Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 15 июня 2009 г. N А73-3672/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 ноября 2009 г. N Ф03-5754/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2009 года.
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (далее - заявитель, Управление, МТУ Ростехнадзора по ДФО) обратилось в арбитражный суд к Князе-Волконской квартирно-эксплуатационной части (далее также - КЭЧ, Князе-Волконская КЭЧ), к Федеральному государственному учреждению "Управление Дальневосточного военного округа" (далее - ФГУ "Управление ДВО") с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8 072 257,90 руб.
Сумма требований в ходе рассмотрения дела уточнялась МТУ Ростехнадзора по ДФО. Согласно принятому судом уточнению от 08.06.2009 б/н, заявитель просит взыскать задолженность в общей сумме 6 925 789,14 руб., в том числе: с ФГУ "Управление ДВО" - 4 096 409,47 руб.; с Князе-Волконской КЭЧ - 2 829 379,67 руб.
В судебном заседании представители МТУ Ростехнадзора по ДФО поддержали уточненное заявление в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Князе-Волконская КЭЧ, Управление ДВО в отзывах и их представитель в судебном заседании с заявлением не согласились, заявили ходатайство о снижении подлежащей взысканию суммы государственной пошлины, в случае удовлетворения заявления. При этом суммы начислений и частичных оплат, наличие задолженности в уточненной истцом сумме ответчики не оспаривают.
Согласно доводам отзыва и выступлениям представителя ответчиков в судебном заседании, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются сбором, уплата и взыскание которого подчиняется требованиям Налогового кодекса РФ; заявителем не соблюден установленный Налоговым кодексом РФ порядок и срок истребования и взыскания данной задолженности; для взыскания задолженности, кроме задолженности за 2 кв. 2008 г., истекли сроки взыскания, установленные Налоговым кодексом РФ; для взыскания задолженности за 1 квартал 2006 г. на дату обращения заявителя в суд истек общий трехгодичный срок исковой давности.
Судом установлено.
Князе-Волконская КЭЧ до 25.07.2005 г. являлась структурным подразделением ФГУ "Управление ДВО", с 27.06.2007 г. является самостоятельным юридическим лицом.
Князе-Волконская КЭЧ в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также размещения отходов, в связи с чем является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Князе-Волконская КЭЧ в течение 1-4 кв. 2006 г., 1-4 кв. 2007 г., 1, 2 кв. 2008 г. подавала в органы Ростехнадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, однако платежи производились не в полном объеме.
Поскольку оплата в установленный срок не была произведена, МТУ Ростехнадзора по ДФО предъявило в суд требования об уплате данной задолженности в сумме 6 925 789,14 руб. к двум ответчикам:
- 4 096 409,47 руб. - к ФГУ "Управление ДВО", задолженность за 1-4 кварталы 2006 г., 1-2 кварталы 2007 г. (в данных периодах КЭЧ входила в состав Управления ДВО);
- 2 829 379,67 руб. - к Князе-Волконской КЭЧ, задолженность за 3-4 кварталы 2007 г., 1-2 кварталы 2008 г. (в данных периодах КЭЧ являлась самостоятельным юридическим лицом).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд признал заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Материалами дела установлено, что Князе-Волконская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица - учреждения 27.06.2007 г., до указанной даты являлась структурным подразделением ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа".
Князе-Волконская КЭЧ в результате своей деятельности в 2006, 2007 гг., 1,2 кварталах 2008 г. оказывала негативное воздействие на окружающую среду посредством сбросов в водные объекты, выбросов в атмосферный воздух, размещения отходов.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В части 1 статьи 16 указанного Федерального закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632, от 12.06.2003 г. N 344 установлены порядок и предельные размеры платы за загрязнение окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 (далее - Порядок_), взимание платы предусмотрено за выброс вредных веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов.
Согласно ч. 4 ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 11, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" выбросы, сбросы, размещение отходов допускаются на основании выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды разрешений, которыми природопользователям устанавливаются нормативы, а также лимиты негативного воздействия.
Пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, установлено два вида базовых нормативов платы: 1) за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов; 2) за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Дифференцированные ставки платы, согласно п. 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, определяются умножением массы загрязняющего вещества на базовый норматив платы (в пределах нормативов или лимитов, в зависимости от вида разрешения) и на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344.
Постановлением от 12.06.2003 г. N 344 нормативны платы за сбросы в водные объекты и выбросы в атмосферный воздух устанавливаются исходя из стоимости 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (сбросов) и в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов). Причем норматив платы в пределах установленных лимитов составляет пятикратный размер платы от нормативного. За размещение отходов производства установлены единые нормативы платы в пределах установленных лимитов за 1 тонну отходов, исходя из класса опасности размещаемых отходов.
Пунктом 6 вышеназванного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Пунктом 5 Порядка установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Как следует из материалов дела, размеры платежей за негативное воздействие на окружающую среду в спорных периодах определялись Князе-Волконской КЭЧ в представляемых расчетах, расчеты произведены в соответствии с действующим законодательством.
В деле имеются поквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, составленные и подписанные уполномоченными лицами Князе-Волконской КЭЧ: руководителем и главным бухгалтером, которыми подтверждена достоверность и полнота сведений, указанных в расчетах.
Материалами дела установлено, что у Князе-Волконской КЭЧ до 2007 г. в некоторых периодах отсутствовало разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (получено 18.12.2006 г.), а также не были установлены лимиты на размещение отходов (лимиты получены 15.11.2007 г.), на протяжении всего спорного периода и до настоящего времени у КЭЧ отсутствует разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Судом исследованы и проверены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду Князе-Волконской КЭЧ. Установлено, что величины платы за негативное воздействие на окружающую среду определены в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632, от 12.06.2003 г. N 344. Доказательств несоответствия расчетов требованиям законодательства Управление ДВО, КЭЧ не представляли, суммы начислений и произведенных оплат по соответствующим периодам не оспаривали.
Указанные расчеты положены в основание исковых требований Управления. Разница между суммами, указанными в расчетах, и фактическими платежами КЭЧ, составила сумму исковых требований.
Не оспаривая сумму предъявленной к взысканию задолженности, КЭЧ, Управление ДВО в отзывах и их представители в судебном заседании указывают, что порядок взыскания задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и принятыми во исполнение данного закона нормативными правовыми актами установлен не был, в связи с чем к отношениям по уплате платы за загрязнение окружающей среды возможно применение Налогового кодекса РФ.
Данные доводы судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, как он определен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 1997 года, и, следовательно, не включаются в систему налогов, которая согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации подлежит установлению федеральным законом.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно п. 1.3 ч. 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. N 190) плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
На основании Положения от 26.05.2006 г. N 488, Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет осуществляют органы Ростехнадзора.
Функции администратора поступлений указанного вида платежа в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов от 24.07.2007 г. N 198 возложены на Федеральную службу по технологическому и экологическому надзору и ее территориальные органы.
В соответствии с п. 2 ст. 160 Бюджетного кодекса РФ территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при реализации полномочий администраторов доходов федерального бюджета осуществляют учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в том числе взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ
Таким образом, спорные платежи не входят в систему налогов и сборов, установленных налоговым законодательством; налоговые органы не являются администратором данных платежей; на данные виды платежей не распространяются порядок и сроки взыскания, установленные Налоговым кодексом РФ для осуществления полномочий налоговыми органами; на органы Ростехнадзора при осуществлении возложенных на них обязанностей и полномочий не распространяются требования Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем специального порядка и срока для взыскания платежей за негативное воздействие на окружающую среду, законодательством не установлено, в том числе не предусмотрено обязательного досудебного урегулирования такого рода задолженности.
В соответствии с Приказом руководителя Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557, ранее действовавшим Приказом руководителя Хабаровского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 30.01.2006 г. N 10-а, платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат уплате в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
Таким образом, законодательно установлены сроки для выполнения обязанности по внесению экологических платежей, после наступления которых у администратора платежей возникает право обратиться непосредственно в суд за их взысканием.
Представителем УДВО, КЭЧ был выдвинут довод об истечении срока исковой давности для взыскания суммы платы за 1 квартал 2006 г.
Согласно вышеназванным Приказам 30.01.2006 г. N 10-а, от 08.06.2006 г. N 557, срок внесения платы за 1 квартал 2006 г. - не позднее 20 апреля 2006 г. В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года. 3-годичный срок исковой давности для предъявления в суд требования о взыскании платы за 1 квартал 2006 г. истекает 21 апреля 2009 г. В то же время заявление по данному делу поступило в арбитражный суд 30.03.2009 г., принято к производству суда - 31.03.2009 г. Следовательно, довод о пропуске срока исковой давности является необоснованным.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований МТУ Ростехнадзора по ДФО и их удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчиков согласно суммам предъявленных требований к каждому ответчику. Вместе с тем учитывая заявленные ходатайства о снижении суммы государственной пошлины, имущественное положение ответчиков, то обстоятельство, что их финансирование осуществляется из федерального бюджета, сметы расходов не предусматривают средств на уплату государственной пошлины, суд на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ считает возможным снизить сумму подлежащей взысканию государственной пошлины с каждого ответчика в десять раз.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
уточненное заявление удовлетворить.
Взыскать с Князе-Волконской квартирно-эксплуатационной части (680551, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское 1, ул. ДОС,43) в доход бюджета задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 829 379 руб. 67 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 129 руб. 38 коп.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Управление Дальневосточного военного округа" (680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Серышева, 15, ИНН 2722041553) в доход бюджета задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4 096 409 руб. 47 коп., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 396 руб. 41 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 июня 2009 г. N А73-3672/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 ноября 2009 г. N Ф03-5754/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании