Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 1 декабря 2010 г. N А73-11120/2010
(извлечение)
Резолютивная часть судебного акта объявлена 30.11.2010 г.
УВД по Хабаровскому краю (далее - заявитель и УВД) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Межрегионального территориального управления в Хабаровском крае (далее - Управление) о признании необоснованным и подлежащим исключению пункта 3 предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства N 31 от 13.08.2010.
В ходе рассмотрения дела УВД уточнило заявленные требования. Согласно уточнению, заинтересованное лицо по делу - Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае, обращаясь к которому заявитель просит: признать пункт 3 предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства N 31 от 13.08.2010, выданного руководителем Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае недействительным.
На основании ст. 49 АПК РФ уточнение требований судом принято.
Требования УВД обоснованы несоответствием выводов, содержащихся в оспариваемом пункте N 3 предписания, положениям п. 1, пп. "в" п. 8 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"; п. 2 Приложения N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях"; п. 2 Приложения N 3 к Приказу МВД РФ от 27.08.2008 N 751 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583", ст. 8 Трудового кодекса РФ, п. 2 Приложения N 2 к Приказу УВД по Хабаровскому краю N 2320 от 01.11.2008; п. 3.14 Отраслевого соглашения по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел РФ на 2009-2011 г.г.; п. 3.10 Регионального соглашения по системе органов внутренних дел Управления внутренних дел по Хабаровскому краю на 2009-2011 года; решению Исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154. В связи с указанными документами выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 30% работникам, оплата которых осуществляется на основе новых систем оплаты труда, осуществляется в УВД по Хабаровскому краю в соответствии с действующим законодательством и строго в пределах средств федерального бюджета, выделенных Финансово-экономическим департаментом МВД России.
Представители заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях на отзыв; просили суд удовлетворить уточненные заявленные требования.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании требования УВД отклонили, указав на законность и обоснованность оспариваемого пункта N 3 предписания от 13.08.2010. Согласно отзыву, выплата районного коэффициента в размере 30% за счет средств федерального бюджета незаконна, не соответствует положениям федерального законодательства: ст. 316, 423 Трудового кодекса РФ, Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 (издано во исполнение постановления Совмина СССР от 15.07.1964 N 620), которым установлен размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и применимому в данном случае постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.11.1967 N 512/П-28 (издано во исполнение постановления Совмина СССР от 10.11.1967 N 1032), которым установлены размеры районного коэффициента, в том числе для г. Хабаровска и Хабаровского района - 1,2. В удовлетворении требований просят отказать.
Судом установлены следующие обстоятельства:
В соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ, а также на основании удостоверения N 215, выданного руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае, по плану контрольно-ревизионной работы на 2010 год Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности УВД по Хабаровскому краю за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Обстоятельства проведения проверки зафиксированы в акте от 30.07.2010.
По результатам проведения проверки и рассмотрения акта, разногласий УВД к акту, руководителем Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае 13.08.2010 вынесено предписание N 31 по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ.
Предписанием от 13.08.2010 N 31 УВД предписано в 30-дневный срок принять меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе по пункту 3 предписания предписано:
привести выплаты в соответствие с требованиями законодательства в целях устранения выявленного нарушения - переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия и заработной платы: установлена переплата (разница между 30% и 20 %) районного коэффициента к заработной плате вольнонаемного состава (за счет средств федерального бюджета); сумма нарушения - на сумму 45 571 руб. 42 коп. (в том числе в 2008 году - 26 738 руб. 78 коп., в 2009 году - 18 832 руб. 64 коп.); единого социального налога в общей сумме 10 397 руб. 72 коп. (в том числе в 2008 году - 5 463 руб. 62 коп., в 2009 году - 4 934 руб. 10 коп.)
(нарушено постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 28.11.1967 N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения").
Не согласившись с пунктом 3 указанного предписания N 31 от 13.08.2010 по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ, считая его необоснованным, УВД обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 ТК РФ определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
До настоящего времени нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента, а также порядок его применения, Правительством РФ не принят, в связи с чем, в соответствии со статьей 423 ТК РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Размеры районных коэффициентов для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были установлены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 г. N 380/П-18, принятого во исполнение постановления Совмина СССР от 15.07.1964 г. N 620.
Во исполнение постановления Совмина СССР от 10.11.1967 г. N 1032 для тех местностей, где районные коэффициенты установлены не были, постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.11.1967 г. N 512/П-28, установлены размеры районных коэффициентов, в том числе для г. Хабаровска и Хабаровского района, установлен коэффициент равный 1, 2.
Не отрицая наличие и действие указанных нормативных документов по настоящее время, УВД ссылается на ст. 8 ТК РФ, согласно которой трудовые отношения, к которым относятся в силу ст. 135 ТК РФ и системы оплаты труда, могут регулироваться не только трудовым законодательством, но и иными локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В связи с чем, полагает возможным учитывать и нормативные акты ведомственного характера, устанавливающие возможность применения и выплаты более высокого районного коэффициента по сравнению с установленным нормативным законодательством бывшего Союза ССР.
Так заявитель указывает на то, что в целях реализации в системе МВД России постановления Правительства РФ от 05.08.2008 г. N 583, приказом МВД России от 27.08.2008 г. N 751, а именно в приложении N 3 пункте 2 установлено, что к заработной плате гражданского персонала учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
При этом к заработной плате гражданского персонала могут быть применены повышенные районные коэффициенты, в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда.
Принятый в его исполнение приказ УВД по Хабаровскому краю N 2320 от 01.11.2008 г. и принятые на основании приказа МВД России N 751 Отраслевое соглашение по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел РФ на 2009-2011 годы, Региональное соглашение по системе органов внутренних дел УВД по Хабаровскому краю на 2009-2011 года) также устанавливают возможность применения и выплаты повышенного районного коэффициента.
Вместе с тем и поскольку, данными локальными документами четко не определен возможный предел повышения районного коэффициента по сравнению с установленным, УВД руководствовалось решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого совета Народных депутатов от 18.07.1991 г. N 154, которым на территории Хабаровска и Хабаровского района установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 30% .
При этом УВД указало на то, что расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда Финансово-экономическим департаментом МВД России.
По мнению суда, такая позиция УВД является ошибочной, исходя из следующего.
Как следует из заявления УВД и подтверждается иными документами, в том числе бюджетной сметой на 2009 год, представленной заявителем в материалы дела, в системе УВД в Хабаровском крае работают две категории работников (гражданский персонал), одной из которых являются работники, оплата труда которых осуществляется на основе новых систем оплаты труда и источником финансирования оплаты труда которых, являются средства федерального бюджета.
Вместе с тем, полагая возможным применять при осуществлении выплат компенсационного характера к данной категории работников районный коэффициент в повышенном размере, УВД руководствовалось размером районного коэффициента - 1,5 (30%), установленного законодательством субъекта.
Однако, федеральным законодательством, а именно законодательством бывшего Союза ССР - постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.11.1967 г. N 512/П-28 размер районного коэффициента установлен для работников г. Хабаровска и Хабаровского района в размере 1,2.
Вместе с этим как было указано выше в ведомственных локальных актах МВД России, УВД по Хабаровскому краю, Отраслевом и Региональном соглашении, ни размер, ни источник выплаты районного коэффициента четко не определен, то есть не указано, что оплата должна производиться за счет средств федерального бюджета.
Другими словами, в Приказе МВД России N 751 лишь определено, что могут быть применены повышенные районные коэффициенты в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий, применение которых возможно в размерах и порядке, установленных федеральными законами и иными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в соответствующих районах и местностях.
Также Региональное соглашение, а именно пункт 3.10 также предполагает возможность оплаты повышенного районного коэффициента, но уже с оговоркой "... для работников, финансируемых из соответствующих бюджетов".
При этом, применяя повышенный районный коэффициент в размере 30% в соответствии с Решением Хабаровского краевого Совета народных депутатов N 154 от 18.07.1991 г., заявитель не учел, что согласно пунктам 1 и 2 данного документа, установлено, что предприятиям и организациям предоставлено право вводить и применять районные коэффициенты в указанном размере (30%) за счет собственных средств предприятий и организацией, а также за счет средств местных бюджетов.
Заявитель подтвердил, что оплата районного коэффициента в повышенном размере производится за счет средств федерального бюджета, средства местного бюджета на эти цели не выделялись, а также не было возможности производить такие выплаты за счет собственных средств.
Однако, федеральным законодательством установлен иной размер районного коэффициента - 1,2. В связи с чем, производить доплату в разнице размера районного коэффициента, установленного на федеральном уровне и на региональном уровне работникам, финансирование которых производится из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета является неправомерным и нарушающим действующее законодательство, в том числе, и нормы Бюджетного кодекса РФ.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, установлен статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных норм следует, что получатель бюджетных средств обязан использовать поступающие ему бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств в размере кодов статей экономической классификации, определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
И утверждение УВД о расходовании выделенных согласно бюджетной смете денежных средств на оплату труда (заработную плату) в установленных размерах не может являться основанием для признания правомерным осуществление выплат компенсационного характера в повышенном размере за счет средств федерального бюджета, если федеральным законодательством такой повышенный размер конкретной выплаты компенсационного характера не установлен.
В связи с вышеизложенным, суд полагает верными и обоснованными выводы Управления финансово-бюджетного надзора о незаконности действий УВД в части переплаты и осуществления неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы, а именно переплаты районного коэффициента к заработной плате вольнонаемного состава за счет средств федерального бюджета.
В связи с чем, оспариваемый заявителем пункт 3 предписания N 31 от 13.08.2010 г. признается судом законным, не нарушающим права и интересы обратившегося лица, требования УВД удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде, по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя, но не взыскиваются, так как УВД на основании ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований УВД по Хабаровскому краю к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае о признании недействительным пункта 3 предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства N 31 от 13.08.2010 г. - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 декабря 2010 г. N А73-11120/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании