Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 31 июля 2009 г. N А73-9027/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2010 г. N Ф03-948/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 17.07.2009.
Полный текст решения изготовлен 31.07.2009.
ООО "Каприз" посредством факсимильной связи заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с нахождением директора общества О.В. Кащук по семейным обстоятельствам на Украине до сентября 2009 года.
Суд полагает заявленное ходатайство не подлежащим удовлетворению, в связи с сокращенными сроками рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Кроме того, явка представителя заявителя судом не признана обязательной, позиция общества, изложенная в заявлении, суду понятна, необходимости в представлении дополнительных доказательств не установлено.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью "Каприз" (далее - ООО "Каприз", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями отменить акт от 11.06.2009 N 108, протокол об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39, а также постановление от 23.06.2009 N 02-01-23/39-39(н/о) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 17.07.2009 производство по настоящему делу в части оспаривания акта проверки от 11.06.2009 N 108 и протокола об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39 прекращено.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.
Изучив материалы дела, суд установил:
11.06.2009 Межрайонной ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю на основании постановления и. о. начальника инспекции N 10 от 11.06.2009 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине "Каприз", расположенном по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, п.Эворон, ул. Вокзальная, 16, принадлежащем ООО "Каприз".
В ходе проверки административным органом установлено, что обществом не осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом при хранении и реализации алкогольной продукции, что выразилось в отсутствии в магазине средств измерения температуры и влажности воздуха. Кроме того, на момент проверки не были представлены документы, подтверждающие легальность оборота и происхождения реализуемой алкогольной продукции, а именно: отсутствовали товарно-транспортные накладные на вино "Шардоне", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 17.02.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 145 руб., вино "Мерлот", емк. 2 л, 10-12%, дата розлива 07.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб., вино "Вишневое", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 24.09.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 115 руб., водку "Немировская особая", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 16.04.2009, в количестве 20 бут., водку "Ладога Медовая", емк. 0,5 л, дата розлива 28.05.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб., водку "Ладога Хлебная", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 12.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб. На водку "Немировская особая" также отсутствовал сертификат соответствия.
Документы на алкогольную продукцию были представлены в Инспекцию 15.06.2009.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.06.2009 N 08-08.
15.06.2009 должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю в отношении ООО "Каприз" в присутствии его законного представителя - директора Кащук О.В. составлен протокол N 08/39 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
23.06.2009 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником инспекции вынесено постановление N 02-01-23/39-39(н/о), которым ООО "Каприз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением послужило основанием для обращения в суд.
Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Правовые основы продажи алкогольной продукции устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие настоящего закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Как указано в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии со статьей 10.2. названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированной спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для спиртосодержащей продукции, производство которой осуществлено на территории Российской Федерации), уведомления (для нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
В соответствии со статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2. настоящего Федерального закона, а также без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.
Обязанность продавца иметь на продаваемую алкогольную продукцию вышеуказанные документы предусмотрена пунктом 139 Правил продаж отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи).
Пункт 12 раздела I "Общие положения" Правил продажи содержит требование, в соответствии с которым продавец обязан ознакомить потребителя по его требованию с сертификатами и товарно-сопроводительными документами на продаваемую продукцию.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Правил продажи, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах; продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров; продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение Санитарных правил (СанПиН) 2.3.6.1066-01 является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 6.4 СанПиНа 2.3.6.1066-01 контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте.
Судом по материалам дела установлено, что на момент проверки 11.06.2009 Обществом не были представлены документы, подтверждающие легальность происхождения и оборота алкогольной продукции, а именно отсутствовали товарно-транспортные накладные на вино "Шардоне", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 17.02.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 145 руб., вино "Мерлот", емк. 2 л, 10-12%, дата розлива 07.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 250 руб., вино "Вишневое", емк. 1 л, 10-12%, дата розлива 24.09.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 115 руб., водку "Немировская особая", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 16.04.2009, в количестве 20 бут., водку "Ладога Медовая", емк. 0,5 л, дата розлива 28.05.2008, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб., водку "Ладога Хлебная", емк. 0,5 л, 40%, дата розлива 12.03.2009, в количестве 1 бутылки, по цене 134 руб. На водку "Немировская особая" также отсутствовал сертификат соответствия. Указанные документы были представлены в инспекцию в полном объеме в день составления протокола об административном правонарушении 15.06.2009.
Также судом по материалам дела установлено, что обществом не осуществлялся контроль за температурно-влажностным режимом хранения алкогольной продукции в магазине, что выразилось в отсутствии в месте хранения и реализации алкогольной продукции средств измерения температурно-влажностного режима.
Проверка проводилась в присутствии продавца Трегубовой М.Н., которая подписала акт проверки без замечаний. Довод заявителя о том, что на момент проверки измерительные приборы в магазине имелись, материалами дела не подтверждается.
Установив в действиях ООО "Каприз" наличие признаков правонарушения, выразившегося в непредставлении в момент проверки необходимой и достоверной информации о товаре и его изготовителе, содержащейся в товаросопроводительных документах, Инспекция правомерно вынесла постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.16. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.06.2009 N 08/39, актом проверки от 11.06.2009 N08-08, объяснительной директора Кащук О.В. от 15.06.2009.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в несоблюдении установленных государством обязательных условий осуществления оборота алкогольной продукции, а также в не осуществлении должного производственного контроля за соблюдением правил розничной продажи алкогольной продукции. Обществом не представлено суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности соблюдения своих публично-правовых обязанностей, в частности, в области соблюдения порядка оборота алкогольной продукции.
Ссылка ООО "Каприз" на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не принимается судом во внимание в силу следующего:
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Федеральная налоговая служба в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 об утверждении Положения "О Федеральной налоговой службе" осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, имеет полномочия в части применения мер предупредительного и профилактического характера, а также санкций, направленных на ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом, согласно пункту 3 статьи 1 вышеназванного Закона, положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Перечень документов, сопровождающих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с положениями Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец обязан иметь сопроводительные документы, подтверждающие легальность происхождения и оборота реализуемой алкогольной продукции, а также обязан доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям.
Таким образом, при проверке легальности оборота алкогольной продукции в розничной торговле у организации не возникает обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля, следовательно, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294 на указанные проверки не распространяются.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения ООО "Каприз" к административной ответственности. В ходе производства по делу об административном правонарушении законному представителю общества была предоставлена возможность осуществлять защиту прав юридического лица, в том числе, представлять письменные доказательства, давать пояснения, присутствовать при составлении протокола, участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю от 23.06.2009 N 02-01-23/39-39(н/о), поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью "Каприз" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю от 23.06.2009 N 02-01-23/39-39(н/о) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16. КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31 июля 2009 г. N А73-9027/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2010 г. N Ф03-948/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании