Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил:
1. Принять к сведению Информацию об основных макроэкономических показателях развития экономик государств-членов Евразийского экономического сообщества в 2009 году (прилагается).
2. Правительствам государств-членов ЕврАзЭС продолжить работу по выполнению Плана реализации совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса с целью обеспечения макроэкономической стабильности и достижения согласованных значений основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС.
Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Российской Федерации
От Республики Таджикистан
Информация
об основных макроэкономических показателях развития экономик государств-членов Евразийского экономического сообщества в 2009 году
Краткая характеристика состояния экономик государств-членов Евразийского экономического сообщества в 2009 году
В 2009 году экономика Евразийского экономического сообщества испытывала негативное влияние мирового финансового кризиса.
По итогам года в Республике Беларусь производство валового внутреннего продукта (ВВП) осталось на уровне предыдущего года, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан наблюдался рост ВВП, хотя его темпы замедлились по сравнению с 2008 годом.
В Российской Федерации отмечен спад производства ВВП, это обусловлено тем, что ее экономика сильно зависит от внешнего спроса и мировых цен на экспортируемое сырье, финансовая система тесно связана с мировой финансовой системой.
В связи с преобладающей долей Российской Федерации в общем объеме основных макроэкономических показателей по ЕврАзЭС, в среднем по странам Сообщества (как и в Российской Федерации) наблюдалась отрицательная динамика по ВВП, производству промышленной продукции, инвестициям в основной капитал.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом валовой внутренний продукт в среднем по ЕврАзЭС снизился на 7%, в том числе в Российской Федерации - на 7,9%, вместе с тем, в Республике Беларусь ВВП вырос на 0,2%, Республике Казахстан - на 1,2%, Кыргызской Республике - на 2,3%, Республике Таджикистан - на 3,4%
Объем промышленной продукции в среднем по ЕврАзЭС снизился на 9,0%, в том числе в Республике Беларусь - на 2,8%, Кыргызской Республике - на 6,4%, Российской Федерации - на 10,8% и Республике Таджикистан - на 6,3%. В Республике Казахстан отмечен рост производства промышленной продукции на 1,7%.
Объем сельскохозяйственной продукции вырос в среднем по ЕврАзЭС на 3,0%, в том числе в Республике Беларусь - на 1,3%, Республике Казахстан - на 13,8%, Кыргызской Республике - на 7,4%, Российской Федерации - на 1,2%, Республике Таджикистан - на 10,1%.
Объем инвестиций в основной капитал в среднем по ЕврАзЭС снизился на 13,0%, в том числе в Российской Федерации - на 16,2% и Республике Таджикистан - на 15,5%. В Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике наблюдался рост объема инвестиций в основной капитал соответственно на 8,6%; 2,1% и 19,7%.
Объем взаимной торговли товарами государств-членов ЕврАзЭС в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился с 116,7 до 79,0 млрд. долларов США или на 32,3%.
В 2009 году цены на потребительских рынках Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Таджикистан продолжали расти, но темпы их повышения были ниже, чем в 2008 году.
Так, инфляция (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) по сравнению с соответствующим периодом в среднем по ЕврАзЭС снизилась на 4,5 процентных пункта и составила 8,5%, в том числе в Республике Беларусь - на 3,2 процентных пункта и 10,1%; Республике Казахстан - на 3,3 процентных пункта и 6,2%; Кыргызской Республике на 20,0 процентных пункта и 0%, Российской Федерации - на 4,5 процентных пункта и 8,8% и Республике Таджикистан - 6,8 процентных пункта и 5,0%.
Анализ основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, подлежащих сближению
Порядком согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов Евразийского экономического сообщества определены критерии сближения экономического развития государств-членов ЕврАзЭС (устойчивость государственных финансов, стабильность цен, устойчивость национальных валют, устойчивость финансовых рынков). Согласованы следующие количественные значения макроэкономических показателей, характеризующих критерии сближения экономического развития государств-членов ЕврАзЭС: годовой дефицит государственного бюджета не превышает 4% к ВВП; государственный долг не превышает 80% к ВВП; уровень инфляции (индекс потребительских цен) не превышает более чем на 5 процентных пункта средний показатель для трех государств Сообщества с наименьшим ростом цен; средневзвешенная ставка по долгосрочным кредитам экономике не превышает средний годовой показатель для трех государств Сообщества с наименьшим ростом цен не более чем на 3 процентных пункта.
На данном этапе интеграционного взаимодействия государств Сообщества соблюдение согласованных значений основных макроэкономических показателей носит рекомендательный характер. Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС проведен анализ указанных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов Сообщества в 2009 году, рассчитанных на основе Методики определения основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, утвержденной Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 25 сентября 2006 года N 653 (таблица прилагается).
В 2009 году в связи с увеличением государственных расходов на поддержку важнейших отраслей экономики и усилением социальной защиты населения в условиях сокращения бюджетных доходов во всех государствах Сообщества наблюдался бюджетный дефицит. Вместе с тем, фактические значения по данному показателю в государствах Сообщества, за исключением Российской Федерации, не превысили его согласованного значения (4% к ВВП).
Дефицит федерального бюджета в Российской Федерации составил 5,9% и превысил согласованное значение на 1,9%.
Государственный долг во всех государствах-членах ЕврАзЭС был ниже согласованного значения. Самое низкое отношение государственного долга к ВВП сложилось в Российской Федерации (8,3%), самое высокое - в Кыргызской Республике (59,92%).
Согласованное значение инфляции (не более 8,7%), рассчитанное как средний годовой показатель инфляции в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, в которых рост цен был наименьшим, плюс 5 процентных пунктов было превышено в Республике Беларусь и Российской Федерации на 1,4 и 0,1 процентных пункта соответственно.
Согласованное значение ставки по долгосрочным кредитам, выданным юридическим лицам (не более 24,26%), рассчитанное как среднее годовое значение этого показателя в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, в которых рост цен был наименьшим, плюс 3 процентных пункта, превышено в Кыргызской Республике на 1,84 процентных пункта. Согласованное значение ставки по долгосрочным кредитам, выданным физическим лицам (не более 26,95%), рассчитанное как среднее годовое значение этого показателя в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан, в которых рост цен был наименьшим, плюс 3 процентных пункта, превышено в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан на 0,39 и 0,36 процентных пункта соответственно. Проведенный анализ показал, что в Республике Казахстан в 2009 году достигнуты рекомендованные значения по всем согласованным макроэкономическим показателям.
В Республике Беларусь превышено рекомендованное значение по уровню инфляции.
В Кыргызской Республике не достигнуты рекомендованные значения ставкам по долгосрочным кредитам, выданным юридическим и физическим лицам, в Республике Таджикистан - ставкам по долгосрочным кредитам, выданным физическим лицам.
В Российской Федерации превышено рекомендованное значение по дефициту бюджета и уровню инфляции.
Для преодоления последствий мирового финансового кризиса всеми государствами-членами ЕврАзЭС разработаны антикризисные меры, которые реализовывались в 2009 году.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 9 июня 2009 г. N 419 утвержден Перечень совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса и План их реализации.
Правительствами государств-членов ЕврАзЭС совместно с Советом по финансово-экономической политике государств-членов ЕврАзЭС и Советом руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении ЕврАзЭС обеспечивается выполнение Плана реализации совместных мер.
В целях поддержки стран ЕврАзЭС с низким уровнем доходов создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС, которым в настоящее время рассмотрены предварительные заявки на предоставление кредитов от следующих государств-участников Фонда:
- от Республики Беларусь на финансирование проекта ОАО "Белшина" в общей сумме 32,6 млн. евро;
- от Республики Армения на реализацию пяти инвестиционных проектов в общей сумме 601,6 млн. долларов США;
- от Кыргызской Республики на получение финансового кредита в размере 160 млн. долларов США;
- от Республики Таджикистан на предоставление финансового кредита в размере 90 млн. долларов США.
Реализация принятых мер способствует восстановлению уровня экономик государств-членов ЕврАзЭС, во втором полугодии 2009 года остановлена рецессия в странах Сообщества и в начале 2010 года в государствах Сообщества наблюдается рост важнейших экономических показателей по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.
В целях обеспечения макроэкономической стабильности и достижения согласованных значений основных макроэкономических показателей развития экономик государств Сообщества предлагается правительствам государств-членов ЕврАзЭС продолжить работу по реализации Плана совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса.
Макроэкономические показатели за 2009 год, характеризующие критерии сближения экономического развития государств-членов ЕврАзЭС
Показатели |
Согласованные значения* |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Кыргызская Республика |
Российская Федерация |
Республика Таджикистан |
|||||
Фактическое значение |
Превышает или не превышает согласованное значение |
Фактическое значение |
Превышает или не превышает согласованное значение |
Фактическое значение |
Превышает или не превышает согласованное значение |
Фактическое значение |
Превышает или не превышает согласованное значение |
Фактическое значение |
Превышает или не превышает согласованное значение |
||
Годовой дефицит государственного (консолидированного) бюджета |
не более 4% к ВВП |
дефицит 0,7 |
не превышает |
дефицит 3,1 |
не превышает |
дефицит 1,5 |
не превышает |
дефицит 5,9 |
превышает (на 1,9) |
дефицит 0,5 |
не превышает |
Государственный долг |
не более 80% к ВВП |
32,6 |
не превышает |
13,2 |
не превышает |
59,92 |
не превышает |
8,3 |
не превышает |
35,8 |
не превышает |
Уровень инфляции (индекс потребительских цен, декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) |
8,7% (средний показатель для трех стран Сообщества с наименьшим ростом цен +5%) |
10,1 |
превышает (на 1,4 ) |
6,2 |
не превышает |
0 |
не превышает |
8,8 |
превышает (на 0,1) |
5,0 |
не превышает |
Средневзвешенная ставка по долгосрочным кредитам экономике,%: |
средний годовой показатель для трех стран Сообщества с наименьшим ростом цен +3% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
юридическим лицам |
24,26% |
7,4 |
не превышает |
14,4 |
не превышает |
26,1 |
превышает (на 1,84) |
15,4 |
не превышает |
23,27 |
не превышает |
физическим лицам |
26,95% |
12,2 |
не превышает |
17,2 |
не превышает |
27,34 |
превышает (на 0,39) |
19,9 |
не превышает |
27,31 |
превышает (на 0,36 ) |
_____________________________
* Утверждены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 22 июня 2005 г. N 222.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 482 "Об основных макроэкономических показателях развития экономик государств-членов Евразийского экономического сообщества в 2009 году"
Текст решения официально опубликован не был