Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 5 октября 2009 г. N А73-13107/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2010 г. N Ф03-8062/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество, ООО "К") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю NN 14-51/14, 14-51/15 от 01.07.2009, которыми Общество и его директор привлечены к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 и 4 000 рублей соответственно.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания ООО "К" явку своего представителя в нем не обеспечило.
Представитель административного органа с доводами заявителя не согласилась, считая, что отсутствуют основания для отмены постановления N 14-51/14 от 01.07.2009, а производство по делу N 14-51/15 от 01.07.2009 необходимо прекратить по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
17.06.2009 года должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю на основании поручения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю N 14-48/77 от 17.06.2009 проведена проверка деятельности ООО "К" по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и проверка полноты учета выручки.
В ходе проверки 17.06.2009 в 14 часов 30 минут в салоне "К", в котором осуществляет свою деятельность ООО "К", расположенном по адресу: г. Советская Гавань ул. Киевская, 13 - 2, установлено не оприходование денежной выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки от 17.06.2009 года N 14-49/15.
18.06.2009 в отношении ООО "К" в присутствии законного представителя директора Общества Захаровой А.Б. по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 15.
18.06.2009 в отношении директора ООО "К" Захаровой Анны Брониславовны по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N 16.
Из объяснений директора ООО "К" Захаровой Анны Брониславовны, данного 17.06.2009 следует, что действия объясняются неопытностью и невниманием.
01.07.2009 начальником Межрайонной ИФНС N 5 по Хабаровскому краю Соколовой Т.М. по результатам рассмотрения протокола и материалов проверки вынесено постановление N 14-51/14 о привлечении ООО "К" к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 рублей.
01.07.2009 начальником Межрайонной ИФНС N 5 по Хабаровскому краю Соколовой Т.М. по результатам рассмотрения протокола и материалов проверки вынесено постановление N 14-51/15 о привлечении директора ООО "К" Захарову Анну Брониславовну к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании их законности.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки; обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию; производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Пунктами 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40, установлено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Пунктом 25 Порядка установлено, что на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Во время проверки проверяющим распечатан полный фискальный отчет с контрольно-кассовой техники "Элвес-микро-ю" заводской N 00195975 N 1 от 17.06.2009 за период с 17.04.2009 по 17.06.2009 сумма выручки составила 134 642 рубля 00 копеек.
Согласно записям в журнале кассира-операциониста общая выручки за проверяемый период составляет 129 407 рублей 00 копеек.
Таким образом, установлены расхождения в целом за проверяемый период между суммами наличных денежных средств, отраженных в ЖКО и суммами наличных денежных средств, полученными с применением контрольно-кассовой техники, зафиксированными в фискальном отчете в сумме 3 680 рублей (Z-отчет N 370 от 16.06.2009 не занесен в журнал кассира-операциониста).
Кассовая книга предприятия и журнал кассира-операциониста ведутся не ежедневно. За 16.06.2009 общая сумма не оприходованной выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники составила 3 680 рублей.
В нарушение пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением N 104 от 30.08.1993 журнал кассира-операциониста ведется с нарушением установленного порядка, суммы выручки не скреплены подписями кассира и представителя организации.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, является административным нарушением и влечет наступление ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения ООО "К" административного правонарушения и наличии у налогового органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю N 14-51/14 от 01.07.2009, поскольку факт административного правонарушения и вина организации доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю N 14-51/15 от 01.07.2009 о привлечении директора ООО "К" Захарову Анну Брониславовну к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 150 АПК РФ предусматривает прекращение производства по делу если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку постановление N 14-51/15 от 01.07.2009 вынесено в отношении должностного лица - Захаровой Анны Брониславовны, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по делу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований ООО "К" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю N 14-51/14 от 01.07.2009, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, отказать.
Производство по делу в части признания незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю N 14-51/15 от 01.07.2009 о привлечении директора ООО "К" Захаровой Анны Брониславовны к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 октября 2009 г. N А73-13107/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2010 г. N Ф03-8062/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании