Вопрос: 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Какой статус в целях налогообложения будет иметь медиативное соглашение сторон? Какова специфика налогообложения медиативного соглашения по сравнению с мировым соглашением? Как должно осуществляться налогообложение (НДС, налог на прибыль) организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации? Включаются ли расходы организации, связанные с проведением и (или) обеспечением процедуры медиации, в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль? В случае, если к услугам медиатора обращается организация, будут ли на суммы вознаграждений начисляться страховые взносы? Будет ли организация налоговым агентом в целях НДФЛ?
1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) указанный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица-медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
Федеральный закон N 193-ФЗ регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Федеральным законом N 193-ФЗ).
Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Федеральным законом N 193-ФЗ действий (п. 4 ст. 2 Федеральным законом N 193-ФЗ).
Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме (п. 4 ст. 2 Федеральным законом N 193-ФЗ).
Медиативное соглашение может быть заключено в суде и утверждено в качестве мирового соглашения, но может быть заключено сторонами вне суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 193-ФЗ медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.
В данном случае расходы, понесенные сторонами на проведение процедуры медиации, могут быть отнесены к судебным расходам, а расходы стороны, которая имеет обязательство перед другой, стороной по мировому соглашению, - к расходам в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, а также к расходам на возмещение причиненного ущерба. Указанные расходы учитываются в целях налогообложения в соответствии со ст. 265, 346.5, 346.16 НК РФ.
В случае заключения медиативного соглашения до возбуждения судом производства по делу в силу п. 4 ст. 12 Федерального закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку.
Таким образом, вышеуказанные статьи НК РФ, которые позволяют учесть расходы на мировое соглашение в целях налогообложения, не могут быть автоматически применимы к расходам, связанным с заключением медиативного соглашения.
2. Налоговым кодексом Российской Федерации для физических лиц-медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 193-ФЗ, особенности налогообложения в части осуществления медиативных услуг не предусмотрены.
Однако, согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исходя из изложенного реализация услуг организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, будет подлежать обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Доходы, получаемые организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. При определении налоговой базы не учитываются доходы, закрытый перечень которых приведен в ст. 251 НК РФ.
Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
3. Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые должны быть экономически оправданны.
Кроме того, указанной статьей предусмотрено, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2012 N 384-O-O, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной-экономической деятельности. Таким образом, для того чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, обращение налогоплательщика к услугам медиатора должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды, например, возможностью избежания судебных расходов в случае отсутствия необходимости обращения в суд после разрешения спора с участием медиатора. Однако согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 193-ФЗ наличие соглашения о проведении процедуры медиации и проведение в соответствии с ним этой процедуры не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения. Кроме того, согласно положениям ч. 2 ст! 12 Федерального закона N 193-ФЗ исполнение медиативного соглашения производится на принципах добровольности и добросовестности сторон. Таким образом, возможность учета расходов по оплате налогоплательщиком услуг медиатора зависит от соответствия таких затрат критериям ст. 252 НК РФ.
4. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом каких-либо особенностей для организаций, производящих выплаты медиаторам за оказанные услуги, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ указанные юридические лица являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.
Аналогичное мнение изложено в письме МФ РФ от 11.05.2012 N 03-03-06/4/31.
аудитор ЗАО "Аудит-Центр" | Н.Н. Залюбовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". 1. Какой статус в целях налогообложения будет иметь медиативное соглашение сторон? Какова специфика налогообложения медиативного соглашения по сравнению с мировым соглашением? 2. Как должно осуществляться налогообложение (НДС, налог на прибыль) организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации? 3. Включаются ли расходы организации, связанные с проведением и (или) обеспечением процедуры медиации, в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль? 4. В случае, если к услугам медиатора обращается организация, будут ли на суммы вознаграждений начисляться страховые взносы? Будет ли организация налоговым агентом в целях НДФЛ?
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", июль 2012 г., N 7 (151)