Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 26 января 2010 г. N А73-17320/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2010 г. N Ф03-4426/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Управление Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении конкурсного управляющего МУП "Ягоднинский ММПК" Шабалина А.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
Управляющий Шабалин А.В. с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 30.09.2008 по делу N А37-294/2008 в отношении МУП "Ягоднинский ММПК" введена процедура конкурсного производства сроком на 1 год.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 27.11.2008 конкурсным управляющим назначен Шабалин Анатолий Витальевич.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу проведена проверка деятельности конкурсного управляющего МУП "Ягоднинский ММПК" Шабалина А.В. по соблюдению требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)."
В связи с ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, начальником отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Управления Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу Герасимовой В.В. в отношении индивидуального предпринимателя Шабалина А.В. составлен протокол об административном правонарушении от 29.10.2009 N 00104909. Протокол составлен в отсутствие управляющего Шабалина А.В.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит требования административного органа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации.
Административный орган считает, что в нарушение требований пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсным управляющим не приняты меры, направленные на поиск и возврат имущества должника, а также меры по обеспечению сохранности такого имущества; не проведена инвентаризация имущества должника, а именно в материалы дела не представлены ответы компетентных органов об отсутствии зарегистрированных прав должника на транспортные средства, земельные участки, а также иное имущество должника.
В материалах имеется перечень основных средств на 01.01.2008 МУП "Ягоднинский ММПК", а также представленный в процедуре конкурсного производства перечень объектов недвижимости на 01.01.2008 МУП "Ягоднинский ММПК", являющийся приложением к карте учета муниципального имущества, имеющегося у юридического лица, в котором указаны адрес, наименование объекта недвижимости, кадастровый номер и площадь земельного участка.
Согласно Сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.04.2009 N 01/013/2009-173 в выдаче сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества МУП "Ягоднинский ММПК" конкурсному управляющему отказано в связи с тем, что у МУП "Ягоднинский ММПК" права на объекты недвижимого имущества, находящееся на территории г. Магадана не зарегистрированы.
Административным органом не исследовался вопрос о том, что конкурсным управляющим запрошено Государственное учреждение "Магаданское областное управление технической инвентаризации", которое за исходящим N 10068-ТИ от 10.06.2009 дан ответ, что собственником недвижимого имущества МУП "Ягоднинский ММПК" не зарегистрировано.
По сведениям МРЭО ГИБДД УВД по Магаданской области от 26.06.2008 N 1921 за МУП "Ягоднинский МППК" зарегистрирована одна единица автотранспорта.
Управлением внутренних дел по Магаданской области на имя конкурсного управляющего направлен ответ от 16.07.2009 N 30/Ш-1, о невозможности найти автомобиль.
Следовательно, конкурсный управляющий Шабалин А.В. направлял необходимые запросы в регистрирующие и иные органы с целью выяснения принадлежности зданий и земельных участков МУП "Ягоднинский ММПК".
Как следует из протокола об административном правонарушении, Шабалиным А.В. не установлено место нахождения бывшего руководителя должника Малюты С.Н. При этом в материалах дела имеются: постановление от 12.03.2009 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Малюты С.П. по признакам преступления, предусмотренного статьей 195 Уголовного кодекса Российской Федерации - неправомерные действия при банкротстве; ответ прокуратуры Ягоднинского района Магаданской области от 05.03.2009 N 37ж-2009 об отсутствии оснований для прокурорского реагирования.
09.06.2009 конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Магаданской области с ходатайством об истребовании документов, в котором просит обязать бывшего руководителя МУП "Ягоднинский МППК" Малюту С.Н. передать конкурсному управляющему уставные документы, бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Определением от 10.06.2009 N А37-294/2008 ходатайство конкурсного управляющего удовлетворено. Бывшего руководителя МУП "Ягоднинский МППК" Малюту С.Н. обязали передать конкурсному управляющему уставные документы, бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности.
В материалах административного дела имеются акты от 23.12.2008 и от 12.06.2009 о том, что конкурсным управляющим при выезде в п. Ягодный обследовалось место нахождения предприятия и установлено, что МУП "Ягоднинский МППК" деятельность не осуществляет, по указанному адресу не находится, документов не обнаружено.
Однако иных попыток конкурсным управляющим Шабалиным А.В. по установлению места нахождения бывшего руководителя должника Малюты С.Н., а именно запрос в адресное бюро об установлении фактического адреса проживания, не предпринималось.
Запрос на получение исполнительного листа об обязании бывшего руководителя МУП "Ягоднинский МППК" Малюту С.Н. передать конкурсному управляющему уставные документы, бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности, у арбитражного суда не запрашивался, в службу судебных приставов исполнительный лист не предъявлялся, следовательно, принудительное исполнение не производилось.
Материалы дела не содержат письменных доказательств о розыске бывшего руководителя МУП "Ягоднинский МППК" Малюты С.Н. конкурсным Шабалиным А.В. в момент нахождения последнего в поселке Ягодном.
Кроме того, в материалах дела имеется объяснение Малюты С.Н., отобранное 24.04.2009 ОВД по Ягодненскому району, согласно которому вся бухгалтерская документация оставлена в административном здании, печати и штампы находятся у Малюты С.Н., однако конкурсный управляющий мер по принятию документов от бывшего руководителя не предпринимал.
При отсутствии подлинных правоустанавливающих документов юридического лица налоговый орган вправе выдать надлежаще заверенные дубликаты (свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет, свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРЮЛ, копию устава), статистическую справку о присвоении кодов, бухгалтерские балансы. Однако, как следует из материалов дела, конкурсным управляющим такой запрос в налоговый орган не направлялся.
Не принимается предположение административного органа о том, что конкурсный управляющий не выезжал в поселок Ягодное. В судебное заседание Шабалиным А.В. представлены авиабилеты до г. Магадана, проездные документы до п. Ягодное Магаданской области, счета по оплате за проживание в гостинице, подтверждающие, что Шабалин А.В. действительно выезжал по месту нахождения должника.
Согласно протоколу собрания кредиторов от 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем Ягоднинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области 15.11.2007 составлен акт ареста имущества должника. До даты проведения собрания кредиторов - 22.07.2009 - Шабалиным А.В. не выяснены дальнейшие действия судебного пристава - исполнителя в отношении арестованного имущества, а также не установлено место нахождения этого имущества.
Как следует из материалов дела, ответ Ягоднинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области о снятии ареста с имущества должника направлен конкурсному управляющему 01.09.2009 исх. N 4468, то есть после собрания кредиторов 22.07.2009. До указанной даты информация о том направлялись ли в ССП какие-либо запросы относительно имущества должника, в материалы дела конкурсным управляющим Шабалиным А.В. не представлена.
Таким образом, в течение периода с 27.11.2008 по 30.09.2009 в нарушение требований пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий не принимал меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; не принял меры по обеспечению сохранности имущества должника; не предъявлял к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
Пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве устанавливает обязанности конкурсного управляющего при проведении процедуры конкурсного производства, которые он осуществляет как руководитель должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника -унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до 30.12.2008) конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Устанавливая годичный срок конкурсного производства, законодатель исходил из того, что он является достаточным для достижения целей конкурсного процесса и реализации в полной мере необходимых для данной процедуры мероприятий: анализ финансового состояния должника, принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником.
С учетом того, что предусмотренные Законом о банкротстве сроки проведения процедур банкротства являются составной частью мер, призванных обеспечить эффективность конкурсного производства, а конкурсное производство является заключительной стадией процесса банкротства должника, законодателем в императивной форме установлен годичный срок конкурсного производства, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Таким образом, срок конкурсного производства в отношении МУП "Ягоднинский ММПК" установлен решением Арбитражного суда Магаданской области от 30.09.2008 в один год - до 30.09.2009. Отчет конкурсного управляющего назначен также на 30.09.2009, следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Однако, как следует из определения Арбитражного суда Магаданской области от 30.09.2009 документы о ходе процедуры конкурсного производства в арбитражный суд конкурсным управляющим МУП "Ягоднинский ММПК" Шабалиным А.В. представлены не были. В связи с чем, вопрос о завершении либо продлении процедуры конкурсного производства в отношении должника МУП "Ягоднинский ММПК" остался не разрешенным. Рассмотрение отчета о результатах конкурсного производства отложено на 29.10.2009.
Согласно Типовой форме отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, утвержденной приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195, отчет конкурсного управляющего должен содержать: информацию о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего, сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнения обязанностей, сведения о работниках должника. Однако отчет конкурсного управляющего на 22.07.2009 содержит недостоверные сведения. Так, в разделе "Информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего" отсутствуют сведения о трех жалобах на действия конкурсного управляющего Шабалина А.В.; в разделе "Сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнения обязанностей" указано: "проводится инвентаризация". Однако как следует из ходатайства конкурсного управляющего Шабалина А.В. о продлении процедуры конкурсного производства в отношении должника МУП "Ягоднинский ММПК" за шесть месяцев имущество должника не выявлено, место нахождения арестованного имущества не установлено, документов финансово-хозяйственной деятельности МУП "Ягоднинский ММПК" не выявлено, инвентаризация имущества не проводилась. Раздел "Сведения о работниках должника" в отчете отсутствует.
Таким образом, конкурсным управляющим МУП "Ягоднинский ММПК" Шабалиным А.В. нарушены требования пунктов 2 и 4 статьи 20.3, пункта 2 статьи 129, пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, приказа Минюста России от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" и совершено административное правонарушение в форме неосторожности, так как он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Состав данного правонарушения формальный - привлечение к административной ответственности не зависит от наступления каких-либо негативных последствий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 122-0 от 21.04.2005 указал, что положение части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Допущенные конкурсным управляющим Шабалиным А.В. правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота в РФ.
Арбитражный управляющий Шабалин А.В. взяв на себя обязательства по ведению процедуры конкурсного производства "Ягоднинский ММПК" осознавал, что необходимо соблюдать требования законодательства о несостоятельности (банкротстве), имел для этого реальную возможность, но не исполнил вышеуказанные обязанности, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", тем самым, совершил виновное противоправное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица.
Все вышеперечисленные нарушения федерального законодательства являются объективной стороной административного правонарушения предусмотренного диспозицией пункта 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ - ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве при рассмотрении настоящего дела установлены.
Неисполнение управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в действиях (бездействиях) предпринимателя Шабалина А.В. признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем у суда имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Вина предпринимателя выражается в неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.
При назначении административного наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения и считает необходимым применить к арбитражному управляющему Шабалину А.В. такую меру ответственности как административный штраф в размере 2 500 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 14.13 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
индивидуального предпринимателя Шабалина Анатолия Витальевича, проживающего по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Вяземская, 8 - 89, 31.03.1952 года рождения, уроженца г. Хабаровска, зарегистрированного 26.04.2000 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272433400152, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 2 500 рублей в доход федерального бюджета.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области (Управление Федеральной регистрационной службы по Магаданской области и Чукотскому автономному округу), счет 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области г. Магадан, ИНН 4909007240, КПП 490901001, БИК 0444442001, код 32101690040040000140, ОКАТО 44401000000.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 января 2010 г. N А73-17320/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2010 г. N Ф03-4426/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании