Вопрос: В торговых помещениях (магазинах) и на фасаде здания на изготовленных щитах нами размещается информация о продаваемых товарах, изготовителях. Часть рекламной плоскости мы сдаем в аренду также для размещения аналогичной информации арендатором. Как правильно учесть в бухгалтерском учете расходы по изготовлению щитов и оформлению рекламы? Являемся ли мы плательщиком ЕНВД по вышеназванным видам деятельности?
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" к наружной рекламе относится реклама, которая распространяется при помощи различных рекламных конструкций: щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановках общественного транспорта.
Следует отметить, что под владельцем рекламной конструкции законодатели понимают собственника рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Чаще всего рекламные конструкции изготавливаются специализированными организациями.
Порядок учета рекламных расходов зависит, прежде всего, от стоимости и срока полезного использования такой конструкции. В бухгалтерском учете в случае, если организация признает данный актив в составе основных средств, операции могут отражаться следующими записями:
Дебет счета 08 Кредит счета 60 - отражена стоимость работ по изготовлению и установке рекламного щита;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма НДС, предъявленная подрядчиком;
Дебет счета 01 Кредит счета 08 - рекламный щит принят к учету в составе основных средств.
Дебет счета 44 Кредит счета 02 - начислена амортизация по рекламному щиту.
Порядок налогового учета рекламных расходов зависит также от стоимости и срока полезного использования такой конструкции.
Стоимость рекламного щита, учитываемого в составе амортизируемого имущества, погашается путем начисления амортизации.
Если рекламная конструкция по своим характеристикам не соответствует понятию амортизируемого имущества, то в состав рекламных расходов включается стоимость ее приобретения (создания).
При этом если в бухгалтерском учете такая конструкция не является объектом основных средств, то ее стоимость отражается на счете 10 "Материалы".
Распространять наружную рекламу организация может самостоятельно либо приобретая услуги третьих лиц (например, рекламных агентств).
Порядок отражения расходов по оформлению рекламного щита зависит от периода использования размещенной рекламной информации. Если реклама размещена на длительный период использования, то учитывать ее необходимо в составе расходов будущих периодов Дебет счета 97 Кредит счета 60, 76. При краткосрочном использовании рекламы (в течение отчетного периода) стоимость рекламных услуг отражается на счетах Дебет счета 20, 26, 44 Кредит счета 60, 76.
Далее рассмотрим вопрос о переводе деятельности по распространению рекламной информации внутри объектов недвижимости, в данном случае в магазинах, на уплату ЕНВД.
В разъяснениях контролирующих органов неоднократно высказывалась позиция, что деятельность по распространению и (или) размещению рекламы о себе, своих товарах (работах, услугах) ничего общего с гл. 26.3 НК РФ не имеет. Данная позиция поддержана Минфином РФ. Так, в письме от 06.02.2009 N 03-11-06/3/23 Минфин отмечает, что в отношении указанной предпринимательской деятельности положения гл. 26.3 НК РФ не применяются.
Кроме этого, исходя из норм ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан доводить информацию об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т.п.) до сведения потребителей. Такая информация не является рекламой, и, следовательно, ее размещение на средствах наружной рекламы этих лиц не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Кроме того, в подтверждение своей позиции контролирующие органы сослались на п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому предпринимательской деятельностью признается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, деятельность по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах и (или) услугах, контактной информации об организации и т.д. не может быть признана в целях применения гл. 26.3 НК РФ соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность".
Аналогичную точку зрения контролирующие органы высказывают и в отношении деятельности по передаче в аренду (субаренду) рекламных площадей.
Деятельность организации по пере-даче в аренду (субаренду) средств наружной рекламы (световых коробов, щитов и т.д.) для размещения рекламной информации не относится к предпринимательской деятельности по размещению и (или) распространению наружной рекламы и, соответственно, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с УСНО (письма Минфина России от 30.10.2008 N 03-11-05/264, от 18.12.2008 N 03-11-04/3/562, от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537).
Арбитражные суды в этом вопросе разделяют мнение контролирующих органов: постановления от 07.04.2009 N Ф09-1824/09-СЗ ФАС УО, от 02.09.2008 N А19-1620/08-11-Ф02-4229/08 ФАС ВСО, 08.07.2008 N 3822/ 08 Президиум ВАС РФ и другие.
Н.Б. Лопатина
аудитор ЗАО "Аудит-центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", июнь 2010 г., N 6 (126).