Вопрос: Наша организация приобретает для своих работников средства индивидуальной защиты (спецодежду). В целях предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, органом соцстраха выделяется финансирование на приобретение спецодежды - в счет уплаты страховых взносов. Иными словами, источником приобретения отдельных видов спецодежды выступают средства Фонда социального страхования. Можем ли мы принять к вычету "входной" НДС со стоимости этой спецодежды?
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан, в частности, обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Но, кроме собственных средств, работодатель может приобрести средства индивидуальной защиты и за счет финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначено, в том числе и для того, чтобы обеспечить проведение предупредительных мероприятий.
Для этого Правительство РФ по согласованию с ФСС РФ на каждый календарный год устанавливает правила финансового обеспечения таких мер.
Так, в 2010 году действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 N 64н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Правила N 64н).
Часть расходов страхователя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет взносов на страхование от производственного травматизма, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. При этом размер возмещения ограничен: он не может превышать 20% суммы взносов, которую работодатель начислил за предыдущий год. К тому же эта величина должна быть уменьшена на сумму выплаченного работникам страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма (п. 3 Правил N 64н).
Сумма НДС, предъявленная поставщиком специальной одежды, принимается к вычету в общеустановленном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). По нашему мнению, тот факт, что затраты на приобретение специальной одежды возмещены организации за счет средств Фонда социального страхования, для вычета НДС значения не имеет, ведь для вычета должны соблюдаться только следующие условия:
- приобретенное имущество должно предназначаться для операций, облагаемых НДС;
- спецодежда должна быть принята к учету;
- поставщиком должны быть правильно оформлены счета-фактуры.
Источник приобретения имущества для вычета НДС из бюджета в Налоговом кодексе РФ не рассматривается.
Кроме того, по данному вопросу есть судебные решения, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2006 по делу N А82-19017/2005-28, от 05.04.2006 по делу N А82-11888/2005-37, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2006 N АЗЗ-18861/05-Ф02-5023/06-С1 по делу N АЗЗ-18861/05, постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2006, 25.05.2006 N Ф03-А73/06-2/1425 по делу N А73-8184/2005-14, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 по делу N А42-1806/2005, постановление ФАС Уральского округа от 02.05.2006 N Ф09-3118/06-С7 по делу N А50-31641/05, постановление ФАС Поволжского округа от 07.12.2004 N А12-12976/04-С25.
М.А. Дмитриева,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", ноябрь 2010 г., N 11 (131)