Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 12 июля 2010 г. N А73-4076/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2010 г. N Ф03-8418/2010 настоящее решение отменено
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.07.2010.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 12.07.2010.
Закрытое акционерное общество "Шантары" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) от 18.12.2009 N 11-68/74 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с оспариваемым решением Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату сумм сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде штрафа в сумме 407 196 руб. Кроме того, Обществу начислены пени в сумме 321 379 руб., в том числе: 321 128 руб. по сбору за пользование объектами ВБР, 251 руб. - по НДФЛ, а также предложено уплатить недоимку по сборам за пользование объектами ВБР в сумме 2 035 978 руб.
Заявленные Обществом требования обоснованы ссылками на пункт 7 статьи 333.3 НК РФ и соблюдением плательщиком сборов условия применения пониженной ставки сбора за пользование объектами ВБР, а именно отнесение Общества к рыбохозяйственной организации.
В судебном заседании представитель Общества в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать недействительным решение Инспекции от 18.12.2009 N 11-68/74 в части привлечения ЗАО "Шантары" к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 407 196 руб., начисления пени по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 321 128 руб., а также предложения к уплате недоимки по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 2 035 978 руб.
В части начисления пени по НДФЛ решение Инспекции Обществом не оспаривалось.
Инспекция представила письменный отзыв в соответствии с которым не согласилась с заявленными требованиями.
По мнению Инспекции, долю дохода от реализации добытых (выловленных) объектов ВБР или произведенной рыбной продукции, составляющую не менее 70% (для возникновения права на льготу в текущем году) следует определять на момент получения разрешения (лицензии) по данным бухгалтерского учета за предыдущий год. Поскольку Общество не могло подтвердить факт осуществления деятельности в 2007 году, то, по мнению налогового органа, в 2008 году льгота по сборам за пользование объектами ВБР применена Обществом необоснованно.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы, изложенные в отзыве, полностью поддержал.
Управление ФНС России по Хабаровскому краю, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, представило письменный отзыв, с позицией аналогичной позиции Инспекции.
Представитель этого органа в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, полностью поддержал.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 01.07.2010 до 17-00 час. 08.07.2010.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и пояснениям представителей участвующих в деле лиц арбитражным судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией на основании решения от 14.10.2009 N 11-65/74 проведена выездная налоговая проверка Закрытого акционерного общества "Шантары" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе:
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008;
- единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения за период с 01.01.2008 по 31.12.2008;
- налога на доходы физических лиц за период с 09.08.2006 по 30.09.2009;
- налога на прибыль организаций за период с 09.08.2006 по 31.12.2007;
- налога на имущество организаций за период с 09.08.2006 по 31.12.2007;
- налога на добавленную стоимость за период с 09.08.2006 по 31.12.2007;
- своевременность представления сведений о доходах физических лиц за 2007 и 2008 годы;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 09.08.2006 по 31.12.2008
В ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения, отраженные в акте от 16.11.2009 N 11-40/55дсп.
Решением от 18.12.2009 N 11-68/74, вынесенным по результатам проверки, Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ за неполную уплату сумм сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде штрафа в сумме 407 196 руб. Кроме того, Обществу начислены пени в сумме 321 379 руб., в том числе: 321 128 руб. по сбору за пользование объектами ВБР, 251 руб. - по НДФЛ, а также предложено уплатить недоимку по сбору за пользование объектами ВБР в сумме 2 035 978 руб.
Основанием для привлечения Общества к ответственности по статьей 122 НК РФ, начисления пени и предложения к уплате недоимки по сборам за пользование объектами ВБР послужили выводы Инспекции о необоснованном применении Обществом в 2008 году льготы в виде пониженной ставки сбора за пользование объектами ВБР, установленной пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ в связи с тем, что на момент получения первого разрешения на вылов ВБР Общество не осуществляло хозяйственную деятельность, а, следовательно, не могло подтвердить, что доля дохода от реализации рыбной продукции в общем доходе от реализации составила не менее 70%.
Не согласившись с решением Инспекции в части доначисления сбора за пользование ВБР за 2008 год, соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ, Общество обжаловало его в Управление ФНС по Хабаровскому краю, которое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы оставило решение Инспекции без изменения.
В связи с этим, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя и возражения налоговых органов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
ООО "Шантары" Амурским территориальным управлением Росрыболовства были выданы следующие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов:
- разрешение N 144-П от 30.07.2008 на вылов 79,325 тн./5650 шт. краба камчатского;
- разрешение N 209-П от 16.10.2008 на вылов 40 тн./20090 шт. краба синего;
- разрешение N 210-П от 16.10.2008 на вылов 5,92 тн./2974 шт. краба синего
На основании заявления Общества разрешение N 144-П было аннулировано с 12.11.2008.
В силу пункта 2 статьи 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
В соответствии со статьей 333.5 НК РФ плательщики, указанные в пункте 2 статьи 333.1 настоящего Кодекса, сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящей главой, - единовременного взноса.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам.
Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось представителями лиц, участвующих в деле, что при получении разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, Общество уплатило разовый взнос в размере 10% исчисленной суммы сбора.
При этом в сведениях о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами ВБР, суммах сбора за пользование объектами ВБР, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, представленных в Инспекцию, Общество исчислило и впоследствии уплачивало суммы регулярных взносов с применением льготной ставка - 15% от ставок, предусмотренных пунктом 4 статьи 333.33 НК РФ для российских рыбохозяйственных организаций.
Действительно, в силу пункта 7 статьи 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Этой же статьей установлено, градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.
Рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.
Признавая неправомерным применение Обществом льготной ставки сбора за пользование объектами ВБР, Инспекция, основываясь на письмах Минфина РФ (от 05.06.2008 N 03-06-06-03/4, от 14.07.2008 N 03-06-06-03/6), пришла к выводу, что Общество не может быть признано рыбохозяйственной организацией, поскольку начало осуществлять деятельность только в 2008 году, тогда как льготная ставка по мнению Инспекции может применяться не ранее, чем через год после начала рыболовной деятельности. В этой связи Инспекция посчитала, что Общество не имело возможности подтвердить долю дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), а, следовательно, и не вправе было применять льготную ставку сбора за пользование ВБР, установленную для рыбохозяйственных организаций.
Между тем, при проведении проверки и вынесении оспариваемого решения Инспекцией не учтено следующее.
В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Статьей 333.2 НК РФ установлено, что объектами обложения сборами за пользование ВБР признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Как указывалось выше, по сборам за пользование объектами ВБР, для отдельных плательщиков, которыми являются, в том числе, и рыбохозяйственные организации, пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ установлена льготная ставка сбора в размере 15% ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
При этом условия отнесения организации к рыбохозяйственной определены также пунктом 7 статьи 333.33 НК РФ.
Во-первых, организация должна осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах).
Во-вторых, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организации доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или) произведенной рыбной продукции должна составлять не менее 70 процентов.
Перечень этих условий является исчерпывающим.
Между тем, соответствующими положениями НК РФ не установлен период, за который определяется доля дохода от реализации продукции в целях определения возможности применения льготы по уплате сбора за пользование объектами ВБР.
Следовательно, выводы Инспекции о необходимости определения доли дохода в году, предшествующем году, в котором применяется льгота, являются необоснованными. Ссылки налогового органа на письма Минфина РФ от 05.06.2008 N 03-06-06-03/4, от 14.07.2008 N 03-06-06-03/6 судом во внимание не принимаются, поскольку данные письма являются лишь разъяснением должностного лица департамента и не основаны на соответствующих положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Более того, из буквального толкования положений пункта 7 статьи 333.33 НК РФ следует, что доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов ВБР для применения льготной ставки по сборам за пользования объектами ВБР должна определяться именно в отношении доходов от реализации тех ВБР, на добычу (вылов) которых получены соответствующие разрешения и применена льгота.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу об ошибочности позиции налогового органа, поскольку ограничивает право рыбохозяйственной организации на применение льготы в первый год осуществления деятельности по добыче (вылову) ВБР.
В данном случае, поскольку Инспекцией проводилась выездная налоговая проверка, в том числе по вопросам правильности исчисления и уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, то при проведении проверки Инспекция могла и должна была установить правомерность применения льготы по сбору за пользование ВБР, исходя из доли доходов от реализации ВБР в проверенный период.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не отрицалось представителями участвующих в деле лиц, Общество на основании выданных разрешений производило вылов ВБР на рыболовных судах СТР "Комбриг Кузнецов" и "Василий Теплов", переданных Обществу на основании договоров аренды промыслового судна с экипажем (тайм-чартер) от 01.06.2008 и от 06.10.2008.
При этом выловленная продукция реализовывалась Обществом компании "Kaishin Trading, Co LTD" на основании заключенных контрактов от 09.06.2008 N KSH/SH - 01/2008 и от 10.11.2008 NKSH/SH - 02/2008, а также ООО "Ашад" на основании договора поставки (купли-продажи) (сырца) от 10.10.2008 N03/2008.
Факт передачи продукции покупателям подтверждается соответствующими актами, грузовой таможенной декларацией, товарными накладными (л.д. 98, 99, 104, 106 том-1).
ООО "Шантары" в 2008 году находилось на упрощенной системе налогообложения с применением базы "доходы минус расходы".
Согласно книге учета доходов и расходов за 2008 год, в проверенный период общий доход Общества от реализации товаров (работ, услуг) составил 8 145 780,51 руб., а доход от реализации компании "Kaishin Trading, Co LTD" и ООО "Ашад" добытых (выловленных) объектов ВБР составил 5 970 830 руб., т.е. более 70% от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, в проверенный период Общество отвечало признаками рыбохозяйственной организации, а, следовательно, правомерно использовало льготу, предусмотренную пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ
Однако указанные обстоятельства не были учтены Инспекцией при вынесении оспариваемого решения, поскольку налоговым органом доля дохода от реализации добытых (выловленных) ВБР по отношению к общему доходу от реализации товаров (работ, услуг) вообще не проверялась и не устанавливалась.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что у налогового органа не имелось правовых оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности за неполную уплату сбора за пользование объектами ВБР в виде штрафа в сумме 407 196 руб., доначисления сбора в сумме 2 035 978 руб. и начисления пени в сумме 321 128 руб.
В этой связи требование Общества подлежит удовлетворению, а решение Инспекции в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Судебные расходы Общества, понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 2 000 руб. при обращении в арбитражный суд в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению заявителю за счет Инспекции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования Закрытого акционерного общества "Шантары" - удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Хабаровскому краю от 18.12.2009 N 11-68/74 в части: привлечения ЗАО "Шантары" к налоговой ответственности по статьей 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 407 196 руб., начисления пени по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 321 379 руб., а также предложения к уплате недоимки по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 2 035 978 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю в пользу Закрытого акционерного общества "Шантары" судебные расходы в сумме 2 000 (две тысячи руб.).
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 июля 2010 г. N А73-4076/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2010 г. N Ф03-8418/2010 настоящее решение отменено
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании