НДФЛ с выигрыша
В целях стимулирования лотерейной деятельности Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2002 выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (до 01.01.2002 - по ставке 35 процентов). При этом следует иметь в виду, что для стимулирующих лотерей Налоговым кодексом РФ предусмотрена более высокая ставка - 35 процентов.
Если физическое лицо приняло участие в лотерее и при этом выиграло, с выплаченной суммы выигрыша нужно исчислить и уплатить НДФЛ (подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ). При этом в соответствии со ст. 217 НК РФ сумму дохода, полученного в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), для целей налогообложения можно уменьшить на 4000 руб.
Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц посредством представления в налоговую инспекцию по месту своего учета декларации по налогу на доходы физических лиц.
В налоговую инспекцию по месту своего учета налогоплательщику, получившему выигрыш, необходимо представить до 30 апреля следующего года декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить налог до 15 июля года, следующего за тем, в котором получен выигрыш.
Иначе законодательством предусмотрена ответственность по ст. 119 НК РФ:
"Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы, налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб."
Таким образом, организатор лотереи не признается налоговым агентом по НДФЛ. Но в данном случае речь идет о лотерее, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд.
Рассмотрим вопрос, кто же относится к организаторам таких игр, поскольку этот критерий является основанием для освобождения организации от обязанностей налогового агента.
Кто признается организатором лотереи, тотализатора и иных игр?
Юридическое лицо может быть организатором лотереи, если оно создано и находится на территории РФ и получило разрешение на проведение лотереи (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях") (далее - Закон N 138-ФЗ).
Такое разрешение выдается Федеральной налоговой службой, органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований в зависимости от масштаба проведения лотереи - на территории всей России, региона или города (ст. 6 Закона N 138-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях").
Понятие организаторов тотализатора и других игр, основанных на риске (например, игорного заведения, букмекерской конторы), содержится в ст. 364 НК РФ. Указанные лица обязаны иметь лицензию на осуществление своей деятельности (подп. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства РФ от 17.07.2007 N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах").
Итак, если юридическое лицо отвечает указанным требованиям, налоговым агентом оно не является.
Является ли организатор стимулирующей лотереи налоговым агентом?
Сложнее обстоит дело с организациями, которые проводят стимулирующие лотереи.
В соответствии со ст. 224 Кодекса налоговая ставка в размере 35% применяется только в отношении стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб.
Стимулирующая лотерея - это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ). Для проведения стимулирующей лотереи не нужно получать разрешение, достаточно уведомить об этом уполномоченные органы (ст. 7 Закона N 138-ФЗ, п. 1 Правил проведения стимулирующих лотерей, утвержденных приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н). Обычно такие лотереи проводятся с целью рекламы товаров, работ, услуг стимулирования спроса на них и создания положительного имиджа компании.
В связи с этим, по мнению контролирующих органов, стимулирующая лотерея не относится к играм, основанным на риске. А следовательно, правила ст. 228 НК РФ о самостоятельной уплате НДФЛ физическим лицом на такие ситуации не распространяются. То есть организация, проводящая стимулирующую лотерею, будет являться налоговым агентом и должна удержать НДФЛ у победителя (см., например, письма Минфина России от 14.04.2009 N 03-04-05-01/181, от 20.02.2009 N 03-04-06-01/37, от 14.11.2007 N 03-04-06-01/392, от 29.08.2006 N 03-05-01-04/253 (п. 2), от 18.07.2006 N 03-05-01-04/215, ФПС России от 16.07.2009 N 3-5-04/1040@, от 02.03.2006 N 04-1-03/115, УФНС России по г. Москве от 05.05.2009 N 20-14/4/043690@).
Несмотря на мнение налоговых органов, некоторые арбитражные суды не относят организации, проводящие стимулирующие лотереи, к налоговым агентам (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2006 N А28-16053/2005-526/28).
При проведении стимулирующей лотереи в любом случае не нужно удерживать НДФЛ. если:
- сумма выигрыша (стоимость приза) составила менее 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ);
- выигрыш получен в натуральной форме (приз) и организация не выплачивает денежных средств физическому лицу. В этом случае она должна сообщить о невозможности удержать налог в налоговую инспекцию, а также налогоплательщику-физическому лицу в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.
Доход выплачен физическому лицу в виде выигрыша от основанных риске игр
Если вы являетесь организатором лотереи, тотализатора, иных основанных на риске игр и выплачиваете физическим лицам выигрыши от участия в играх, то справку 2-НДФЛ в отношении таких выигрышей представлять в налоговые органы не должны.
При этом надо обратить внимание на следующее обстоятельств:
ФНС России в письме от 02.03.2006 N 04-1-03/115 подчеркивает, что, если организация не зарегистрирована как организатор тотализатора или лотереи в установленном законодательством порядке, в отношении выплат денежных выигрышей физическим лицам она является налоговым агентом. А значит, должна отчитываться по форме 2-НДФЛ.
Кто должен исполнять обязанности налогового агента при проведении стимулирующей лотереи через посредника (ст. 226 НК РФ)?
Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ.
В статье 2 Федерального закона "О лотереях" указано, что организатор лотереи - это лицо, получившее право на ее проведение. Оператором лотереи признается юридическое лицо, заключившее договор (контракт) с ее организатором на проведение лотереи от его имени и по его поручению.
Официальная позиция заключается в том, что налоговым агентом по НДФЛ признается организация, выплачивающая выигрыши победителям. Некоторые авторы отмечают, что в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона "О лотереях" оператор выплачивает выигрыши, значит, именно он может выступать в качестве налогового агента.
Судебной практики нет.
Письмо Минфина России от 18.07.2006 N 03-05-01-04/215
Финансовое ведомство разъясняет, что при получении физическим лицом дохода в виде выигрыша в стимулирующей лотерее налоговым агентом по НДФЛ признается организация, выплачивающая выигрыши победителям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 29 марта 2011 г. N 07-79/06384 "О налогообложении доходов в виде призов и выигрышей"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", апрель 2011 г. N 4 (136)