Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 18 мая 2011 г. N 24
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2011 года. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Муниципального унитарного предприятия "Распределительные сети Хабаровского муниципального района", рассмотрев дело N 08-01/87 по признакам нарушения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
На основании поручения ФАС России от 03.02.2011 N 01-007-ИА/пр Хабаровским УФАС России проведена проверка постановлений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет), которыми для сетевых организаций края установлена плата за технологическое присоединение к сетям таких организаций на предмет соответствия Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе проведенной проверки установлено, что постановлением комитета от 04.03.2009 N 9/1 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района". В соответствии с заключением экспертизы обоснованности размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям данного предприятия в расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению включена инвестиционная составляющая (расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) из утвержденной инвестиционной программы, в размере 6586,86 тыс. руб.
С 01.01.2011 согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети. Указанные затраты учитываются в тарифах сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии. В плату за технологическое присоединение включаются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Хабаровским УФАС России возбуждено настоящее дело.
В заседании Комиссии представители комитета пояснили, что указанное постановление в установленном порядке будет признано утратившим силу, так как инвестиционная программа, в соответствии с которой в плату за технологическое присоединение включена инвестиционная составляющая, реализована в полном объеме. Представитель муниципального предприятия пояснил, что на 2011 году обществу утверждена новая инвестиционная программа, а также заявил ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела, с целью предоставления дополнительных документов в заседание Комиссии, обосновывающих реконструкцию объектов, включенных в указанную программу. Ходатайство Комиссией удовлетворено, определением от 20.04.2011 рассмотрение дела откладывалось до 17.05.2011.
После возобновления рассмотрения дела муниципальное предприятие дополнительно представило заключение Регионального учебно-научного инновационного центра энергосбережения при ГОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет". Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу. Постановлением комитета от 04.03.2009 N 9/1 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" в размере: присоединяемая мощность заявителя до 15 кВт - 550 рублей для юридических лиц, от 15 до 30 кВт - 5573,03 руб./кВт, от 30 до 100 кВт - 5472,24 руб./кВт. В соответствии с заключением экспертизы обоснованности размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям данного предприятия в расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению включена инвестиционная составляющая (расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) из утвержденной инвестиционной программы, в размере 6586,86 тыс. руб.
Постановлением Комитета от 30.09.2009 N 42/14 в указанное постановления внесены изменения, в части размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности), а также для заявителей физических лиц. Согласно пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Указанное законоположение установлено Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 187-ФЗ" и вступило в силу 29.07.2010. Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 утверждены методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, разделом V которых установлен порядок определения состава расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно пункту 28 методических указаний состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, определенными Приложением 5 к Методическим указаниям в зависимости от:
- присоединения объектов заявителя к ячейке трансформаторной подстанции (ТП), распределительной трансформаторной подстанции (РТП), распределительного пункта (РП), подстанции (ПС).
- присоединения объектов заявителя к линии электропередачи (ЛЭП).
В приложении 5 к методическим указаниям определен состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения:
- строительство воздушных и (или) кабельных линий,
- строительство пунктов секционирования,
- строительство комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с классом напряжения до 35 кВ,
- строительство центров питания, подстанций классом напряжения 35 кВ и выше (ПС),
- организация автоматизированного учета электроэнергии,
- организация телемеханики (телеуправление, телеизмерение),
- организация устройств релейной защиты и ПА, организация связи, компенсация емкостных токов.
Из инвестиционной программы по модернизации сетей Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" на 2009 год следует, данная программа разработана в том числе с целью технического перевооружения и реконструкции объектов электросетевого хозяйства предприятия. К программе приложены локальные сметные расчеты на замену ТМ 63 кВА на ТМ 160 кВа в ТП 2085 с. Князе-Волконское на сумму 151034,73 руб., замену ТМ 100 кВА на ТМ 250 кВа в ТП 2086 с. Князе-Волконское на сумму 241042,73 руб., замену ТМ 630 кВА на ТМ 1000 кВа в ТП 0173 с. Осиновая речка на сумму 703091,63 руб.
Проанализировав содержание инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия на 2009 год Комиссия приходит к выводу, что программа предусматривает затраты не только на новой строительство объектов электросетевого хозяйства, но и покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры электросетевого хозяйства муниципального предприятия, что с 01.01.2011 является недопустимым.
По общим правилам статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункт 1). Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (пункт 2).
В заседании Комиссии представители комитета подтвердили, что установленная для общества плата за технологическое присоединение к электрическим сетям является действующей. Такая плата взимается с лиц, обратившихся к обществу с целью присоединения к его сетям. Постановление Комитета в соответствие с действующими нормами Закона N 35-ФЗ не приводилось. Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами власти актов, которые приводят или могут привести к недопущению ограничению или устранению конкуренции. При указанных обстоятельствах, установленный в графе второй таблицы, являющейся приложением к постановлению комитета от 04.03.2009 N 9/1, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" является необоснованным, так как создает необоснованное препятствование в осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности, возлагая на них обязанность оплачивать расходы сетевой организации на развитие и реконструкцию инфраструктуры электросетевого хозяйства, создает определенные преимущества в осуществлении МУП "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" в сравнении с иными хозяйствующими субъектами на рынке услуг технологического присоединения к электрическим сетям, что может привести к последствиям, указанным в статье 15 Закона о защите конкуренции.
Комиссия не может согласиться с правовой позицией комитета о неприменении статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ к ранее установленному размеру платы за технологическое присоединение, со ссылкой на статью 4 Закона N 187-ФЗ, так как указанная в данной статье оговорка к порядку применения положений Закона N 187-ФЗ при тарифном регулировании на 2011 и последующие годы не применяется к статье 23.2 Закона N 35-ФЗ. Более того, Законом N 184-ФЗ установлена прямая обязанность органов власти субъекта Российской Федерации в установленный срок привести в соответствие с Федеральным законодательством свои нормативные правовые акты.
Также Комиссией не может быть принято во внимание представленное муниципальным предприятием заключение Регионального учебно-научного инновационного центра энергосбережения при ГОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет", так как данное заключение не содержит оценки инвестиционной программы 2009 года. В заседание Комиссии представителем комитета дополнительно представлено постановление комитета от 20.04.2011 N 12/5, которым признаны утратившими силу постановление от 04.03.2009 N 9/1, постановление от 30.09.2009 N 42/14, что расценивается Комиссией как устранение нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке до вынесения Комиссией соответствующего решения по делу.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, при прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по указанному основанию, Комиссия обязана отразить в резолютивной части решения сведения об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства. На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать установленный в приложении к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 04.03.2009 N 9/1 (в редакции постановления от 30.09.2009 N 42/14) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей с присоединяемой мощностью от 15 до 30 кВт в размере 5573,03 руб./кВт, от 30 до 100 кВт в размере 5472,24 руб./кВт к распределительным электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района", в части включения в размер платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела N 8-01/87 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 мая 2011 г. N 24
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю http://habarovsk.fas.gov.ru