Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 28 января 2010 г. N А73-32/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2010 г. N Ф03-3340/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Фиас-Амур" (далее - ООО "Фиас-Амур", Общество, заявитель), обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае) от 26.11.2009 N 08-09/319 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде назначения штрафа в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлениях, не оспаривая факта вмененных правонарушений, полагает, что привлечение Общества девять раз к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. КоАП РФ является незаконным, поскольку совершенные заявителем противоправные деяния следует расценивать как одно продолжаемое правонарушение, состоящее из ряда сходных по направленности и содержанию действий, выразившихся в длительном непредставлении в банк форм учета и отчетности по валютным операциям, по всем сделкам в течение одного длящегося периода, в связи с чем Общество подлежит привлечению к ответственности по вышеуказанной норме административного законодательства только за одно правонарушение.
Представитель МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае с заявленными требованиями не согласился, полагает, что правовых оснований для отмены оспариваемых постановлений не имеется, поскольку факты административных правонарушений и вина Общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. ООО "Фиас-Амур" не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им установленной валютным законодательством обязанности по своевременному представлению в банк паспорта сделки соответствующих документов.
Суд установил:
Амурской таможней в отношении ООО "Фиас-Амур" проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства.
По результатам проверки установлено, что 30.04.2008 г. ООО "Фиас-Амур" заключило импортный контракт N FA-FIAS-PC05/2008 с компанией-нерезидентом "FIAS Consultants Inc" (США) о покупке товара. Общая сумма по контракту не установлена. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2009 года. 15.05.2008 года в Комсомольском-на-Амуре филиале ОАО "Далькомбанк" оформлен паспорт сделки N 08050004/0084/0010/2/0.
В счет исполнения условий контракта ООО "Фиас-Амур" в период с 25.11.2008 года по 01.04.2009 года перечислило денежные средства на счет компании-нерезидента "FIAS Consultants lnc" на общую сумму 156 232,60 доллара США, что подтверждается ведомостью банковского контроля. В свою очередь, компания-нерезидент "FIAS Consultants Inc", в счет исполнения условий контракта, в период с 25.07.2008 года по 06.05.2009 года осуществила поставку товара на сумму 140 861,41 доллара США, в том числе товары, которые ввезены по ГТД N 10609030/250309/0001687 на сумму 4013 долларов США.
Выпуск товара на таможенную территорию РФ осуществлен по ГТД N 10609030/250309/0001687 - 30.03.2009 года.
В ходе проверки соблюдения ООО "Фиас-Амур" требований валютного законодательства установлено, что справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт ввоза товара (далее - подтверждающие документы), оформленного по ГТД N 10609030/250309/0001687 при сроке представления не позднее 14.04.2009 года, установленного пунктом 2.4. Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, фактически были представлены в банк паспорта сделки 29.06.2009 года, то есть с превышением установленного законодательством срока на 76 дней.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 12.10.2009 N 10713000/121009/00000104.
12.10.2009 по фактам нарушения срока представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов главным государственным таможенным инспектором по валютному контролю Амурской таможни Дышлевич О.В. в отношении ООО "Фиас-Амур", в присутствии его законного представителя - директора Войтик К.Н., составлен протокол N 10713000-177/2009 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении с материалами проверки направлены таможенным органом для рассмотрения по подведомственности в МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае.
26.11.2009 руководителем МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 08-09/319, которыми ООО "Фиас-Амур" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Несогласие Общества с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего:
Частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, за нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ от 10.12.2003 г.), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Формы учета и отчетности по валютным операциям, а также сроки их представления установлены Положением Центрального Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), а также Указанием Центрального Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж".
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В соответствии с требованиями пункта 2.2 и пункта 2.4 Положения N 258-П предусмотрена обязанность юридического лица, являющегося резидентом, представлять в уполномоченный банк (филиал банка), в котором по контракту резидентом оформлен паспорт сделки, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (далее - СПД), документы подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Как установлено судом по материалам дела, Обществом в уполномоченный банк подтверждающие документы и справки о подтверждающих документах в установленный срок не представлены, что не отрицается Обществом.
Таким образом, ООО "Фиас-Амур" имея возможность для соблюдения Положения ЦБ РФ N 158-П от 01.06.2004, не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению и не представило в срок в банк ПС подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, нарушив требования пункта 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П от 01.06.2004 года, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Факт административного правонарушения, совершенного Обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: актом документальной проверки от 12.10.2009 N 10713000/121009/00000104, протоколом об административном правонарушении от 12.10.2009 N 10713000-177/2009, грузовой таможенной декларации N 1010609030/250309/0001687, контрактом от 30.04.2008 N FA-FIAS-PC05/2008 с дополнением, паспортом сделки от 15.05.2008 N 08050004/0084/0010/2/0, справкой о подтверждающих документах, ведомостью банковского контроля, пояснениями участников процесса.
Довод Общества о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение судом отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности за оконченное правонарушение.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Исходя из смысла статей 23, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П, резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и информацию в установленный срок по каждой отдельно взятой валютной операции. При этом законодатель, устанавливая ответственность резидентов за неисполнение обязанности по своевременному представлению соответствующих документов, не ставит ее наступление в зависимость от того, проводились ли валютные операции в рамках одного или разных контрактов, поскольку возникновение у резидента вышеуказанной обязанности связано, прежде всего, с самим фактом совершения той или иной валютной операции.
Таким образом, непредставление (несвоевременное представление) резидентом подтверждающих документов по отдельно взятым валютным операциям, в том числе совершенным в рамках одного контракта, образует самостоятельные составы административных правонарушений, и поэтому в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В рассматриваемом случае резидент обязан был представить документы, связанные с проведением конкретной валютной операции, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных нормоположений с учетом установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о правомерности привлечения ООО "Фиас-Амур" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 26.11.2009 N 08-09/319 незаконным и его отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административные наказания назначены правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ по низшему пределу санкции.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Фиас-Амур" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае N 08-09/319 от 26.11.2009, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 января 2010 г. N А73-32/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2010 г. N Ф03-3340/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании