Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств, положительно оценивая работу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств как координирующего органа по обеспечению деятельности наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках СНГ, решил:
1. Информацию Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о практике работы Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств принять к сведению (прилагается).
2. Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств продолжить работу по совершенствованию деятельности Миссии наблюдателей от СНГ, содействуя государствам - участникам Содружества Независимых Государств в проведении свободных и демократических выборов.
Председательствующий на заседании |
С. Лавров |
Информация
о практике работы Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств
Совет глав государств СНГ 1 июня 2001 года принял решение о направлении наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборы Президента Республики Беларусь. Так впервые Содружество выступило в новом качестве и стало активным проводником демократических процессов на пространстве СНГ.
В 2003 году Совет глав государств СНГ, оценив важность и своевременность этого направления деятельности, признал необходимым продолжить практику направления наблюдателей от СНГ на президентские и парламентские выборы, а также референдумы в государства - участники Содружества и возложил координацию деятельности наблюдателей на Исполнительный комитет СНГ. Тем самым была заложена политическая основа для работы в данном направлении.
Правовой основой наблюдения в Содружестве являются принятая 7 октября 2002 года Советом глав государств СНГ Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также утвержденное 26 марта 2004 года Советом министров иностранных дел Содружества по поручению глав государств Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества.
В соответствии с названными документами выстраивается и работа Исполнительного комитета Содружества по обеспечению деятельности Миссии наблюдателей от СНГ (далее - Миссия).
Осуществляя по поручению глав государств Содружества координацию деятельности Миссии, Исполнительный комитет СНГ с сентября 2001 года во взаимодействии с государствами Содружества организовал работу сорока семи миссий во всех государствах - участниках СНГ, в составе которых участвовали более 9000 человек.
За это время в Содружестве Независимых Государств сложилась собственная методика наблюдения, не уступающая методикам ведущих международных организаций и позволяющая обеспечить объективное наблюдение за выборами и референдумами.
Мониторинг выборов и референдумов осуществляется на принципах политической нейтральности и беспристрастности, невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государств. В Содружестве Независимых Государств выработаны принципы и процедуры формирования миссий наблюдателей, назначения их руководителей.
Исполнительный комитет СНГ приступает к формированию Миссии на основании предложений государств Содружества гласно и открыто только после получения приглашения от государства - участника СНГ, проводящего выборы. В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества (далее - Совет постпредов) согласовывает кандидатуру Главы Миссии. Исходя из пожеланий принимающей стороны, административно-территориального деления государства и количества избирательных округов формируются оптимальные по составу наблюдательные миссии.
В составе Миссии активно работают представители Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ЕврАзЭС.
Для обеспечения деятельности Миссии Исполнительный комитет СНГ за 30-35 дней до выборов формирует Штаб Миссии наблюдателей от СНГ (далее - Штаб Миссии), который проводит комплекс мероприятий, связанных с организационно-техническим, правовым и информационно-аналитическим обеспечением Миссии.
В частности, функции Штаба заключаются в организации аккредитации членов Миссии, анализе избирательного законодательства, подготовке для наблюдателей информационно-методических, нормативно-правовых и аналитических материалов, касающихся избирательного процесса, распределении наблюдателей по регионам и определении порядка их работы, осуществлении мониторинга освещения избирательной кампании электронными и печатными СМИ, а также решении других вопросов.
При наблюдении за избирательным процессом применяется система мониторинга выборов, которая включает долгосрочное и краткосрочное наблюдение.
Для достижения более эффективных результатов упор делается на долгосрочное наблюдение за подготовкой к выборам, которое позволяет более объективно оценить ход избирательного процесса в целом.
В качестве долгосрочных наблюдателей привлекаются сотрудники посольств государств Содружества, аккредитованные в стране проведения выборов, а также специалисты, имеющие опыт наблюдения.
В помощь долгосрочным наблюдателям Исполнительный комитет СНГ разрабатывает памятку с учетом национального законодательства страны проведения выборов или референдума.
В ходе долгосрочного наблюдения осуществляется мониторинг этапов избирательной кампании, проводятся встречи с представителями органов государственного управления, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, кандидатами, их доверенными лицами, руководителями политических партий, изучается деятельность центральных, окружных и участковых избирательных комиссий.
Позитивную роль в организации долгосрочного наблюдения играет созданный Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (далее - Международный институт мониторинга), который взаимодействует со Штабом Миссии на выборах в государствах Содружества.
Создание отделений Штаба Миссии в регионах позволяет организовать работу наблюдателей непосредственно в избирательных округах, постоянно контактировать с окружными и участковыми избирательными комиссиями, повысить эффективность наблюдения в наиболее отдаленных регионах, а также обеспечить встречу, размещение и транспортное обслуживание краткосрочных наблюдателей.
Положительно зарекомендовала себя практика направления наблюдателей из регионов стран, граничащих с государством, проводящим выборы.
В Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации и Республике Таджикистан эффективно работали представители соседних областей сопредельных государств СНГ, как правило, сотрудники избирательных комиссий, знающие особенности избирательного процесса.
Одним из условий проведения объективного наблюдения является профессиональная подготовка наблюдателей. С 2007 года на базе Международного института мониторинга проходят семинары по их обучению, на которых выступают высококвалифицированные специалисты в области избирательного права.
Миссией постоянно реализуются предложения участников семинаров о совершенствовании практики наблюдения.
В Исполнительном комитете СНГ создана и постоянно обновляется база данных о наблюдателях от СНГ, что дает возможность привлекать к работе в Миссии наиболее опытных и профессионально подготовленных специалистов.
Краткосрочные наблюдатели прибывают в государство за 3 - 5 дней до выборов и осуществляют мониторинг избирательной кампании накануне и в день голосования. Штаб Миссии проводит инструктаж краткосрочных наблюдателей, распределяет их по регионам и определяет порядок их работы. О результатах своего наблюдения они информируют Штаб Миссии согласно проверочной анкете.
В день выборов представители Миссии посещают, как правило, все избирательные округа, присутствуют при открытии избирательных участков, наблюдают за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.
Для подготовки итогового документа о результатах мониторинга выборов или референдумов создается Совет координаторов Миссии наблюдателей от СНГ (далее - Совет координаторов), который на основе материалов долгосрочного наблюдения, а также поступивших от наблюдателей накануне и в день голосования проверочных анкет готовит заявление. Совет координаторов формируется из представителей государств - участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, других интеграционных объединений, входящих в состав Миссии.
Коллегиальный подход позволяет выработать объективное заключение о состоявшихся выборах, определить направления дальнейшей необходимой помощи государству в плане демократизации избирательного процесса.
Оценки Миссии базируются на основании собственного наблюдения, материалов долгосрочного мониторинга, официальной информации, фактического материала, предоставленного избирательными комиссиями и органами государственного управления, обеспечивающими подготовку и проведение выборов, данных, полученных в результате личных встреч с участниками избирательного процесса, а также проверочных анкет, поступивших от наблюдателей накануне и в день голосования.
После всестороннего анализа всей полученной информации Совет координаторов под руководством Главы Миссии приступает к подготовке текста заявления о результатах наблюдения.
Заявление, подписанное Главой Миссии и членами Совета координаторов, передается в государственные органы страны проведения выборов, доводится до сведения общественности и представителей средств массовой информации, размещается на сайте Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
Результаты мониторинга выборов и референдумов в государствах - участниках СНГ, проведенного Миссией, свидетельствуют о существенной демократизации избирательного законодательства и практики его применения. Национальные законодательства стран Содружества отвечают общепринятым нормам проведения свободных и открытых выборов. В них содержатся такие стандарты демократических выборов, как:
право гражданина избирать и быть избранным,
открытый и гласный характер выборов,
осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина,
общественное и международное наблюдение за выборами,
гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса,
принципы справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.
С 2004 года Исполнительным комитетом СНГ приняты практические меры к сотрудничеству с БДИПЧ/ОБСЕ. Налаживанию конструктивного диалога способствовали визиты делегаций Исполнительного комитета СНГ в штаб-квартиру БДИПЧ/ОБСЕ и делегации БДИПЧ/ОБСЕ в штаб-квартиру Исполнительного комитета СНГ.
В результате достигнутых договоренностей Исполнительный комитет СНГ принимает активное участие в работе организуемых структурами ОБСЕ международных конференций, семинаров и других форумов для обсуждения вопросов организации и проведения наблюдения за избирательными кампаниями. В ходе дискуссий Исполнительный комитет СНГ излагает подходы, на основании которых Миссия осуществляет мониторинг избирательных кампаний, подчеркивая, что наблюдение в Содружестве Независимых Государств осуществляется в соответствии с международно-правовыми актами - Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ и Положением о Миссии наблюдателей от СНГ.
Ведущие международные организации, имеющие опыт наблюдения, и прежде всего БДИПЧ/ОБСЕ, также принимают участие в мероприятиях, организуемых Исполнительным комитетом Содружества и Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, посвященных выборной тематике.
Основываясь на Заявлении глав государств Содружества о положении дел в ОБСЕ от 3 июля 2004 года и Решении Совета министров иностранных дел СНГ от 15 сентября 2004 года об Обращении государств - участников СНГ к партнерам по ОБСЕ, Исполнительный комитет СНГ совместно с государствами Содружества последовательно указывает на необходимость разработки и принятия в рамках ОБСЕ единых международных избирательных стандартов, предлагает БДИПЧ/ОБСЕ провести сравнительный анализ избирательного законодательства и правоприменительной практики государств - участников ОБСЕ.
В процессе мониторинга выборов в странах Содружества осуществляются постоянные контакты с руководством миссий ОБСЕ. В ходе встреч обсуждаются вопросы хода избирательных кампаний, методика проведения наблюдения, необходимость выработки единых критериев оценки подготовки и проведения выборов, работа миссий наблюдателей от СНГ и ОБСЕ.
Так, например, по предложению Миссии в последнее время в состав наблюдательных миссий ОБСЕ стали включаться официальные представители государств - участников СНГ, которые осуществляли мониторинг президентских и парламентских выборов в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Анализ подходов к организации деятельности миссий наблюдателей от СНГ и ОБСЕ показывает, что в их работе немало общего в оценках конкретных аспектов избирательного процесса, работа строится на одних и тех же принципах и по схожей методике, выявляются одни и те же нарушения избирательного законодательства.
Опыт работы Миссии показал, что на пространстве Содружества Независимых Государств создан и стабильно работает институт наблюдателей, который в состоянии объективно проводить мониторинг избирательного процесса и оценивать результаты выборов. Миссия наблюдателей от СНГ стала неотъемлемым элементом системы международного мониторинга избирательных процессов, проходящих в государствах Содружества, и эффективной формой политического сотрудничества.
Тем не менее Исполнительный комитет СНГ как координирующий орган по обеспечению деятельности Миссии считает, что ее работа требует дальнейшего совершенствования на основе наработанной практики и анализа деятельности ведущих международных организаций, имеющих опыт наблюдения.
Исполнительный комитет СНГ принимает меры для улучшения информационно-аналитического, правового и методического обеспечения деятельности Миссии. С учетом накопленного опыта Исполнительный комитет СНГ совместно с Международным институтом мониторинга приступил к подготовке учебного пособия в помощь наблюдателям.
В целях дальнейшего совершенствования мониторинга выборов в декабре 2008 года Совет постпредов по инициативе Российской Федерации совместно с Исполнительным комитетом СНГ провел "круглый стол" на тему: "Деятельность Миссии наблюдателей от СНГ на выборах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств в 2008 году. Опыт, пути совершенствования работы".
Состоявшаяся дискуссия позволила выработать рекомендации по внедрению новых подходов к организации наблюдения. С учетом этого Исполнительный комитет СНГ совместно с Советом постпредов продолжит практику проведения "круглых столов", семинаров по вопросам наблюдения за избирательными кампаниями, что будет способствовать внедрению эффективной методики мониторинга выборов.
Для развития сотрудничества с международными организациями, обмена опытом работы Исполнительный комитет СНГ продолжит работу по включению в состав миссий ОБСЕ официальных представителей государств - участников СНГ, что позволит повысить объективность наблюдения, выработать единые подходы к мониторингу выборов в государствах.
Исходя из необходимости принятия единого документа о стандартах демократических выборов, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств совместно с государствами - участниками СНГ, Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ намерен и дальше использовать возможности международных семинаров, конференций, "круглых столов" для открытого диалога со структурами ОБСЕ по проблемам наблюдения, в том числе и по активному продвижению идеи Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод.
Исполнительный комитет |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета министров иностранных дел СНГ о практике работы Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 10 апреля 2009 г.)
Текст Решения официально опубликован не был