Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение III
Минимальные требования
физической и психической пригодности для управления механическим транспортным средством
Определения
1. В контексте настоящего Приложения, водители распределяются по двум группам:
1.3. Национальное законодательство может предусмотреть, что положения, установленные в настоящем Приложении для водителей 2 группы, применяются к водителям транспортных средств категории В, использующих свои водительские удостоверения в профессиональных целях (такси, автомобиль скорой помощи и т.д.).
2. Аналогично этому, кандидаты на получение первых водительских удостоверений или на замену водительских удостоверений на новые распределяются в группу, к которой они уже принадлежали при получении удостоверения или его замене.
Медицинские осмотры
3. Группа 1:
Кандидаты в водители должны пройти медицинский осмотр, если после завершения всех необходимых формальностей или во время проведения экзаменов, которые они должны сдать до получения водительского удостоверения, становится очевидным, что они имеют медицинские противопоказания, указанные в настоящем Приложении.
4. Группа 2:
Кандидаты в водители должны пройти медицинский осмотр до получения ими первого водительского удостоверения и впоследствии водители должны проверяться в соответствии с национальным законодательством в месте постоянного проживания всякий раз, когда их водительские удостоверения будут обмениваться на новые.
5. Стандарты, установленные государствами-членами ЕС, для выдачи и любой последующей замены водительских удостоверений на новые, могут быть жестче, чем те, которые установлены в настоящем Приложении.
Зрение
6. Все кандидаты на получение водительских удостоверений должны подвергнуться соответствующему исследованию на предмет обладания достаточной для управления механическим транспортным средством остротой зрения. Если существуют причины сомневаться в том, что зрение кандидата в водители не соответствует требованиям, он должен быть проверен в компетентном медицинском учреждении. На таком осмотре особое внимание должно быть уделено следующему: остроте зрения, полю зрения, ночному зрению, световой и контрастной чувствительности, диплопии и другим функциям зрения, которые могут создать угрозу безопасному управлению транспортным средством.
Для водителей 1 группы разрешение может быть принято во внимание в "исключительных случаях", если требования к полю зрения или остроте зрения не могут быть удовлетворены; в таких случаях водитель должен пройти осмотр в компетентном медицинском учреждении, чтобы доказать, что у него нет никаких других расстройств зрения, в том числе световой, контрастной чувствительности и сумеречного зрения. Водитель или кандидат в водители также должны пройти определенный практический тест, проводимый компетентным медицинским учреждением.
6.1. Кандидаты на получение водительского удостоверения или нового удостоверения, взамен утратившего силу, должны обладать остротой бинокулярного зрения, в случае необходимости, с коррегирующими линзами, если необходимо, по крайней мере 0,5 для обоих глаз вместе.
Кроме того, горизонтальное поле зрения должно быть не менее 120 градусов, распространение зрения должно быть не менее 50 градусов влево и вправо и 20 градусов вверх и вниз. Не должно быть никаких дефектов в пределах радиуса центральных 20 градусов.
Если обнаружена или заявлена прогрессирующая болезнь глаз, водительское удостоверение может быть выдано или заменено на новое при условии, что кандидат в водители проходит регулярные обследования в компетентном медицинском учреждении.
6.2. Кандидаты на получение водительского удостоверения или нового удостоверения взамен утратившего силу, которые обладают полной функциональной потерей зрения на один глаз или которые используют только один глаз (например, в случае диплопии) должны иметь остроту зрения не менее 0,5 с коррегирующими линзами, если они необходимы. Компетентное медицинское учреждение должно удостоверить, что указанное состояние монокулярного зрения существовало в течение достаточного периода времени, чтобы позволить адаптироваться к нему, и что поле зрения в указанном глазу отвечает требованиям, установленным в параграфе 6.1.
6.3. После недавно развившейся диплопии или утраты зрения в одном глазу, должен пройти соответствующий адаптационный период (например, шесть месяцев), в течение которого управление транспортным средством запрещено. По истечении указанного периода управление транспортным средством разрешается только после получения благоприятного заключения специалистов в области зрения и управления транспортным средством.
6.4. Кандидаты на получение водительского удостоверения или нового удостоверения, взамен утратившего силу, должны обладать остротой зрения, с коррегирующими линзами, если они необходимы, не менее 0,8 для глаза с большей остротой зрения и не менее 0,1 - для глаза с меньшей остротой зрения. Если коррегирующие линзы используются для достижения зоркости 0,8 и 0,1, минимально допустимая острота зрения (0,8 и 0,1) может быть достигнута либо корректировкой с помощью очков с оптической силой линз не более плюс восемь диоптрий, либо с помощью контактных линз. Корректировка должна быть хорошо переносима.
Кроме того, горизонтальное поле зрения для обоих глаз должно быть не менее 160 градусов, распространение зрения должно быть не менее 70 градусов влево и вправо и 30 градусов вверх и вниз. Не должно быть никаких дефектов в пределах радиуса центральных 30 градусов.
Водительские удостоверения не выдаются и не подлежат обмену на новые для тех кандидатов в водители или для тех водителей, которые страдают нарушением контрастной чувствительности или диплопией.
После реальной утраты зрения в одном глазу должен пройти соответствующий адаптационный период (например, шесть месяцев), в течение которого лицу запрещается управление транспортным средством. По истечении указанного периода управление транспортным средством разрешается только после получения благоприятного заключения специалистов в области зрения и управления транспортным средством.
Слух
7. Водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям 2 группы, если есть заключение компетентного медицинского учреждения; при медицинском осмотре особое внимание должно быть уделено пределам корректировки.
Лица с нарушением функций опорно-двигательной системы
8. Водительские удостоверения не выдаются и не подлежат обмену на новые кандидатам в водители или водителям, страдающим от заболеваний или отклонений опорно-двигательной системы, которые создают угрозу безопасного управления механическим транспортным средством.
8.1. Водительские удостоверения при наличии ряда ограничений, если это необходимо, могут быть выданы кандидатам в водители или водителям при соблюдении заключения компетентного медицинского учреждения. Данное заключение должно основываться на медицинской оценке соответствующего заболевания или отклонения и, если это необходимо, на практическом исследовании. Также оно должно указывать, какой тип модификации транспортного средства требуется, и нуждается ли водитель в ортопедическом устройстве в той мере, в какой экзамен по практическому вождению показывает, что подобное устройство не представляет угрозу безопасному управлению транспортным средством.
8.2. Водительские удостоверения могут быть выданы или заменены на новые любым кандидатам в водители, страдающим от прогрессирующей болезни при условии, что человек с ограниченными физическими способностями проходит регулярную проверку на предмет наличии возможности безопасного управления транспортным средством.
Если болезнь дальше не развивается, водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые без прохождения кандидатом в водители регулярного медицинского обследования.
8.3. Компетентное медицинское учреждение должно дать надлежащую оценку дополнительным рискам и угрозам, касающимся управления транспортными средствами водителями, отнесенными к указанной группе.
Сердечно-сосудистые заболевания
9. Любая болезнь, которая приводит кандидата на получение водительского удостоверения или водителя, обратившегося с просьбой о замене утратившего силу водительского удостоверения на новое, к внезапному нарушению функций сердечно-сосудистой системы, когда происходит внезапное ухудшение мозговых функций, представляет угрозу безопасности дорожного движения.
9.1. Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям с серьезной аритмией сердца.
9.2. Водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, носящим кардиостимулятор в соответствии с заключением компетентного медицинского учреждения и на основании регулярных медицинских осмотров.
9.3. Вопрос о выдаче или обмене водительского удостоверения кандидатам в водители или водителям, страдающим от аномального артериального кровяного давления, должен быть решен с учетом других результатов осмотра и любых связанных с этим осложнений и угроз.
9.4. В общих чертах, водительское удостоверение не должно быть выдано или обменено на новое кандидату в водители или водителю, страдающему стенокардией во время покоя или движения. Выдача или замена водительского удостоверения кандидату или водителю, перенесшему инфаркт миокарда, может быть произведена в соответствии с заключением компетентного медицинского учреждения и, если необходимо, на основании регулярных медицинских осмотров.
9.5. Компетентное медицинское учреждение должно дать надлежащую оценку дополнительным рискам и угрозам, касающимся управления транспортными средствами водителями, отнесенными к указанной группе.
Сахарный диабет
10. В последующих параграфах серьезная гипогликемия означает, что необходима помощь третьего лица, а рецидивная гипогликемия определяется как повторная серьезная гипогликемия в течение 12 месяцев.
10.1. Водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, страдающим от сахарного диабета. При назначении лекарственного препарата они должны получить заключение компетентного медицинского учреждения и подвергаются регулярным медицинским осмотрам, соответствующим каждому конкретному случаю, однако интервал между ними не должен превышать пяти лет.
10.2. Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые, кандидатам в водители или водителям, которые страдают рецидивной серьезной гипогликемией или/и осведомлены о гипогликемии. Водитель, страдающий сахарным диабетом, должен продемонстрировать понимание риска гипогликемии и соответствующего контроля за своим состоянием.
10.3. Особое внимание должно быть уделено выдаче/замене водительских удостоверений водителям 2 группы, страдающим сахарным диабетом. При назначении лекарственного препарата, который несет риск инициирования гипогликемии (например, инсулина или некоторых таблеток), должны применяться следующие критерии:
- в течение предыдущих 12 месяцев не было случаев серьезной гипогликемии;
- водитель полностью осведомлен о гипогликемии,
- водитель должен продемонстрировать соответствующий контроль за своим состоянием посредством постоянного, не менее двух раз за день и периодически во время управления транспортным средством, слежения за уровнем сахара в крови,
- водитель должен продемонстрировать понимание риска наступления гипогликемии,
- не существует никаких других исключающих управление транспортным средством осложнений сахарного диабета.
Кроме того, в указанных случаях водительские удостоверения выдаются только на основании заключения компетентного медицинского учреждения и регулярных медицинских осмотров, проводимых с периодичностью раз в три года.
10.4. Случаи серьезной гипогликемии, произошедшие в часы бодрствования, даже если это не коснулось управления транспортным средством, должны быть зарегистрированы и должны вызвать переоценку статуса водительского удостоверения.
Неврологические болезни и синдром обструктивного апноэ во время сна
Неврологические болезни
11.1. Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, страдающим серьезным неврологическим заболеванием, до тех пор, пока заявления последних не будут подкреплены заключением компетентного медицинского учреждения.
Неврологические расстройства, связанные с болезнями или хирургическим вмешательством, затрагивающим центральную или периферийную нервную систему, которые приводят к чувствительным или двигательным расстройствам и нарушению равновесия и координации движений, должны быть приняты во внимание в связи с их функциональностью и риском дальнейшего развития. В таких случаях выдача или замена водительского удостоверения могут быть произведены на основании периодической медицинской оценки.
Синдром обструктивного апноэ во время сна
11.2. В следующих параграфах умеренная форма синдрома обструктивного апноэ во время сна соответствует количеству эпизодов апноэ и гипопноэ в час (Индекс апноэ- гипопноэ) от 15 до 29, а при тяжелой форме синдрома обструктивного апноэ во время сна Индекс апноэ- гипопноэ равен 30 и более; при этом обе формы сопровождаются повышенной сонливостью в дневное время.
11.3. Кандидаты в водители или водители, у которых подозревается наличие умеренной или тяжелой формы синдрома обструктивного апноэ во время сна, должны быть направлены для получения дальнейшей медицинской консультации. Им может быть рекомендовано не управлять транспортным средством до подтверждения диагноза.
11.4. Водительские удостоверения могут быть выданы тем кандидатам в водители, страдающим умеренной или тяжелой формой синдрома обструктивного апноэ во время сна, которые могут продемонстрировать надлежащий контроль за своим состоянием и прохождение необходимого лечения и улучшение состояния сонливости, если таковое имеется, подтвержденное заключением компетентного медицинского учреждения.
11.5. Кандидаты в водители или водители, страдающие умеренной или тяжелой формой синдрома обструктивного апноэ во время сна и проходящие лечение, должны подвергаться регулярным медицинским осмотрам с периодичностью не более трех лет для водителей группы 1 и одного года для водителей группы 2, в целях определения степени прохождения лечения, необходимости дальнейшего лечения и надлежащей степени непрерывной бдительности.
Эпилепсия
12. Приступы эпилепсии или другие внезапные расстройства сознания представляют собой серьезную угрозу безопасности дорожного движения, если они случаются с водителем, управляющим механическим транспортным средством.
Эпилепсия определяется как наступление двух или более эпилептических приступов менее чем за пять лет подряд. Спровоцированный эпилептический припадок определяется как припадок, у которого есть опознавательный преодолимый провоцирующий фактор.
Лицу, у которого были первый или изолированный эпилептический припадок или потеря сознания, должно быть рекомендовано воздержаться от управления транспортным средством. Необходимо наличие заключения специалиста, устанавливающего период запрета на управление транспортным средством и последующего за ним наблюдения.
Чрезвычайно важно, чтобы характерный эпилептический синдром и тип припадков были определены таким образом, чтобы можно было бы дать надлежащую оценку безопасному управлению транспортным средством (в том числе риску повторения припадков) и назначить лицу соответствующее лечение. Это должно быть сделано невропатологом.
12.1. Водители группы 1, страдающие эпилепсией, должны находиться под контролем до тех пор, пока припадки не прекратят повторяться в течение 5 лет.
Если водитель страдает эпилепсией, критерии для получения безоговорочного водительского удостоверения не соблюдены. Государственный орган, осуществляющий выдачу водительских удостоверений, должен быть поставлен в известность о наличии у кандидата в водители эпилепсии.
12.2. Спровоцированный эпилептический припадок: кандидат в водители, у которого произошел спровоцированный эпилептический припадок, обусловленный опознаваемым провоцирующим фактором, который вряд ли повториться за рулем, может быть признан способным к управлению транспортным средством на индивидуальной основе при наличии заключения невропатолога (оценка, если это необходимо, должна быть проведена в соответствии с другими разделами Приложения III (например, в случае употребления алкоголя или других сопутствующих заболеваний).
12.3. Первый или единственный эпилептический припадок: кандидат в водители, с которым произошел первый неспровоцированный эпилептический припадок, может быть объявлен способным к управлению транспортным средством по истечении шести месяцев без припадков, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Органы государственной власти каждого государства-члена ЕС могут разрешить водителям с признанными положительными прогнозируемыми показателями управление транспортным средством в ближайшем будущем.
12.4. Другие расстройства сознания: потеря сознания должна быть оценена в соответствии с риском его повторения в процессе управления транспортным средством.
12.5. Эпилепсия: водители или кандидаты в водители могут быть признаны пригодными к управлению транспортным средством по истечении одного года после наступления последнего припадка.
12.6. Припадки, происходящие исключительно во сне: кандидат в водители или водитель, у которого никогда не было припадков в часы бодрствования, может быть признан годным к управлению транспортным средством при условии, что эта особенность была установлена за период, который должен быть меньше периода, свободного от эпилептических припадков. Если существует вероятность наступления припадка в часы бодрствования, до получения водительского удостоверения должен пройти один год, в течение которого не должно быть повторения подобных случаев (см. "Эпилепсия").
12.7. Припадки, которые не оказывают влияния на сознание или на способность действовать: кандидат в водители или водитель, у которого никогда не было припадков, за исключением тех, которые не оказывают влияния на сознание или не причиняют каких-либо функциональных расстройств, могут быть признаны годными к управлению транспортным средством при условии, что эта особенность была установлена за период, который должен быть меньше периода, свободного от эпилептических припадков. Если существует вероятность наступления какого-либо вышеуказанного припадка, до получения водительского удостоверения должен пройти один год, в течение которого не должно быть повторения подобных случаев (см. "Эпилепсия").
12.8. Припадки, вызванные изменениями терапевтической направленности или сокращением анти-эпилептической терапии: пациенту может быть рекомендовано воздержаться от управления транспортным средством от начала периода абстиненции до истечения шести месяцев после окончания лечения. Если было возобновлено предыдущее эффективное лечение и припадки произошли во время изменений терапевтической направленности или прекращения лечения, необходимо запретить управление транспортным средством сроком на три месяца.
12.9. После излечивающего эпилепсию операционного вмешательства: см. "Эпилепсия".
12.10. Кандидат в водители не должен проходить анти-эпилептическое лечение в течение обязательного периода рецессии. Соответствующее медицинское наблюдение должно быть проведено. При обширном неврологическом исследовании не должно быть выявлено никаких черепно-мозговых патологий или эпилептоформной активности на электроэнцефалограмме (ЕЕГ). Электроэнцефалограмма и соответствующая неврологическая оценка должны быть сделаны после острого приступа.
12.11. Спровоцированный эпилептический припадок: кандидат в водители, у которого произошел спровоцированный эпилептический припадок, обусловленный опознаваемым провоцирующим фактором, который вряд ли повториться за рулем, может быть признан способным к управлению транспортным средством на индивидуальной основе при наличии заключения невропатолога. Электроэнцефалограмма и соответствующая неврологическая оценка должны быть сделаны после острого приступа.
Человек с конструктивным внутримозговым повреждением, которое увеличивает риск наступления припадков, не допускается к управлению транспортным средством группы 2 до тех пор, пока риск эпилепсии не снизится, по крайней мере, до 2% в год. Оценка, если это необходимо, должна быть проведена в соответствии с другими разделами Приложения III (например, в случае употребления алкоголя).
12.12. Первый или единственный неспровоцированный припадок: кандидат в водители, с которым произошел первый неспровоцированный эпилептический припадок, может быть признан способным к управлению транспортным средством, если у человека, который не принимал противоэпилептические лекарства, в течение пяти лет не было припадков, при наличии соответствующего заключения невропатолога. Органы государственной власти каждого государства-члена ЕС могут разрешить водителям с признанными положительными прогнозируемыми показателями управление транспортным средством в ближайшем будущем.
12.13. Другие потери сознания: потеря сознания должна быть оценена в соответствии с риском его повторения в процессе управления транспортным средством. Риск повторения должен составлять 2 или менее процентов в год.
12.14. Эпилепсия: у человека, который не принимал противоэпилептические лекарства, в течение десяти лет не было эпилептических припадков. Органы государственной власти каждого государства-члена ЕС могут разрешить водителям с признанными положительными прогнозируемыми показателями управление транспортным средством в ближайшем будущем. Это правило также применяется в случаях "ювенильной эпилепсии".
Определенные расстройства (например, артериовенозный врожденный порок или внутреннее кровоизлияние в мозг) влекут за собой повышенный риск наступления припадков, даже если припадков еще не было. В подобной ситуации оценка должна быть проведена компетентным медицинским учреждением; для получения водительского удостоверения риск наступления припадка должен составлять 2 или менее процентов в год.
Психические расстройства
13.1. Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, страдающим от:
- серьезного психического расстройства, независимо от того, врожденное оно или возникло в результате болезни, травмы или неврологической операции,
- серьезной задержке психического развития,
до тех пор пока их заявления не будут подкреплены заключением компетентного медицинского учреждения и, если необходимо, на основании регулярных медицинских осмотров.
13.2. Компетентное медицинское учреждение должно дать надлежащую оценку дополнительным рискам и угрозам, касающимся управления транспортными средствами, отнесенными к указанной группе.
Алкоголь
14. Употребление алкоголя представляет собой основную угрозу для безопасности дорожного движения. Принимая во внимание масштабность проблемы, медицинские работники должны быть очень бдительными.
14.1. Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, имеющим алкогольную зависимость или неспособным воздерживаться от употребления алкогольных напитков и управления транспортным средством.
После подтвержденного периода воздержания и на основании заключения компетентного медицинского учреждения и регулярных медицинских осмотров, водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, которые в прошлом имели алкогольную зависимость.
14.2. Компетентное медицинское учреждение должно дать надлежащую оценку дополнительным рискам и угрозам, касающимся управления транспортными средствами, попадающими под определение указанной группы.
Наркотики и лекарственные препараты
15. Злоупотребление:
Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, имеющим зависимость от психотропных веществ или не имеющим зависимости от последних, но регулярно злоупотребляющим ими.
Регулярное использование:
15.1. Водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, регулярно использующим психотропные вещества в любых формах, которые могут помешать безопасному управлению транспортным средством, если количество употребленных веществ оказывает негативное воздействие на управление транспортным средством.
15.2. Компетентное медицинское учреждение должно дать надлежащую оценку дополнительным рискам и угрозам, касающимся управления транспортными средствами водителями, попадающими под определение указанной группы.
Ренальные/почечные расстройства
16.1. Водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, страдающим от сильной почечной недостаточности, на основании заключения компетентного медицинского учреждения и регулярных медицинских осмотров.
16.2. За исключением особенных случаев, обоснованных надлежащим образом в заключении компетентного медицинского учреждения и на основании регулярных медицинских осмотров, водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, страдающим от сильной и необратимой почечной недостаточности.
Прочие положения
17.1. На основании заключения компетентного медицинского учреждения и регулярных медицинских осмотров водительские удостоверения могут быть выданы или обменены на новые кандидатам в водители или водителям, имеющим пересаженный орган или искусственный имплантат, которые оказывают влияние на способность управления транспортным средством.
17.2. Компетентное медицинское учреждение должно дать надлежащую оценку дополнительным рискам и угрозам, касающимся управления транспортными средствами, попадающими под определение указанной группы.
18. Как правило, если кандидат в водители или водитель страдают от какого-либо расстройства, не упомянутого в вышеуказанном параграфе, но являющегося причиной функциональной неспособности, влияющей на безопасность управления транспортным средством, водительские удостоверения не могут быть выданы или обменены на новые до тех пор, пока заявления кандидата в водители или водителя не будут подкреплены заключением компетентного медицинского учреждения и, если необходимо, на основании регулярных медицинских осмотров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.