Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 18 июня 2009 г. N А73-4610/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 ноября 2009 г. N Ф03-5973/2009 настоящее Решение в части отказа в удовлетворении требований Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края отменено и направлено на новое рассмотрение
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2009 года.
В заседании суда в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 15.06.2009 года по 17.06.2009 года.
Сущность спора: согласно уточненным в заседании суда требованиям, Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского (далее - инспекция) края обратилась в арбитражный суд к Отделению по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Отделению по Железнодорожному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю, Отделение по Железнодорожному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю), Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Администрации города Хабаровска с заявлением о:
- признании незаконными действий Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю по неисполнению решения суда по делу N А73-10686/2008;
- признании незаконным, несоответствующим Федеральному закону от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Бюджетному кодексу РФ отказа Отделения по Железнодорожному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю уведомлением от 25.03.2009 года N 06-22/603 в принятии (возврате) без исполнения исполнительного документа - постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 20.06.2007 года N 432/07-Ю, согласно которому Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб. и обязании принять к исполнению Постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 20.06.2007 года N 432/07-Ю
В заседании суда представитель заявителя на требованиях настаивает, поскольку Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю, зная о решении суда по делу N А73-10686/2008 об обязании принять к исполнению Постановление от 20.06.2007 года, меры по исполнению решения суда не приняло, в то время как вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
С учетом уведомления от 12.02.2009 года N 12-56/310 инспекция обратилась в Отделение по Железнодорожному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю, однако Отделение также отказало, указав при этом, что в Отделении открыт счет Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю.
Заявитель считает, что Территориальное управление ввело в заблуждение жилищную инспекцию с целью уклонения от обязательств.
Кроме того, за спорный период должник сменил наименование.
Представитель Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю с заявленными требованиями не согласен; решение суда исполнить невозможно, поскольку организация - должник, указанная в Постановлении - Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю в Отделении лицевых счетов не имеет.
В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ направляется в органы федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов.
Постановление жилищной инспекции предъявлено для исполнения по истечении годичного срока для приведения его к исполнению.
Представитель Отделения по Железнодорожному району УФК по Хабаровскому краю с требованиями заявителя не согласен, поскольку жилищная инспекция в Отделение казначейства направила только Постановление без решения и исполнительного листа арбитражного суда.
Представитель Территориального управления с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что в федеральном бюджете данная статья расходов - уплата штрафа не предусмотрена.
Производство по делу подлежит прекращению в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления в законную силу.
О преобразовании Росимущества заявителю должно быть известно с момента опубликования нормативных актов 15.05.2008 года.
Суд считает необходимым заменить Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю на Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю.
Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд установил:
05.02.2009 года Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края с учетом решения суда по делу N А73-10686/2008 направила в Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю Постановление по делу об административном правонарушении от 20.06.2007 года N 432/07-Ю о взыскании штрафа в сумме 40 000 руб. с Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю 12.02.2009 года возвратило исполнительный документ в связи с тем, что указанная в Постановлении организация не имеет лицевых счетов, открытых в Отделении, указав, что счета данной организации открыты в Отделении по Железнодорожному району УФК по Хабаровскому краю.
17.03.2009 года исполнительные документы были перенаправлены в Отделение по Железнодорожному району УФК по Хабаровскому краю.
25.03.2009 года Отделением по Железнодорожному району УФК по Хабаровскому краю документы возвращены в связи с непредставлением исполнительного документа и копии судебного акта, на основании которого он выдан.
Заявитель, не согласившись с действиями по возврату Постановления, обжаловал их в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10686/2008 от 27.11.2008 года суд признал незаконными действия Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю в непринятии к исполнению Постановления от 20.06.2007 года N 432/07-Ю, обязал Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению данное Постановление. Однако Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю возвратило вышеназванное Постановление, в связи с отсутствием лицевых счетов должника.
Часть 3 ст. 242.1 БК РФ, содержащая перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа такое основание не содержит.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист, а равно и Постановление о привлечении к административной ответственности о взыскании денежных средств с должника -бюджетного учреждения, не могут быть возвращены без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе федерального казначейства.
Следовательно орган федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный документ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией ВАС РФ, выраженной в Постановлении Президиума от 21.10.2008 года N 6758/08.
В связи с чем действия заявителя по признанию незаконными действий Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю о неисполнении решения суда по делу N А73-10686/2008 следует признать незаконными.
В части отказа Отделения по Железнодорожному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю в возврате без исполнения исполнительного документа - Постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 20.06.2007 года N 432/07-Ю требования заявителя также подлежат удовлетворению, поскольку отказ по мотиву непредставления решения суда и исполнительного листа является неправомерным.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ, обязательно для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями к исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года N 119 "Об исполнительном производстве" (ч. 2 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года N 119 "Об исполнительном производстве" (п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, (судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях) являются исполнительными документами.
Действительно, п. 3 ст. 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пунктом 1 ст. 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений обязательных платежей, санкций, в том числе штрафов, наложенных административными органами.
В этой связи Постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края о привлечении к административной ответственности от 20.06.2007 года N 432/07-Ю является исполнительным документом в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ и подлежит направлению для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета счетов для учета средств федерального бюджета, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 года N 31.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджнтное учреждение" разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к судебной подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.
Полномочия органов федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, определены ст.ст. 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в органы федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику-получателю средств соответствующего бюджета.
С учетом изложенного судом не принимается ссылка представителя Отделения по Железнодорожному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю на письма Министерства финансов РФ от 23.04.2009 года и Федерального казначейства от 30.08.2007 года N 42-7.1-15/9.2-330, поскольку они не являются нормативными документами.
Однако требование заявителя в части обязания устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению Постановления жилищной инспекции от 20.06.2007 года N 432/07-Ю подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это Постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.
Течение срока давности, предусмотренного ч. 1 вышеназванной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
По смыслу указанной статьи взыскатель должен доказать факт уклонения должника от исполнения Постановления.
Однако данный вопрос не является предметом рассмотрения по данному делу.
Ссылка заявителя на решение суда по делу N А73-10686/2008 от 27.11.2008 года судом не принимается.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако при рассмотрении дела N А73-10686/2008 Отделение по Железнодорожному району г. Хабаровска УФК по Хабаровскому краю участником процесса не являлось.
С учетом изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю по неисполнению решения суда по делу N А73-10686/2008.
Признать незаконным отказ Отделения по Железнодорожному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю уведомлением от 25.03.2009 года N 06-22/603 в принятии (возврате) без исполнения Постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 20.06.2007 года N 432/07-Ю.
В обязании Отделения по Железнодорожному району г. Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю принять к исполнению Постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 20.06.2007 года N 432/07-Ю отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 июня 2009 г. N А73-4610/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 ноября 2009 г. N Ф03-5973/2009 настоящее Решение в части отказа в удовлетворении требований Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края отменено и направлено на новое рассмотрение
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании