Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 19 октября 2009 г. N А73-14747/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2010 г. N Ф03-951/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2009 года.
В заседании суда в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 12.10.2009 года по 15.10.2009 года.
ОАО "Российские железные дороги" филиал "Дальневосточная железная дорога" обратилось в арбитражный суд к Дальневосточному территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о:
- признании незаконными (нарушающими положение ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ) действий по проведению плановой проверки Дорожных электротехнических мастерских сигнализации и связи Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" в период с 07.09.2009 года по 26.09.2009 года;
- признании недействительным распоряжения и.о. начальника Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ю.А. Вашуриной N 280 от 03.09.2009 года в связи с его несоответствием ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ.
Представитель заявителя на требованиях настаивает, поскольку плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года. Проверенные Дорожные электротехнические мастерские сигнализации и связи являются филиалом юридического лица - ОАО "Российские железные дороги".
В период с 19.05.2009 года по 08.06.2009 года уже проводилась плановая проверка Пятой Хабаровской дистанции пути Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги, соответственно повторная проверка проведена в нарушение ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
Представитель Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту с заявленными требованиями не согласен, считая, что проводилась проверка разных объектов Хабаровского отделения ОАО "Российские железные дороги".
Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд установил:
03.09.2009 года Дальневосточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту издано распоряжение о проведении проверки Дорожных электротехнических мастерских сигнализации и связи Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги, филиала ОАО "Российские железные дороги", период проверки: с 07.09.2009 года по 26.09.2009 года.
Согласно распоряжению N 147 от 18.05.2009 года плановая проверка уже проводилась в Пятой Хабаровской дистанции пути Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Заявитель в связи с этим считает, что проверка одного и того же предприятия (Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги) не может быть проведена дважды.
Суд с доводами заявителя не может согласиться по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, однако в структуру юридического лица, ОАО "Российские железные дороги", входит 171 филиал. Филиалы имеют свои отделения.
В соответствии с п. 23 Устава ОАО "Российские железные дороги" общество может в у установленном порядке создавать в Российской Федерации и на территории других государств филиалы и открывать представительства. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, принадлежащим обществу.
Филиал ОАО "Российские железные дороги" - Дальневосточная железная дорога является обособленным подразделением, имеющим свои структурные подразделения, в том числе Хабаровское отделение. Отделения железной дороги имеют в своем составе структурные подразделения.
Хабаровское отделение Дальневосточной железной дороги имеет в своем составе, в том числе, Пятую Хабаровскую дистанцию пути и Дорожные электротехнические мастерские сигнализации и связи.
Структурные подразделения имеют Положения, в которых определены задачи и функции. Каждое подразделение наделено имуществом, которое составляет основные фонды, оборотные средства и иные ценности, самостоятельно осуществляет налоговый, бухгалтерский, управленческий и статистический учет, наделено определенными правами и обязанностями.
Закон N 294-ФЗ не устанавливает, каким образом должны проводиться проверки филиалов обособленных подразделений. Однако учитывая невозможность проведения проверок одновременно всех структурных подразделений, а также выполнение ими самостоятельных функций, Роспотребнадзор правомерно проводит проверки предприятий по железнодорожному транспорту отдельно по каждому подразделению.
В соответствии со ст. 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля. В связи с чем в пределах предоставленных полномочий и.о. начальника отдела было издано разрешение на проведение проверки.
Таким образом, основания для признания недействительным распоряжения, выданного в пределах предоставленных Дальневосточному территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту полномочий, отсутствуют.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным при наличии двух условий: 1) его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение им прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили эти действия (бездействие). Вместе с тем данная норма не освобождает заявителя от предусмотренной ст. 65 АПК РФ необходимости доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства того, что оспариваемыми действиями нарушены права общества, заявителем не представлены.
Следовательно, для признания недействительным распоряжения Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту не соблюдены два условия, установленные п. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 201 АПК РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал "Дальневосточная железная дорога", заявленных к Дальневосточному территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о:
- признании незаконными (нарушающими положение ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ) действий по проведению плановой проверки Дорожных электротехнических мастерских сигнализации и связи Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в период с 07.09.2009 года по 26.09.2009 года;
- признании недействительным распоряжения и.о. начальника Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ю.А. Вашуриной N 280 от 03.09.2009 года в связи с его несоответствием ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 октября 2009 г. N А73-14747/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2010 г. N Ф03-951/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании