Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 16 июля 2009 г. N А73-9026/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2010 г. N Ф03-408/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
ООО "С" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции ФНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - административный орган, Инспекция) N 05/17-69/31 от 09.06.2009 г. по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о времени и месте общество извещалось надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, дело рассмотрено судом в порядке ст. 156 АПК РФ, т.е. в отсутствие заявителя.
Представитель административного органа с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, в связи с тем, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела. Просил отказать в удовлетворении требования.
Суд установил:
ИФНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре 27.04.2009 г. на основании поручения N 20 от 27.04.2009 г. с 14 час. 35 мин. по 17 час. 00 мин. проведена проверка соблюдения ООО "С" законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, принадлежащем ООО "С", расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 49.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: производилась розничная продажа следующей алкогольной продукции:
- водка "Московский стандарт Люкс" емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 31.12.2008, в количестве двух бутылок;
- водка "Русский графин" емкостью 0,25 л., крепостью 40%, дата розлива 17.03.2009, в количестве 19 бутылок;
- вино виноградное специальное десертное "Мускат белый" емкостью 0,75 л., крепостью 16%, дата розлива 03.08.2006, в количестве 1 бутылки;
- вино столовое сладкое белое "Портвейн 72" емкостью 1 л., крепостью 13 - 15 %, дата розлива 11.02.2009, в количестве 14 бутылок;
- вино столовое белое "Рислинг" емкостью 1 л., крепостью 10 - 12%, дата розлива 30.12.2008, в количестве 4 бутылок;
- водка "Госплан" емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 17.05.2007, в количестве 5 бутылок;
- водка "Пшеничка" мягкая, емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 10.02.2009, в количестве 5 бутылок.
На момент проверки не были предъявлены документы, сопровождающие оборот алкогольной продукции: товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным, а так же сертификаты соответствия.
Кроме того, в помещении магазина не все ценники на товар оформлены в соответствии с требованиями Правил продажи.
Результаты проверки отражены в акте N 17-24/23 от 27.04.2009 г.
По установленному проверкой факту 25.05.2009 г. без участия законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом, составлен протокол N 17-69/31 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и.о. начальника инспекции без участия законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом, вынесено постановление N 05/17-69/31 от 09.06.2009 г. о назначении ООО "С" административного наказания по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с наложением штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.95 N 171-ФЗ действие настоящего закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1, если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, не допускается, в силу пункта 2 вышеуказанной статьи.
Пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ установлено, что спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статья 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. устанавливает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу части 1 указанной статьи в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно части 3 данной статьи юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 138 "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров аналогичного качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 N 55 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации N 80 от 08.02.2006 г.) (далее - Правила), информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 12 настоящих Правил, должна содержать: наименования входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе пищевых добавок, используемых в процессе ее изготовления, сведения о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов; пищевую ценность алкогольной продукции; объем алкогольной продукции в потребительской таре; противопоказания к применению алкогольной продукции; дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 139 "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров аналогичного качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 N 55 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации N 80 от 08.02.2006 г.) (далее - Правила), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Под покупателем согласно пункту 2 указанных Правил понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется - договор).
Пунктом 11 правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; цену и условия приобретения товара и т.п.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что документы на алкогольную продукцию, содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке или объекте организации общественного питания, где производится продажа алкогольной продукции.
Пунктом 14 Правил продажи отдельных видов товаров установлена обязанность продавца прикреплять к образцам имеющегося в продаже товара ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки.
В соответствии с п. 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара. Подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Как следует из материалов дела, Обществом на момент проведения проверки не представлены необходимые документы - сертификаты соответствия, отсутствовали товарно-транспортная накладные и справки к ним, также в магазине отсутствовали ценники на 7 наименований алкогольной продукции, единообразно и четко оформленные в соответствии с требованиями Правил.
Тот факт, что после проведения проверки Обществом представлены в Инспекцию товарно-сопроводительные документы на данную алкогольную продукцию, в том числе послужил основанием для квалификации Инспекцией рассматриваемого нарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации может иметь место при отсутствии как таковых документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации.
Факт отсутствия у Общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции в магазине на момент проверки, подтверждается материалами дела, установлен судом. Представление обществом указанных документов после проведения проверки до момента составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение обществом иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необоснованным является довод заявителя об отсутствии состава вменяемого ему административного правонарушения в связи с тем, что сам факт наличия товарно-транспортных накладных подтверждается, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку в данном случае нарушаются требования пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, а также права потребителей на получение в момент покупки достоверной информации о приобретаемом товаре.
Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N 17-69/31 от 25.05.2009 г., актом проверки N 17-24/23 от 27.04.2009 г., товарно-сопроводительными документами, копиями ценников, объяснением работника магазина.
При таких обстоятельствах инспекция правильно квалифицировала допущенное обществом административное правонарушение по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий осуществления розничной торговли алкогольной продукцией.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно признал заявителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность нарушителя при рассмотрении дела, установлено не было.
Довод заявителя о ненадлежащем уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении судом отклоняется как несостоятельный, поскольку факт уведомления Общества подтверждается материалами дела, а именно: письмами Инспекции о явке на рассмотрение протокола от 29.04.2009 N 17/54/011806 с отметкой почтового уведомления по месту нахождения юридического лица о его заблаговременном вручении, т.е. за 13 дней до составления протокола.
В пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, по мнению суда, налоговый орган предпринял все достаточные и необходимые меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
Полномочия налогового органа по составлению протокола и рассмотрению дела об административном правонарушении реализованы в соответствии с подпунктом 64 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ, постановлением Правительства РФ от 17.07.98 г. N 793 "Вопросы Государственной налоговой службы РФ", изданным на основании Указа Президента РФ от 30.04.98 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", приказа МНС РФ от 17.10.03 г. N БГ-3-06/547, зарегистрированного в Минюсте РФ 13.11.03 г. N 5227 "Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.04 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", п. 2 постановления Правительства РФ от 30.09.04 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" и п. 5 "Положения о Федеральной налоговой службе".
Порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований ООО "С" о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре N 05/17-69/31 от 09.06.2009 г. отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 июля 2009 г. N А73-9026/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2010 г. N Ф03-408/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании