Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2010 г. N Ф03-7676/2010
по делу N А73-5900/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - Градобоева А.Г., представитель по доверенности N 289 от 30.08.2010; от управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю - Абашева Н.Г., представитель по доверенности N 01.0.6 от 11.01.2010; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" на решение от 29.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу N А73-5900/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 1444 от 21.05.2010
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2010 г.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие, МУП г. Хабаровска "СЗ по ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 1444 от 21.05.2010 управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - управление Роспотребнадзора, административный орган), которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.06.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой о наличии в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ", поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись неправильное применение судами норм материального права. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что предприятие не относится к числу субъектов, подлежащих привлечению к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, так как не является специализированным предприятием, осуществляющим на основании соответствующей лицензии деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления. Кроме этого, судами неправильно применены положения пункта 2.3.5 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест. СанПин 42-128-4690-88", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - Санитарные правила, СанПин 42-128-4690-88), поскольку обжалуемым постановлением не установлены нарушения в части содержания дворовых уборных в чистоте. Следовательно, предприятие необоснованно привлечено административным органом к административной ответственности по указанной выше норме права.
Управление Роспотребнадзора в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклоняют в полном объеме и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 01.12.2010 до 08.12.2010.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, при осуществлении внеплановых мероприятий по контролю на основании поступившей информации, Распоряжения губернатора Хабаровского края N134-р от 02.04.2010 "О проведении краевых субботников, весенней и осенней санитарной очистки и благоустройства территорий городских и сельских поселений Хабаровского края" управлением Роспотребнадзора проведена проверка в МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ", в ходе которой установлено, что в неблагоустроенном жилищном фонде г.Хабаровска, расположенном по ул.Проспект 60 лет Октября, д.213, 177, 176, 229, 141, 139, 123, территория внутренних дворов засыпана бытовым мусором, отходами потребления. По Проспекту 60 лет Октября, д.176 отсутствуют твердое водонепроницаемое основание контейнерной площадки и двери у надворного туалета, территория вокруг туалета засыпана бытовым мусором. По Проспекту 60 лет Октября, д. 213, 177, 141, 229, 139, 123 отсутствуют подъездные пути для спецавтотранспорта, нет отсыпки пешеходной дорожки для жителей к контейнерным площадкам и туалетам.
Указанные обстоятельства нашли отражение в протоколе осмотра от 11.05.2010, протоколе об административном правонарушении N 1444 от 13.05.2010, по результатам рассмотрения которых управлением Роспотребнадзора 21.05.2010 вынесено постановление N1444 о признании предприятия виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, и наложении на него административного штрафа в размере 100000 руб.
Предприятие не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом судами не учтено следующее.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 настоящего Закона обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 9 данного Закона предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из изложенного следует, что субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, могут быть только лица, деятельность которых связана с обращением отходов, на осуществление которой у них имеется выданная в установленном порядке лицензия.
Из установленных судами обстоятельств дела следует, что МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ" не осуществляет деятельность, связанную с обращением отходов, а в его функции входит управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пункт 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, устанавливает, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Установленные в ходе проверки управлением Роспотребнадзора факты захламленности внутренних дворов бытовым мусором и отходами потребления, отсутствия водонепроницаемого основания контейнерной площадки и двери надворного туалета, территория вокруг которого также засыпана бытовым мусором, отсутствия подъездных путей для спецавтотранспорта и отсыпки пешеходных дорожек для жителей к контейнерным площадкам и туалетам, свидетельствуют о нарушении предприятием вышеуказанных Правил и положений СанПин 42-128-4690-88, ответственность за которые не предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Следовательно, административным органом неправильно определена квалификация допущенного предприятием правонарушения.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Из изложенного следует, что у управления Роспотребнадзора отсутствовали правовые основания для привлечения МУП г.Хабаровска "СЗ по ЖКУ" к административной ответственности по указанной норме административного права, а у судов обеих инстанций, соответственно, отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требования предприятия о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления административного органа, поэтому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принятые судебное решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, постановил:
кассационную жалобу МУП г.Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" удовлетворить.
Решение от 29.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 по делу NА73-5900/2010 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Признать незаконным и отменить постановление управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю N1444 от 21.05.2010 о признании муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (юридический/фактический адрес: 680013, г.Хабаровск, пер.Кадровый,8-а, ОГРН 1032700326966, ИНН 2721107392, в лице законного представителя: директора Саврасовой Елены Евгеньевны) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (сто тысяч руб.).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные в ходе проверки управлением Роспотребнадзора факты захламленности внутренних дворов бытовым мусором и отходами потребления, отсутствия водонепроницаемого основания контейнерной площадки и двери надворного туалета, территория вокруг которого также засыпана бытовым мусором, отсутствия подъездных путей для спецавтотранспорта и отсыпки пешеходных дорожек для жителей к контейнерным площадкам и туалетам, свидетельствуют о нарушении предприятием вышеуказанных Правил и положений СанПин 42-128-4690-88, ответственность за которые не предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Следовательно, административным органом неправильно определена квалификация допущенного предприятием правонарушения.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2010 г. N Ф03-7676/2010 по делу N А73-5900/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1841/11
11.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1841/11
09.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7676/2010
29.06.2010 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-5900/10