Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 24 сентября 2009 г. N А73-12484/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. N Ф03-7344/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2009 г. N 06АП-4673/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ" (далее - ООО "Римбунан Хиджау ДВ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Амурской таможни от 28.07.2009 по делу об административном правонарушении N 10713000-110/2009, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании на требованиях настаивала, в обоснование своих требований ссылается на отсутствие в действиях события правонарушения, поскольку считает, что им представлены надлежащие документы, относящиеся к задекларированному товару.
Представитель Амурской таможни с предъявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, факт правонарушения и вина заявителя в его совершении доказаны материалами административного производства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Суд установил:
25.09.2006 ООО "Римбунан Хиджау ДВ" и Суйфэньхэ Сити Хаосэнь Трейд компании Лимитед, КНР заключили контракт N HLSF-602 на поставку из России в КНР различных лесоматериалов.
27.03.2009 в целях исполнения условий контракта N HLSF-602 от 25.09.2006 ООО "Римбунан Хиджау ДВ" в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост Амурской таможни была подана временная грузовая таможенная декларация N 10713030/270309/0001113 на оформление в соответствии с таможенным режимом экспорта лесоматериалов из лиственницы.
Совместно с ВРД N 10713030/270309/0001113 ООО "Римбунан Хиджау ДВ" 27.03.2009 в таможенный орган представлены фитосанитарные сертификаты на каждый отправляемый вагон, выданные декларанту Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору с 25 по 30 марта 2009.
22.05.2009 ООО "Римбунан Хиджау ДВ" в Комсомольский-на-Амуре таможенный пост представило полную таможенную декларацию N 10713030/220509/0002137 на оформление вывезенных лесоматериалов, ранее заявленных в ВРД N 10713030/270309/0001113.
В ходе проверки документов, представленных с ПВД N 10713030/220509/0002137, а именно железнодорожной накладной N АИ 297719, установлено, что в числе прочих фитосанитарных сертификатов декларантом в таможенный орган предоставлен фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26 марта 2009 года, оформленный на лесоматериалы из ели, погруженные в вагон N 54240035.
Однако согласно сведениям, содержащимся в графе 27 железнодорожной накладной N АИ 297719 товар - лесоматериалы из ели был загружен и вывезен в вагоне N 54224035. В соответствии со сведениями, содержащимися в графе 23 железнодорожной накладной, к данному вагону прилагается фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26.03.2009, выданный для осуществления вывоза товара в вагоне N 54240035. Вследствие этого декларантом при декларировании представлен недействительный фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26.03.2009, который был заявлен в графе 44 ВРД и ПВД.
По данному факту 03.07.2009 государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля Комсомольского-на-Амуре таможенного поста Амурской таможни в отношении ООО "Римбунан Хиджау ДВ" был составлен протокол об административном правонарушении N 10713000-110/2009 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
28.07.2009 начальником Амурской таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО "Римбунан Хиджау ДВ" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ за представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Римбунан Хиджау ДВ" обратилось с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу пунктов 1, 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности разрешений, лицензий, сертификатов и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 13 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Кроме того, статьей 158 Таможенного кодекса Российской Федерации на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность по соблюдению запретов и ограничений, не носящих экономического характера и установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены, в частности, на обеспечение соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся представления в таможенный орган Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Номенклатурой товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, предусмотрено, что лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные подлежат карантинному фитосанитарному контролю (письмо Федеральной таможенной службы от 14.12.2006 N 06-73/44165 "О номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю").
Статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" установлено, что вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163, оформление и выдачу фитосанитарного сертификата (ФСС) осуществляет Россельхознадзор непосредственно или территориальный орган Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции.
Согласно Номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утвержденной Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 11.12.2006, лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные, кроме подвергнутых тепловой обработке, окрашенных, пропитанных антисептиками, покрытых лаком, по коду ТН ВЭД России из 4403 (кроме 4403 10 000), являются товарами с высоким фитосанитарным риском и подлежат карантинному фитосанитарному контролю.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Примечанием к статье 16.1 КоАП РФ установлено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объективную сторону противоправного деяния образуют заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Под ограничением в данной норме с учетом обстоятельств настоящего дела понимается осуществление таможенного оформления экспортируемых лесоматериалов только при наличии у экспортера фитосанитарного сертификата.
Как следует из материалов дела, вместе с ПВД N 10713030/220509/0002137 в таможенный пост представлена железнодорожная накладная N АИ 297719 и установлено, что в числе прочих фитосанитарных сертификатов декларантом в таможенный орган предоставлен фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26 марта 2009 года, оформленный на лесоматериалы из ели погруженные в вагон N 54240035, однако, согласно сведений, содержащихся в графе 27 железнодорожной накладной N АИ 297719, товар - лесоматериалы из ели были загружены и вывезены в вагоне N 54224035.
В соответствии со сведениями, содержащимися в графе 23 железнодорожной накладной, к данному вагону прилагается фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26.03.2009, выданный для осуществления вывоза товара в вагоне N 54240035. Вследствие этого декларантом при декларировании представлен недействительный фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26.03.2009, который был заявлен в графе 44 ВРД и ПВД.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что действия ООО "Римбунан Хиджау ДВ" были правомерно квалифицированы таможенным органом по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку при таможенном оформлении экспорта лесоматериалов Обществом был представлен недействительный документ (фитосанитарный сертификат N 156270608260309020 от 26.03.2009) как документ, необходимый для целей осуществления таможенного контроля.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Общество имело возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, однако не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств, что подтверждает наличие в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод представителя заявителя о разных номерах в протоколах об административных правонарушениях судом не принимается, поскольку содержания протоколов идентичны.
Не принимается довод общества о неизвещении ООО "Римбунан Хиджау ДВ" о времени и месте составления протокола.
Из материалов административного производства следует, что телеграммой с уведомлением Амурская таможня известила ООО "Римбунан Хиджау ДВ" о том, что составление протокола состоится 03.07.2009 в 13 часов 30 минут. От общества в адрес таможни поступило ходатайство о невозможности участия в составлении протокола в 13 часов 30 минут с просьбой перенести время составления протокола на 03.07.2009 на 15 часов 00 минут. На ходатайстве имеется резолюция должностного лица "Для учета в работе и переносе времени на 15.00 03.07.2009". При составлении протокола присутствовал Соколов К.В. по доверенности. Административный орган предоставил привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты. Тот факт, что Амурская таможня не известила по факсу или иным образом о переносе составления протокола с 13.30 на 15.00 не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Не принимается довод представителя общества о том, что при составлении протокола допущено лицо не имеющее полномочий, то есть без доверенности. В материалах административного дела, представленного Амурской таможней, имеется доверенность на представителя Соколова К.В., который присутствовал при составлении протокола.
Не принимается довод представителя заявителя об отсутствии необходимости указания в фитосанитарном сертификате номера вагона.
Из материалов дела следует, что по ВРД N 10713030/270309/0001113 ООО "Римбунан Хиджау ДВ" 27.03.2009 в таможенный орган представлены фитосанитарные сертификаты на каждый отправляемый вагон, выданные декларанту Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В связи с чем в данном случае отдельный вагон с грузом является партией подкарантинной продукции, и для каждой партии необходим фитосанитарный сертификат.
Согласно статье 2 ФЗ "О карантине растений" от 15.07.2000 за N 99-ФЗ партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) является - количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ транспортное средство - единица железнодорожного подвижного состава, которые используются для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров.
В данном случае был указан в сертификате номер вагона, и данный номер не соответствует номеру вагона вывозимой партии.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Амурской таможни от 28.07.2009 по делу об административном правонарушении N 10713000-110/2009, поскольку факт административного правонарушения и вина ООО "Римбунан Хиджау ДВ" доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела документами.
Исходя из положений части 3 статьи 4.1, пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, при назначении Обществу административного наказания таможенным органом был применен минимальный размер штрафа установленного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований ООО "Римбунан Хиджау ДВ" о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни по делу об административном правонарушении N 10713000-110/2009 от 28.07.2009 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 сентября 2009 г. N А73-12484/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. N Ф03-7344/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2009 г. N 06АП-4673/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании