Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 23 июня 2009 г. N А73-13992/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2009 г. N Ф03-7331/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2009 г. N 06АП-3241/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2009 г., изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 23.06.2009 г.
Краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Лермонтовское" (далее по тексту - КГУСП "Лермонтовское", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, административный орган) от 20.11.2008 N 80, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В заседании произведена замена стороны по делу - Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям в связи с реорганизацией административного органа.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились, полагают, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку факт административного правонарушения и вина заявителя подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Представители прокуратуры, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились, представив письменный отзыв.
В заседании объявлялся перерыв с 16.06.2009 г. по 19.06.2009 г.
В ходе судебного разбирательства суд установил:
06.11.2008 в 15 часов 30 минут должностными лицами Бикинской городской прокуратуры, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на основании письма Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры от 25.08.2008 N 16-08, проведена совместная внеплановая проверка КГУСП "Лермонтовское", расположенное по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, ул. Центральная, д. 18, по соблюдению законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а именно нарушены условия хранения непригодных пестицидов и агрохимикатов на территории машинного двора отделения "Лончаково" КГУСП "Лермонтовское".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.10.2008 N 156.
По данному факту 09.10.2008 исполняющим обязанности Бикинского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении КГУСП "Лермонтовское" дела об административном правонарушении по статье 8.3 КоАП РФ, которое по подведомственности направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Хабаровскому краю.
20.11.2008 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 80 по делу об административном правонарушении, которым заявитель за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, КГУСП "Лермонтовское" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", принятый Государственной Думой 20.12.2001, определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 49 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе их действующими веществами, а также с агрохимикатами устанавливает Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Статьей 1 Закона установлены основные понятия: пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.
В силу требований статьи 19 ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Согласно статье 24 указанного Закона обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 34 утверждены и введены в действие с 01.02.2002 санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" СанПин 1.2.1077-01 (далее по тексту - Правила, СанПиН).
Настоящие санитарные правила и нормы разработаны на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" (пункт 1.1. Правил).
Санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях (далее - лечебные учреждения) независимо от их принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией лечебных учреждений. Настоящие санитарные правила устанавливают требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях (пункты 1.2, 1.3, 1.4 Правил).
Согласно пункту 3.1. Правил хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.7 СанПиНа на территории комплекса (склада) выделяется площадка с водонепроницаемыми колодцами - нейтрализаторами или другими емкостями для сбора и обезвреживания сточных и промывных вод, загрязненных пестицидами и агрохимикатами. На крупных складах целесообразно оборудование печей или других устройств для высокотемпературного (плазменного) обезвреживания пришедших в негодность пестицидов. На территории оборудуются автовесы (под навесом) или специально построенная весовая, а также навес (склад) пустой тары из-под ранее использованных пестицидов и агрохимикатов, предварительно очищенной и обезвреженной.
Пунктом 3.9 Правил установлено, что складирование пестицидов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Высота штабеля при хранении препаратов в мешках, металлических барабанах, бочках вместимостью не менее 5 л, картонных и полимерных коробках, ящиках, флягах допускается в три яруса. При использовании стеллажей высота складирования может быть увеличена. Минимальное расстояние между стеной и грузом должно быть не менее 0,8 м, между перекрытием и грузом - 1 м, между светильником и грузом - 0,5 м, расстояние между полом и стеллажом - 0,8 м. Запрещается хранение пестицидов навалом.
Согласно пунктам 3.10, 3.19 СанПиНа пестициды на склады должны поступать в таре, отвечающей требованиям соответствующей нормативной и технической документации. На каждой упаковочной единице должна быть оформленная в установленном порядке тарная этикетка. К каждой упаковочной единице должны прилагаться (приклеиваться или наноситься непосредственно на тару) рекомендации по применению, утвержденные в установленном порядке. Запрещается использовать помещения складов для хранения продуктов питания, фуража, различных предметов хозяйственного и бытового назначения, а также хранение пестицидов и агрохимикатов в помещениях, не предназначенных для этих целей, и под открытым небом.
В соответствии с пунктом 3.26 Правил ежегодно, по окончании сезона обработок, проводят инвентаризацию пестицидов и агрохимикатов с составлением акта.
Анализ вышеуказанных нормативных положений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод, что КГУСП "Лермонтовское" допускаются нарушения требований: Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" СанПин 1.2.1077-01. Так, КГУСП "Лермонтовское" на территории машинного двора отделения "Лончаково" в отдельно стоящих деревянных строениях осуществляет хранение непригодных пестицидов в количестве около 800 кг. и пригодных пестицидов "Ордан" в количестве 525 кг. Пестициды хранятся в частично поврежденной таре. Не произведено разделение пестицидов по требованиям совместимости, а именно допущено совместное хранение порошкообразных и жидких пестицидов. Помещения, в которых осуществляется хранение пестицидов, не имеет соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений. Тем не менее суд принимает довод заявителя о невозможности разделения части пестицидов перемешавшихся между собой.
Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, является составом правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая, что факт правонарушения подтверждается материалами дела с учетом того обстоятельства, что ранее при проведении проверки в апреле 2008 г. и при вынесении предписания от 16.04.2009 г. были выявлены иные нарушения (пестициды хранились вне помещения), административный орган правомерно квалифицировал данное нарушение по статье 8.3 КоАП РФ.
Вина КГУСП "Лермонтовское" заключается в бездействии по исполнению требований законодательства по хранению и использованию пестицидов и агрохимикатов, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, который может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.
Довод заявителя о невозможности обеспечить хранение пестицидов в соответствии с вышеуказанными нормами по причине необходимости значительных финансовых вложений отклоняется судом, поскольку предприятие имело возможность не принимать указанные пестициды на хранение. Кроме того, ряд выявленных нарушений, в частности хранение пестицидов в нарушенной упаковке, не требует больших затрат.
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ подтверждается актом проверки N 156 от 06.10.2008, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.10.2008, представлением Прокуратуры от 13.10.2008 N 23-08 об устранении нарушений, результатами определения пестицидов на соответствие стандартов от 12.11.2008, постановлением по делу об административном правонарушении от 20.11.2008 N 80.
Таким образом, административный орган обоснованно признал заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ, его вина заключается в бездействии по исполнению возложенных на него законом обязанностей.
Не установив обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину, административный орган обоснованно применил в отношении заявителя низший предел санкции, установленной статьей 8.3 КоАП РФ для юридических лиц.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, вынесению оспариваемого постановления реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных ст.ст. 28.4, 23.29 главами 28, 29 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности в ходе рассмотрения дела не установлено.
Довод заявителя о ненадлежащем извещении Предприятия о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не подтвержден материалами дела, поскольку законный представитель Предприятия - директор Посметьева В. М. присутствовала при вынесении прокуратурой постановления о возбуждении дела.
Срок привлечения к ответственности соответствует требованиям АПК РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено законно, оснований для его отмены не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, суд решил
в удовлетворении требований Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Лермонтовское", расположенного по адресу: с. Лермонтовка, ул. Центральная, 18 о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору "Россельхознадзор" по Хабаровскому краю и ЕАО от 20.11.2008 N 80, которым КГУСП "Лермонтовское" привлечено к административной ответственности по статье 8.3. КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июня 2009 г. N А73-13992/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2009 г. N Ф03-7331/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2009 г. N 06АП-3241/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании