Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 29 июня 2010 г. N А73-5900/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2010 г. N Ф03-7676/2010 настоящее решение отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2010 г.,
изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 29.06.2010 г.
Сущность дела: МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" (далее - Заявитель, Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю N 1444 от 21.05.2010 г. по делу об административном правонарушении, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая согласие представителей сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ с учетом положений п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.06 г. N 65 завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что Предприятием предпринимаются меры по приведению в соответствие с требованиями санитарных правил объектов жилищного фонда и прилегающей к ним территории по пр-ту 60-летия Октября.
Представитель административного органа в заседание суда возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве. суд установил:
Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю 11.05.2010 г. в ходе объезда территории г. Хабаровска на предмет выявления хозяйствующими субъектами нарушений обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с соблюдением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, выявлен факт нарушения МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" требований п.п. 6.3, 6.4 Санитарных правил СанПин 42-1284690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", п.п. 12, 14 "Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.06.72 N 983-72, а именно:
- в неблагоустроенном жилищном фонде (г. Хабаровск, Проспект 60-летия Октября, дома N 213, 177, 176, 229, 141, 139, 123) территория внутренних дворов засыпана бытовым мусором, отходами потребления. По Проспекту 60-летия Октября-176 отсутствует твердое водонепроницаемое основание контейнерной площадки; отсутствуют подъездные пути для спецавтотранспорта, нет отсыпки пешеходной дорожки для жителей к контейнерным площадкам и туалетам по Проспекту 60-летия Октября, дома N 213, 177, 141, 139, 123, 229. Отсутствуют двери у надворного туалета по Проспекту 60-летия Октября-176, территория вокруг туалета засыпана бытовыми отходами.
Результаты выявленных нарушений зафиксированы в протоколе осмотра от 11.05.2010 г.
По установленному факту 13.05.2010 г. с участием законного представителя Предприятия, в отношении МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ" составлен протокол N 1444 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании указанного протокола, в присутствии законного представителя Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, 21.05.2010 г. вынесено постановление N 1444 о назначении МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ" административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3.7.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из предписаний пункта 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (пункт 1.1).
В силу пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 определено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Согласно п. п. 2.3.4, 2.3.5 СанПин 42-1284690-88 выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3-5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). (Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта не менее 2 мин.). Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).
В соответствии с пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Разделом 5 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрен порядок содержания и оборудования общественных туалетов (уборных), следовательно положения "Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.06.72 N 983-72 касающиеся устройства и содержания общественных уборных и не противоречащих СанПиН 42-128-4690-88 в данном случае подлежат применению в отношении дворовых уборных.
Согласно п. 12 "Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных", утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.06.72 N 983-72 территория вокруг общественной уборной должна быть асфальтирована с уклоном для отвода поверхностных вод и озеленена.
В силу п. 14 "Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных" в общественных уборных, в том числе должны быть предусмотрены индивидуальные кабины с закрывающимися дверями.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается нарушение МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления, что является нарушением положений статей 11, 22 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.3.4, 2.3.5, 6.3, 6.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, п.п. 12, 14 "Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.06.72 N 983-72, поскольку приняв на себя обязанность по управлению жилым фондом и собирая, в порядке исполнениях условий этих обязательств, с жильцов денежные средства обязано соблюдать указанные выше законоположения.
В данном случае объективная сторона правонарушения выражена в том, что Предприятие должным образом не обеспечило оборудование площадок с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечило надлежащей уборки прилегающей территории, включая надворные туалеты, не оборудовало должным образом надворные уборные, имея на то возможность соблюсти экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами потребления.
В соответствии с пунктом 2 статья 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно установил в действиях Заявителя признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП и привлек последнее к ответственности за содеянное.
Доводы представителя Предприятия относительно причин выявленных нарушений судом не принимаются, поскольку приняв на себя обязанность по надлежащему содержанию жилого фонда на возмездной основе, Предприятие обязано неукоснительно соблюдать все требования законодательства, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами потребления в не зависимости от необходимого размера затрат по их исполнению и волеизъявления как собственника жилого фонда, так и граждан, проживающих в данном жилом фонде.
Порядок и сроки привлечения Предприятия к административной ответственности, а так же соотношение назначенного МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ" наказания положениям ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ по наименьшему пределу санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего возникшие правоотношения.
Таким образом, оснований для признания незаконным обжалуемого постановления и его отмене у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ" отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 июня 2010 г. N А73-5900/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2010 г. N Ф03-7676/2010 настоящее решение отменено
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании