банкротом) - 21.03.2005 г. Задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог возникла у Общества до обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, следовательно, не относится к текущим платежам.
Как следует из акта совместной сверки задолженности, у налогоплательщика имеется задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог по пене в сумме 2 800 792 руб., по штрафу в сумме 31 680,80 руб. Также из акта сверки задолженности следует, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу в сумме 20 915,40 рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Следовательно, задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам, срок уплаты которых наступил до принятия судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), относится к третьей очереди, и не может быть погашена вне очереди.
Переплата по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 915,40 рублей является имуществом ОАО "Амурлитмаш" и составляет конкурсную массу. Указанные денежные средства должны быть направлены на погашение обязательств должника в порядке очередности, установленной п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве.
Как следует из реестра требований кредиторов ОАО "Амурлитмаш", кредитором первой очереди является Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, размер требований 13 582 255,06 рублей.
Налоговый орган является кредитором третьей очереди.
Сумма переплаты по налогу в размере 20 915,40 рублей не может быть зачтена в счет задолженности по уплате налогов, вошедшей в реестр требований кредиторов, поскольку должна быть направлена на погашение задолженности кредиторов первой очереди.
Отказ налогового органа в возврате суммы излишне уплаченного налога приведет к преимущественному удовлетворению требований кредиторов третьей очереди по сравнению с кредиторами первой очереди, что противоречит ст. 134 Закона о банкротстве.
Действия налогового органа по отказу в возврате суммы переплаты по налогу на пользователей автомобильных дорог не соответствуют ст. 134 Закона о банкротстве и нарушают право и обязанность предприятия на удовлетворение требований кредиторов первой очереди.
С учетом изложенного суд считает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд не принимает во внимание довод налогового органа на то обстоятельство, что основанием для отказа в возврате налога в сумме 20 915,40 руб. послужил факт истечения трех лет со дня уплаты налога. Также инспекция указывает, что о переплате налога налоговый орган сообщил обществу извещением от 30.05.2005г. N 1522.
Как следует из решения налогового органа, факт пропуска срока на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога не был указан в качестве основания для отказа в возврате налога.
Как уже указывалось ранее, переплата налога в сумме 20 915,40 руб. произошла не в связи с излишней уплатой этой суммы налогоплательщиком, а в связи с излишним взысканием этой суммы по постановлению налогового органа.
Следовательно, в данном случае не могут применяться правила п. 7 ст. 78 НК РФ, предусматривающие возможность подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, а должно применяться правило, установленное п. 3 ст. 79 НК РФ - заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии с извещением N 1522 от 30.05.2005г. налоговый орган сообщил ОАО "Амурлитмаш" об обнаружении факта излишней уплаты (взыскания) налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 915,40 рублей. В качестве доказательства направления данного извещения налогоплательщику налоговым органом представлен список заказных отправлений с документами "извещение о переплате" от 01.06.2005.
Определением суда от 11.03.2009г. налоговой инспекции предложено представить доказательство направления и вручения извещения N 1522 от 30.05.2005 г. заявителю. Доказательств вручения такого извещения ОАО "Амурлитмаш" налоговым органом суду не представлено.
В судебном заседании был исследован подлинный журнал входящей корреспонденции ОАО "Амурлитмаш" за 2005 год. Выписка из этого журнала приобщена к материалам дела.
При исследовании названного журнала судом установлено, что извещение N 1522 от 30.05.2005 г. в ОАО "Амурлитмаш" не поступало.
Заявитель утверждает, что о факте переплаты по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 915,40 рублей ему стало известно из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 5868 от 05.12.2008 . Срок на обращение с заявлением о возврате начинает течь с 06.12.2008 г.
С заявлением о возврате названной суммы ОАО "Амурлитмаш" обратилось в налоговую инспекцию 11.01.2009г., то есть без пропуска срока, установленного п. 3 ст. 79 НК РФ (учитывая, что 06.01.2009г. - выходной день, 11.01.2009г. - первый рабочий день в 2009 году).
С учетом изложенного, суд считает, что действия налогового органа по отказу ОАО "Амурлитмаш" в возврате излишне взысканного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 20 915,40 рублей, выраженные в решении N 13 от 14.01.2009 г. и письме от 14.01.20097. N 11-17/13, не соответствуют названным выше нормативным правовым актам, нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и признаются судом незаконными.
Налоговый орган обязывается судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ОАО "Амурлитмаш" излишне уплаченного налога в сумме 20 915,40 рублей.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, ст. 201 АПК РФ, решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, выразившиеся в отказе возвратить открытому акционерному обществу излишне уплаченные платежи по налогу на пользователей автодорог в сумме 20 915,40 рублей.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края возвратить открытому акционерному обществу "Амурлитмаш" сумму излишне уплаченного налога на пользователей автодорог в сумме 20 915,40 рублей.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества "Амурлитмаш" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, уплаченную индивидуальным предпринимателем Трегубовым Алексеем Андреевичем за ОАО "Амурлитмаш".
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 апреля 2009 г. N А73-1607/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 сентября 2009 г. N Ф03-4760/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании