Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: О.Ф.Урывская, ведущий юрисконсульт по доверенности от 02.11.2010 N 649 от ответчика: В.В.Лысаков, юрисконсульт по доверенности от 21.12.2010 N 46 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 09.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А73-1835/2010 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к закрытому акционерному обществу "Дальтрансуголь" о взыскании 4729892 руб. 06 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дальтрансуголь" (правопреемник ЗАО "Дальтрансуголь") о взыскании 4729892 руб. 06 коп., составляющих плату за пользование вагонами в размере 245284 руб. 83 коп. и плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных вагонов в сумме 4484607 руб. 23 коп.
Решением арбитражного суда от 09.08.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010, в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву недоказанности истцом факта задержки вагонов на промежуточных станциях по вине грузополучателя и невозможности приема вагонов железнодорожной станции назначения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит судебные акты отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на положения статей 39, 119 УЖТ РФ, пункта 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, пунктов 4.3, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее -Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), пункта 16 договора от 16.01.2009 N 651 указывает на то, что у перевозчика имелись основания для задержки спорных вагонов на промежуточных станциях и для начисления платы за пользование вагонами в связи с чем по мнению истца являются незаконными вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель ЗАО "Дальтрансуголь", возражая относительно доводов жалобы, считая решение и постановление, законными и обоснованными, просил судебные акты оставить без изменения, жалобу -без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Дальтрансуголь" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 16.01.2009 N 651, подпунктом Б пункта 16 которого установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика, а также за время нахождения вагонов независимо от их принадлежности на промежуточных станциях в поездах, временно отставленных от движения по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта".
На промежуточной станции разъезд Гайтер ДВЖД 10.03.2009 задержаны вагоны с грузом - углем, отправленные на станцию Ванино в адрес ООО "Дальтрансуголь" по железнодорожным накладным NN ЭШ 407227, ЭШ 600457, ЭШ 600592, ЭШ 600671, ЭШ 588347, ЭШ 456575, ЭШ 539388.
В обоснование факта задержки вагонов на станции разъезд Гайтер ДВЖД представлены следующие документы: акты общей формы NN600022, 600021, 600020, 600019, 600018, 600017, 600016, 600015; акты общей формы от 24.03.2009 NN 602264, 602263, 602262, 602210, 602209, 602208, 602206, 602207, составленные на станции назначения - Ванино.
Также на промежуточной станции Постышево ДВЖД 03.03.2009 задержаны вагоны с грузом, отправленные на станцию Ванино в адрес ООО "Дальтрансуголь" по железнодорожным накладным NN ЭШ 559243, 90564681, 90564682,90564683.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Постышево ДВЖД представлены следующие документы: акты общей формы NN 601246, 601245, 601244, 601243, 601242, составленными на станции Постышево; акты общей формы N 602250, 602249, 602248, 602247, составленный на станции назначения - Ванино.
На станции Пивань ДВЖД 06.03.2009 задержаны вагоны с грузом -углем, отправленные на станцию Ванино в адрес ответчика по железнодорожным накладным NN ЭШ 380335, ЭШ 592967, ЭШ 380335, ЭШ 269183, 90564684, ЭЩ 337945, ЭШ 269074, ЭШ 649408.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Пивань ДВЖД представлены следующие документы: акты общей формы от 06.03.2009 NN 600039, 600038, 600037, 600036, 600035, 600034, 600033, 600032; акты общей формы N 602259, 602258, 602257, 602256, 602255, 602253, 602252, 602251, составленные на станции назначения - Ванино.
На станции Селихин ДВЖД 23.02.2009 задержаны вагоны с грузом -углем, отправленные на станцию Ванино в адрес ответчика по железнодорожным накладным NN ЭШ 260209, ЭШ 004507, ЭШ 344907, 90564426, ЭШ 087517, ЭЧ 977054, 90564386, ЭШ 004385.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Селихин ДВЖД представлены следующие документы: акты общей формы NN 600102, 600098, 600103, 600104, 600105, 600100, 600101, 600097, 600099; акты общей формы N 602198, 602199, 602197, 602204, 602203, 602202, 602201, 602200, 602199 составленные на станции назначения - Ванино.
Также в обоснование факта задержки вагонов на станциях представлены: приказы на бросание поезда от 10.03.2009 N 301 от 03.03.2009, N97, от 06.03.2009 N171, от 23.02.2009 N671; приказы на подняетие поезда N302 от 24.03.2009, N98 от 24.03.2009, N172 от 29.03.2009, N672 от 31.03.2009.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "Дальтрансуголь" плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в составе брошенных поездов в размере 4729892 руб. 06 коп., выставив для оплаты счет от 15.10.2009 N 778, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточных станциях разъезд Гайтер, Постышево, Пивань, Селихин ДВЖД представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующих станциях. В этих актах причиной их составления указано на неприем груза грузополучателем, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с пунуктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы, уведомления об извещении грузополучателя о следовании груза в его адрес) в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно не приняли их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточных станциях разъезд Гайтер, Постышево, Пивань, Селихин ДВЖД, как составленные с нарушением названных норм материального права в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ЗАО "Дальтрансуголь" платы за пользование вагонами в размере 4729892 руб. 06 коп.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, пос тановил:
Решение от 09.08.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А73 -1835/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
...
В соответствии с пунуктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2011 г. N Ф03-42/2011 по делу N А73-1835/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-42/2011