Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 18 сентября 2009 г. N А73-10080/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-239/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 18.09.2009 г.
ОАО "Ростелеком" (далее заявитель и Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО (далее УФРС, регистрирующий орган) о признании действий по отказу в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2008 года N 1291 незаконными и обязании УФРС произвести государственную регистрацию указанного договора аренды земельного участка.
Общество заявлением от 17.08.2009 года уточнило требования и просит:
Признать действия УФРС по отказу в проведении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2008 года N 1291, выраженные в уведомлении об отказе от 19.06.2009 г. N 01/044/2009-566 незаконными и обязать УФРС произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.12.2008 года N 1291, заключенного между Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска и ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Уточнение судом принято.
Представитель Общества уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
УФРС в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, полагая отказ в регистрации договора аренды земельного участка законным и обоснованным в виду не представления заявителем необходимых для регистрации документов.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании полагают отказ в регистрации необоснованным, а требования заявителя подлежащими удовлетворению по основания, указанным в отзыве.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Распоряжением N 7218-р от 24.12.2003 года Министерства имущественных отношений РФ утвержден пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия связи "Ростелеком", включенных в уставный капитал акционерного общества открытого типа междугородной и международной электрической связи "Ростелеком". В данный перечень за инвентарными номерами 0101901 и 0101902 включены 2 объекта (литеры А, А1 и Б), расположенных в г. Хабаровске, ул. Воронежское шоссе, 172.
Постановлением Мэра города Хабаровска от 22.07.2008 года N 2061 в порядке переадресации объектам недвижимости, являющимся объектами технического учета под инвентарным номером 14873, литеры А, А1, Б, В, Д, Ж, И согласно техническим паспортам, расположенным в городе Хабаровске, Краснофлотский район, ул. Победы, присвоен городской учетный номер объектов недвижимости - 73, (учтенных ранее по Воронежскому шоссе N 172).
03.12.2008 года постановлением Мэра города Хабаровска N 3691 от 03.12.2008 года ОАО "Ростелеком" предоставлен из земель категории "земли населенных пунктов", участок площадью 18 227,0 кв.м с кадастровым номером 27:23:010708:12, расположенный в Краснофлотском районе г. Хабаровска по адресу: ул. Победы, 73 для использования под нежилые здания, используемые под производственную базу в аренду сроком на 10 лет согласно проекту границ земельного участка".
Пунктом 2 постановления определено Департаменту муниципальной собственности администрации города заключить договор аренды согласно пункту 1 настоящего постановления после расторжения договора аренды земельного участка от 11.03.2000 N 342.
09.12.2008 года между Департаментом и ОАО "Ростелеком" на основании постановления от 03.12.2008 года заключен договор аренды земельного участка, площадью 18 227,0 кв.м с кадастровым номером 27:23:010708:12, расположенный в Краснофлотском районе г. Хабаровска по адресу: ул. Победы, 73 для использования под нежилые здания, используемые под производственную базу. В соответствии с пунктом 1.2 договора сроком действия с 09.12.2008 года по 08.12.2018 года.
Принимая во внимание, что срок действия договора аренды составляет 10 лет, 21апреля 2009 года ОАО "Ростелеком" обратилось в УФРС по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением и пакетом документов для проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка.
В соответствии с распиской о получении документов Обществом было представлено: заявление от 17.04.2009 г., платежное поручение от 15.04.2009 г. N 2388, доверенность от 17.11.2008 г., договор аренды земельного участка от 09.12.2008 г., кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2008 г., передаточный акт от 09.12.2008 г., протокол разногласий от 18.12.2008 г., постановление Мэра г. Хабаровска от 03.12.2008 г. N 3691, распоряжение от 24.12.2003 г. N 7218-Р.
13.05.2009 года письмом N 01/044/2009-566 на основании п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) УФРС приостановило государственную регистрацию сроком на один месяц, в качестве причины указав, что согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с земельным законодательством.
Для осуществления государственной регистрации предложено представить документы, подтверждающие надлежаще оформленное право ОАО "Ростелеком" на нежилые здания, земля под использование которых, предоставляется по вышеуказанному договору аренды.
Уведомлением от 13.05.2009 года N 01/044/2009-566 государственная регистрация вновь была приостановлена с 24.04.2009 сроком на один месяц по причине отсутствия в представленных по первоначальному уведомлению документах, сведений об объектах недвижимости, расположенных по ул. Победы, 73 в г. Хабаровске, земля под которые предоставляется по вышеуказанному договору аренды.
Обществом согласно расписки от 20.05.2009 года дополнительно было представлено постановление Мэра г.Хабаровска о присвоении городского учетного номера объектам недвижимости от 22.07.208 г. N 2061.
Письмом от 19.06.2009 года N 01/044/2009-566 УФРС отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды, указав, что поскольку в ЕГРП сведения о регистрации прав ОАО "Ростелеком" на объекты недвижимости, расположенные на предоставленном земельном участке, отсутствуют; а из представленных документов невозможно установить, что объектам, расположенным ранее по Воронежскому шоссе, 172 присвоен адрес: г. Хабаровск, ул. Победы, 73, государственная регистрация договора невозможна.
Не согласившись с таким решением регистрирующего органа ОАО "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Как следует из абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав является - не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 4 ст. 16 данного Закона вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 17 Закона о регистрации установлен перечень документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации.
В соответствии с данным пунктом основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
При этом в силу п. 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как следует из материалов дела, заявителем для осуществления государственной регистрации договора аренды земельного участка были представлены все имеющиеся у него документы: платежное поручение от 15.04.2009 г., доверенности от 05.03.2008 г., от 17.11.2008 года, договор аренды земельного участка от 09.12.208 года N 1291, передаточный акт от 09.12.2008 г., протокол разногласий от 18.12.2009 г., кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2008 г. N Р23/08-745постановление мэра от 03.12.2008 г. N 3691, распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 24.12.2003 N 7218-р и дополнительно представлено постановление Мэра N 2061 от 22.07.2008 года о присвоении городского учетного номера объектам недвижимости.
Основанием для отказа в регистрации договора аренды земельного участка явилось не представление документов о регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на предоставленном земельном участке и несоответствие данных по адресу местонахождения объектов недвижимости, указанных в договоре иным представленным документам со ссылкой на п. 1 ст. 36 земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом от 30 октября 2007 г. N 370 Министерства экономического развития и торговли РФ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2007 г. N 10555) утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Как было указано выше заявитель представил все имеющиеся у него документы, включая распоряжение N 7218-р от 24.12.2009 об утверждении пообъектного перечня имущества, включенного в уставный капитал Общества. Данный документ также не принят регистрирующим органом как не подтверждающий права на объекты недвижимости, с указанием на отсутствие регистрации права на объекты в установленном порядке.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное.
Полномочиями по контролю за использованием земель на территории города Хабаровска наделен Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, который действует в соответствии с утвержденным решением N 194 от 24.01.2006 г. Хабаровской городской Думой Положением. Департамент в том числе выступает арендатором земельных участков, заключает договоры, осуществляет продажу в собственность земельных участков, расположенных на территории города.
Так в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим земельным законодательством Департаментом заключен договор аренды земельного участка N 1291 от 09.12.2008 года, площадью 18 227 кв.м, расположенный в г. Хабаровске по ул. Победы, 73 для использования под производственную базу.
То есть, как следует из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства, именно на Департамент муниципальной собственности возложены функции по проверке документов о регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, предполагаемом к сдаче в аренду какому-либо лицу и дано право в случае соответствии и достаточности представленных документов заключить договор аренды земельного участка.
Вместе с этим, регистрирующий орган, осуществляя процедуру государственной регистрации договора аренды, истребовал у заявителя документы, оценка которым в силу предоставленных полномочий была дана Департаментом муниципальной собственности, как органу полномочному на распоряжение земельными участками.
Кроме того, из постановления Мэра города от 22.07.2008 года следует, что объектам недвижимости, ранее имевшим адрес места нахождения - г. Хабаровск, Воронежское шоссе, 172, в установленном порядке присвоен новый городской учетный номер - г. Хабаровск Краснофлотский район , ул. Победы, 73. В связи с чем, договор аренды земельного участка площадью 18227 кв.м был заключен именно с такими учетными данными.
На основании вышеизложенного суд, полагает, что Обществом были представлены все необходимые в соответствии с требованиями ст. 16, 17 Закона о регистрации документы, в связи с чем, у УФРС не было законных оснований со ссылкой на абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ, отказывать заявителю в государственной регистрации договора аренды.
Требования Общества судом удовлетворяются. Судебные расходы, понесенные заявителем при рассмотрении данного дела в сумме 2 000 руб. по правилам ст. 110 АПК РФ, подлежат возмещению регистрационной службой.
Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования ОАО "Ростелеком" удовлетворить.
Признать действия Управления Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области по отказу в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2008 года N 1291, выраженные в уведомлении N 01/044/2009-566 от 19.06.2009 г. незаконными.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.12.2008 г. N 1291, заключенного между Департаментом муниципальной собственности города Хабаровска и Отрытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в пользу Отрытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 сентября 2009 г. N А73-10080/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. N Ф03-239/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании