Вопрос: НК РФ разрешает учитывать в расходах судебные расходы. Можем ли мы учесть при налогообложении прибыли суммы исполнительского сбора?
Подпунктом 10 п. 1 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что в составе внереализационных расходов учитываются судебные расходы, включающие в себя в соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы в виде государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Глава 9. Судебные расходы (АПК РФ)
Статья 101. Состав судебных расходов Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Что касается затрат на уплату исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", сообщаем, что в соответствии с правовой позицией, высказанной в п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Статья 112. Исполнительский сбор (Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ)
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Таким образом, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае несвоевременного исполнения им исполнительного документа.
В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде пеней, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций.
С учетом изложенного затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Такое мнение высказывает и Минфин России в своих письмах, например, в письме от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 и др.
Есть примеры судебных решений, подтверждающих невозможность учета исполнительского сбора при налогообложении прибыли, например, постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-СЗ по делу N А60-6107/08, постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу N А49-4493/2006-260А/17АК и др.
Суды также указывают, что исполнительский сбор не указан в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, и, следовательно, он не относится к сборам в смысле ст 57 Конституции РФ. Кроме того, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера.
М.А. Дмитриева
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", апрель 2011 г., N 4 (136)