Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 8 декабря 2009 г. N А73-13394/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2010 г. N Ф03-3946/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "Николаевский-на-Амуре морской порт" (далее- Акционерное общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования от 20.05.2009 N837 об уплате пени в сумме 23 689 руб. 11 коп. по единому социальному налогу.
Суд установил:
20.05.2009 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) направила ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" требование N 837 об уплате пени по единому социальному налогу.
Не согласившись с указанным требованием, заявитель обратился в суд.
Согласно положениям пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Исходя из пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в направленном налогоплательщику требовании, кроме размера недоимки, налоговым органом должны быть также указаны дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней.
В соответствии с Приказом ФНС России от 01.12.2006 г. N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.12.2006 г. N 8633) при формировании требования только об уплате соответствующих сумм пеней поле "недоимка, рублей" заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе погашенной), на которую начислены указанные пени; при формировании требования указываются сведения об основаниях взимания налогов и пени (N и дата решения).
В оспариваемом требовании N837 по состоянию на 20.05.2009 поле "недоимка" содержит сведения о наличии задолженности по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008года по срокам уплаты 15.09.2008 - 56 348руб., 15.10.2008 - 211 683руб., а так же сведения о наличии задолженности по сроку 15.12.2008 - 92 906руб.
В обоснование наличия обязанности уплатить единый социальный налог в указанные сроки, Инспекцией представлен расчет авансовых платежей за 9 месяцев 2008 года. Согласно расчету, сумма авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате за последние три месяца отчетного периода составляет 56 348 руб. (по сроку уплаты 15.09.2008), 211 683 руб. (по сроку уплаты 15.10.2008).
Кроме того, в отзыве Инспекция пояснила, что по состоянию на 16.06.2008 года в карточке лицевого счета налогоплательщика числилась переплата в размере 27 628 руб. Указанная переплата частично учтена в счет уплаты ЕСН по сроку 15.09.2008 года.
Таким образом, по итогам отчетного периода 9 месяцев 2008 года сложилась недоимка 246 629 руб. (56 348руб. -21 402 руб. +211 683 руб.). Указанная недоимка была уплачена только 24.12.2008года, что подтверждается инкассовым поручением N823.
В подтверждение доводов представлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика от 05.11.2008 N 23151. Из содержания документа следует, что за налогоплательщиком числится недоимка по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ по сроку уплаты 15.09.2008 - 34 946руб., по сроку уплаты 15.10.2008 - 211 683 руб.
Определениями суда от 12.10.2009, от 10.11.2009 ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" было предложено представить доказательства уплаты ЕСН, зачисляемого в ФСС по срокам уплаты 15.09.2008 - 56348руб., 15.10.2008 - 211 683 руб., 15.12.2008 - 92 906 руб.
Судом установлено и представителем Акционерного общества не опровергнуто, что сумма недоимки за 9 месяцев 2008года, указанная в требовании соответствует фактической обязанности Акционерного общества.
Представитель Общества не опроверг наличие фактической обязанности по уплате ЕСН за 9 месяцев 2008года, не представил суду доказательств уплаты ЕСН в установленные сроки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявленных к его содержанию, являются существенными.
Из представленных Инспекцией письменных пояснений и расчета пени, следует, что пени в размере 23 689,11 руб. выставленные в спорном требовании начислены за период с 02.06.2008 по 14.04.2009 из расчета недоимки указанной в требовании и недоимки 1 квартала 2008, которая не была указана в спорном требовании справочно в графе "недоимка".
Проведя анализ имеющихся в материалах дела доказательств, исследовав оспариваемое требование, суд приходит к выводу, что в нем указаны фактические обязательства по уплате ЕСН за 9 месяцев 2008 года, срок уплаты ежемесячных авансовых платежей за 9 месяцев 2008года, т. е. указаны сведения, позволяющие установить с достаточной степенью определенности, сумму пени, подлежащую уплате за нарушение сроков перечисления авансовых платежей за 9 месяцев 2008года.
В силу статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, единого социального налога установлены статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода и подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Вместе с тем, исходя из изложенных выше положений, начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей зависит не только от просрочки уплаты ежемесячных авансовых платежей, но и от наличия недоимки по итогам отчетного периода в виде разницы между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, подлежащей уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Поскольку недоимка по итогам отчетного периода 9 месяцев 2008 года в размере 246 629 руб. была оплачена только 24.12.2008 года, налоговый орган правомерно начислил пени за период с 16.09.2008 по 23.12.2008года.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что оспариваемое требование в части пени в размере 7 158,65 руб. выставлено без существенных нарушений требований статьи 69 НК РФ, а также соответствует фактической налоговой обязанности налогоплательщика.
С учетом изложенного, в требовании правомерно выставлены пени в размере 7 158 руб. 65 коп. из расчета авансовых платежей по итогам 9 месяцев 2008года:
34 946 х 0,03667% х 30 (16.09.08-15.10.08)=384,44руб.
246 626 х 0,03667% х 27 (16.10.08-11.11.08)=2441,84руб.
246 626 х 0,04% х 5 (12.11.08-16.11.08)=493,25руб.
246 626 х 0,04% х 14 (17.11.08-30.11.08)=1381,12руб.
246 626 х 0,04333% х 23 (01.12.08-23.12.08)=2458руб.
В нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ налоговый орган не доказал (не представил декларацию за 2008год) наличие обязанности уплатить авансовый платеж в размере 92 906 руб. по сроку уплаты 15.12.2008.
Абзацем 6 п. 3 ст. 243 НК РФ определено, что разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.
При этом обязанность представления декларации по единому социальному налогу в силу п. 7 ст. 243 НК РФ установлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, обязанность по уплате налога за 2008 год должна быть исполнена налогоплательщиком не позднее 15.04.2009.
В нарушение указанных норм права налоговый орган не обосновал начисление пени на ежемесячный авансовый платеж в размере 92906руб. за ноябрь 2008года, документально не доказал наличие основания и законность начисления пени на авансовый платеж.
Из содержания оспариваемого требования N 837 усматривается, что пени начислены только за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей за август 2008, сентябрь 2008, ноябрь 2008 по ЕСН, зачисляемому в ФСС.
Довод ответчика о том, что спорные пени начислены, в том числе и на недоимку за 1 квартал 2008года, суд отклоняет, так как требование не содержит сведений о недоимке за 1 квартал 2008года.
Отсутствие в требовании указанных сведений противоречит п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд отклоняет ссылки заявителя на нарушение Инспекцией сроков выставления требования, предусмотренных ст. 70 НК РФ как безусловное основание для признания спорного требования недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование направляется налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи, а по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Из анализа указанной выше нормы следует, что срок направления требования, установленный в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не является пресекательным, законодательство о налогах и сборах не содержит последствий его несоблюдения, а потому нарушение налоговым органом срока направления требования не является безусловным основанием для признания требования недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил
Требования Открытого акционерного общества "Николаевский-на-Амуре морской порт" удовлетворить частично.
Признать недействительным требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 20.05.2009 N 837 в части пени в размере 16 530 руб. 46 коп.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 8 декабря 2009 г. N А73-13394/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2010 г. N Ф03-3946/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании