Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 9 августа 2010 г. N А73-1835/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. N Ф03-42/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 03.08.2010 г.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Дальтрансуголь" о взыскании 245 284 руб. 83 коп. задолженности за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, а также 4 484 607 руб. 23 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме. Иск мотивирован тем, что из-за неприема станцией назначения (Ванино) вагонов, следовавших в адрес ответчика, по причинам, зависящим от грузополучателя (владельца железнодорожных путей необщего пользования) вагоны задерживались на промежуточных станциях, что в силу ст. 39 УЖТ РФ и заключенного между сторонами договора является основанием для начисления платы за пользование вагонами. В обоснование причин бросания поездов на промежуточных станциях перевозчик сослался на нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов, что следует из памяток приемосдатчика.
Ответчик иск не признал в соответствии с доводами отзыва. В возражениях сослался на отсутствие причин для бросания вагонов в пути следования по его вине.
В судебном заседании также заявлено о реорганизации ответчика в форме преобразования в закрытое акционерное общество, в связи с чем судом на основании ст. 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства осуществлена замена ответчика с ООО "Дальтрансуголь" на ЗАО "Дальтрансуголь".
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил:
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Дальтрансуголь" (владелец, правопредшественник ЗАО "Дальтрансуголь") 16.01.2009 заключен договор N 651 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В пп. "б" п. 16 указанного договора установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов независимо от их принадлежности на промежуточных станциях в поездах, временно отставленных от движения по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта".
Из материалов дела следует, что 10.03.2009 г. на станции Разъезд Гайтер ДВост. ж.д. задержаны вагоны N 56329139, 53570560, 52182714, 52212180, 56911209, 52182961, 56122450, 59181682, 56211436, 52182938, 56159221, 56149032, 56848864, 56144975, 56188683 (отправка N ЭШ 407227, срок доставки 14.03.2009 г.), N 52173168 (отправка N ЭШ 600457, срок доставки 12.03.2009 г.), N 55274021 (отправка N ЭШ 600592, срок доставки 12.03.2009 г.), N 56268378 (отправка N ЭШ 600671, срок доставки 12.03.2009 г.), N 55286439 (отправка N ЭШ 588347, срок доставки 12.03.2009 г.), N 55448849 (отправка N ЭШ 588477, срок доставки 12.09.2009 г.), NN 55480131, 56348857, 56099484, 55492763, 52297680, 55064729, 52371317, 55287668, 55448922, 56286321, 55407137, 55214846, 52325826 (отправка N ЭШ 456575, срок доставки 14.03.2009 г.), NN 55452346, 56252299, 55273643, 55215750, 56412711, 52335445, 56010598, 55262141, 55221337 (отправка N ЭШ 539388, срок доставки 12.03.2009 г.) с грузом - уголь, отправленные в адрес ООО "Дальтрансуголь".
Факт задержки данных вагонов зафиксирован актами общей формы NN 600022, 600021, 600020, 600019, 600018, 600017, 600016, 600015, соответствующая отметка о задержке груза содержится в перевозочном документе.
Задержка вагонов на станции Разъезд Гайтер осуществлена на основании распоряжения от 10.03.2009 г. N 301 о бросании поезда N 2920. В качестве причины бросания в данном документе указан неприем вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя. Поднятие вагонов оформлено распоряжением от 24.03.2009 г. N 302. На основании данных документов ОАО "РЖД" известило станцию назначения о задержке груза телеграммой от 11.03.2009. Уведомлением N 150 от 16.03.2009 г. станция назначения (Ванино), в свою очередь, известила грузополучателя о данных обстоятельствах. Уведомление передано (получено) ООО "Дальтрансуголь" 25.03.2009 г.
По факту задержки вагонов на промежуточной станции Разъезд Гайтер 24.03.2009 г. на станции Ванино составлены акты общей формы NN 602264, 602263, 602262, 602210, 602209, 602208, 602206, 602207.
На станции Постышево ДВост. ж.д. 03.03.2009 г. задержаны вагоны NN 52212206, 56145352, 53739249, 56122823 (отправка N ЭШ 559243, срок доставки 07.03.2009 г.), NN 53022919, 56780109, 56789316, 53034450, 52991072, 56839137, 53034245, 52939469, 56913064, 53570883, 56241235, 53742490, 56036270, 53739421, 56776867, 56912009, 53023404, 56911118, 56912983, 52182912, 56188832, 56122864, 56212616, 56018542, 56839277, 52259264, 53741195, 56123664, 53741062, 56212152, 56210768, 56974751 (отправка N 90564681, срок доставки 07.03.2009 г.), NN 52182789, 56663941, 52272408, 53742573, 53024071, 52310729, 52897592, 52897618, 52929635, 53741369 (отправка N 90564682, срок доставки 10.03.2009 г.), NN 56212475, 56913346, 56786510, 56157738, 56912884, 56123433, 56465289, 56173081, 56913122, 53019162, 53034898, 56974868, 56263726, 52181013 (отправка N 90564683, срок доставки 10.03.2009 г.) с грузом - уголь, отправленные в адрес ООО "Дальтрансуголь".
Факт задержки данных вагонов зафиксирован актами общей формы NN 601246, 601245, 601244, 601243, 601242, соответствующая отметка о задержке груза содержится в перевозочных документах.
Задержка вагонов на станции Постышева осуществлена на основании распоряжения от 03.03.2009 г. N 97 о бросании поезда N 3010. В качестве причины бросания в данном документе указан неприем вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя. Поднятие вагонов оформлено распоряжением от 24.03.2009 г. N 98. На основании данных документов ОАО "РЖД" известило станцию назначения о задержке груза телеграммой от 04.03.2009 г. Уведомлением N 136 от 10.03.2009 г. станция назначения Ванино, в свою очередь, известила грузополучателя о данных обстоятельствах. Уведомление передано (получено) ООО "Дальтрансуголь" 12.03.2009 г.
По факту задержки вагонов на промежуточной станции Постышево на станции Ванино составлены акты общей формы NN 602250, 602249, 602248, 602247.
На станции Пивань ДВост. ж.д. 06.03.2009 г. задержаны вагоны NN 52321734, 56320567, 56472749 (отправка N ЭШ 380335, срок доставки 12.03.2009 г.), NN 56212970, 56123656, 56912181, 53027629 (отправка N ЭШ 592967, срок доставки 07.03.2009 г.), N 56338114 (отправка N ЭШ 380335, срок доставки 07.03.2009 г.), N52969581 (отправка N ЭШ 269183, срок доставки 07.03.2009 г.), NN 56188212, 56123425, 53019154 (отправка N 90564684, срок доставки 10.03.2009 г.), NN 52342466, 52342482, 52342532, 52989639, 56336480, 56011372, 52961000, 56338452 (отправка N ЭШ 377945, срок доставки 10.03.2009 г.), NN 56119332, 56119431, 56336407, 56008568, 55453716, 56009210 (отправка N ЭШ 269074, срок доставки 07.03.2009 г.), NN 52227170, 55418883, 56323959, 52239670, 55063820, 55470736, 55416937, 56094691, 52193489, 55410807, 55418644, 55247332 (отправка N ЭШ 649408, срок доставки 09.03.2009 г.), с грузом - уголь, отправленные в адрес ООО "Дальтрансуголь".
Факт задержки данных вагонов зафиксирован актами общей формы от 06.03.2009 г. NN 600039, 600038, 600037, 600036, 600035, 600034, 600033, 600032, соответствующая отметка о задержке груза содержится перевозочных документах.
Задержка вагонов на станции Пивань осуществлена на основании распоряжения от 06.03.2009 г. N 171 о бросании поезда N 3802. В качестве причины бросания в данном документе указан неприем вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя. Поднятие вагонов оформлено распоряжением от 29.03.2009 г. N 172. На основании данных документов ОАО "РЖД" известило станцию назначения о задержке груза телеграммой от 06.03.2009 г. Уведомлением N 133 от 10.03.2009 г. станция назначения (Ванино), в свою очередь, известила грузополучателя о данных обстоятельствах. Уведомление передано (получено) ООО "Дальтрансуголь" 12.03.2009 г.
По факту задержки вагонов на промежуточной станции Пивань 30.03.2009 г. на станции назначения составлены акты общей формы NN 602259, 602258, 602257, 602256, 602255, 602253, 602252, 602251.
На станции Селихин ДВост. ж.д. 23.02.2009 г. задержаны вагоны NN 53549903, 55068688, 53028965, 52964236, 56490956, 56789084, 56771363, 52182672, 56145261, 53128047, 52926508, 56820681 (отправка N ЭШ 260209, срок доставки 27.02.2009 г.), NN 53444980, 53428827, 53474342, 53445094 (отправка N ЭШ 004507, срок доставки 26.02.2009 г.), NN 66032483, 60165503 (отправка N ЭШ 344907, срок доставки 25.02.2009 г.), N 62704929 (отправка N 90564426, срок доставки 26.02.2009 г.), NN 53128757, 52970704, 52829314, 56011877, 52981933 (отправка N ЭШ 087517, срок доставки 01.03.2009 г.), N 52184637 (отправка N ЭЧ 977054, срок доставки 25.02.2009 г.), N 56425937 (отправка N ЭЧ 852352, срок доставки 20.02.2009 г.), NN 53586541, 56841380, 55073928, 56701105, 52181161, 53726725, 52180510, 52807286, 52180783, 56465248, 53031217 (отправка N 90564386, срок доставки 24.02.2009 г.), NN 56474521, 56474414, 56474034, 56474125 (отправка N ЭШ 004385, срок доставки 26.02.2009 г.), с грузом - уголь, отправленные в адрес ООО "Дальтрансуголь".
Факт задержки данных вагонов зафиксирован актами общей формы NN 600102, 600098, 600103, 600104, 600105, 600100, 600101, 600097, 600099, соответствующая отметка о задержке груза содержится в перевозочных документах.
Задержка вагонов на станции Селихин осуществлена на основании распоряжения от 23.02.2009 г. N 671 о бросании поезда N 2708. В качестве причины бросания в данном документе указан неприем вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя. Поднятие вагонов оформлено распоряжением от 31.03.2009 г. N 672. На основании данных документов ОАО "РЖД" известило станцию назначения о задержке груза телеграммой от 23.02.2009 г. Уведомлением N 96 от 24.02.2009 г. станция назначения (Ванино), в свою очередь, известила грузополучателя о данных обстоятельствах. Уведомление передано (получено) ООО "Дальтрансуголь" 27.02.2009 г.
По факту задержки вагонов на промежуточной станции Селехин 01.04.2009 г. на станции Ванино составлены акты общей формы NN 602198, 602199, 602197, 602204, 602203, 602202, 602201, 602200, 602199.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "Дальтрансуголь" плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в размере 245 284 руб. 83 коп., а также плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов в размере 4 484 607 руб. 23 коп. с учетом НДС и выставило для оплаты счет N 778 от 15.10.2009 г.
Неоплата ответчиком выставленного счета послужила основанием для подачи иска.
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 784, 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке железнодорожным транспортом стороны несут ответственность, установленную УЖТ РФ.
Согласно абзацу 3 статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки.
Таким образом, для взыскания платы в данном случае истец должен доказать факт бросания вагонов на промежуточных станциях, факт того, что бросание повлекло нарушение срока доставки груза, а также факт того, что бросание произведено ввиду невозможности приема данных вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (абзац 4 статьи 39 УЖТ РФ).
Данный порядок определен в положениях ст. 119 УЖТ РФ; п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26 (далее по тексту Правила N 26); в принятых в целях реализации названного пункта Методических рекомендациях по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 08.09.2004 N 3263р (далее по тексту - Методические рекомендации); а также в Технологии оформления задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, по причинам, указанным в классификаторе, утвержденной Первым заместителем начальника ДВОСТ - филиала ОАО "РЖД" 24.03.2008 г. (далее по тексту - Технология).
Положениями пунктов 2.1. Методических рекомендаций и 2.2. Технологии прямо предусмотрено, что при возникновении причин неприема вагонов на станции назначения, указанные обстоятельства оформляются актом общей формы ГУ-23.
На основании акта общей формы ответственный работник станции назначения оперативно передает по телефону (с записью в книге приказов и уведомлений) информацию в отделение железной дороги о причине невозможности принятия вагонов станцией назначения и подачи их на железнодорожные пути необщего пользования. При этом указывается наименование и код грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, по вине которого должны быть задержаны вагоны, причину задержки, наименование и код груза.
После принятия руководством железной дороги решения о задержке вагонов и определения станции их задержки ответственный работник службы перевозок передает регистрируемое в "Книге исходящих распоряжений на задержанные поезда", подписанное заместителем начальника железной дороги по перевозкам распоряжение о причине задержки вагонов в пути следования по вине грузополучателя, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Для удостоверения задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения, также составляется акт общей формы, что следует из раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее по тексту - Правила N 45).
При задержке вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования (пункт 4.6. Правил N 26).
Таким образом, из вышеуказанного следует, что факт непринятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения должен быть документально удостоверен актом общей формы, составленным в соответствии с требованиями перечисленных норм.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Отправление задержанных вагонов оформляется в аналогичном порядке.
После прибытия их на станцию назначения составляется акт общей формы, в котором указываются станция задержки вагонов, причины их задержки, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.
В соответствии с требованиями ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В обоснование заявленных требований ОАО "РЖД" представило распоряжения о бросании (поднятии) поездов, акты общей формы, составленные на промежуточной станции, на станции назначения по прибытии этих вагонов с указанием времени задержки, перечни памяток приемосдатчика, составленные в период бросания спорных вагонов, а также акты общей формы, предшествующие изданию распоряжений об оставлении груза на промежуточных станциях.
Оценив акты общей формы N 600220 от 23.02.2009 г., N 600298 от 03.03.2009 г., N 600312 от 06.03.2009 г., N 600389 от 10.03.2009 г., представленные ОАО "РЖД" в обоснование обстоятельств, предшествующих изданию распоряжений об оставлении груза на промежуточных станциях, суд пришел к выводу о том, что данные документы оформлены с нарушениями, в силу чего не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств.
Так, указанные акты подписаны только представителями перевозчика, не содержат данных о количестве и номерах всех задержанных на станции вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, времени их прибытия на станцию назначения и сроке задержки, наименование и код груза и грузополучателя.
В материалы дела также не представлены телефонограммы, регистрируемые в книге приказов и уведомлений, передаваемые начальником станции назначения на основании актов общей формы, о невозможности приема поезда на станцию назначения и подачи вагонов на подъездной путь.
Распоряжения о бросании поездов N 301 от 10.03.2009 г., поезд N 2920, ст. Разъезд Гайтер; N 97 от 03.03.2009 г., поезд N 3010, ст. Постышево; N 171 от 06.03.2009 г., поезд N 3802, ст. Пивань; N 671 от 23.02.2009 г., поезд N 2708, ст. Селихин не содержат сведений о номерах вагонов, подлежащих задержке на промежуточных станциях.
Кроме того, пунктом 4.7. Правил N 26 установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В пункте 1.2 Методических рекомендаций сказано, что причинами неприема вагонов железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, являются нарушения ими технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, повлекшие, например, занятость мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость железнодорожных выставочных путей, занятость станционных путей на станции назначения.
Следовательно, само по себе нарушение грузополучателем срока технологического оборота вагонов без установления последствий этого нарушения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
В соответствии с пунктом 7 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования подача вагонов под выгрузку осуществляется на восемь выставочных путей парка приема (N III, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
Из представленных истцом перечней памяток приемосдатчиков следует и не оспаривалось ответчиком имевшее место нарушение технологического срока оборота вагонов. Однако, выводов о невозможности подачи под выгрузку прибывающих на станцию Ванино в адрес ответчика вагонов, либо о занятости станционных путей из представленных перечней памяток приемосдатчика не следует.
При этом согласно представленным ответчиком графикам исполнения работы по станции Терминал на даты бросания перевозчиком поездов в пути следования ответчик имел свободные пути для принятия вагонов под выгрузку.
Доказательств того, что в периоды, предшествующие бросанию поездов в пути следования, перевозчик подавал ответчику под выгрузку вагоны, а ответчик отказывал в их принятии, в связи с чем могло произойти накопление вагонов на станции назначения, суду не представлено. Отсутствие технических возможностей накопления вагонов на станции назначения истцом также документально не подтверждено.
Суд также считает необходимым отметить, что статьей 119 УЖТ РФ, нормами Правил N 45 и Правил N 26, а также положениями Методических рекомендаций и Технологии установлены виды документов (акты общей формы, распоряжения, уведомления и т.д.), которыми должны быть подтверждены обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя. Памятки приемосдатчика к числу указанных документов в данном случае не относятся.
Проанализировав представленные истцом документы по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с подлежащими применению нормами права, суд пришел к выводу о том, что истец не доказал как сам факт невозможности принятия задержанных в пути следования вагонов станцией назначения, так и то, что причины неприема зависели от ответчика. Соответственно, основания для взыскания платы по заявленным истцом основаниям отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на истца и оплачены им при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 9 августа 2010 г. N А73-1835/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. N Ф03-42/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании