Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2009/31/ЕС от 23 апреля 2009 г.
о геологических хранилищах диоксида углерода (углекислого газа) и внесении изменений и дополнений в Директиву Совета ЕС 85/337/ЕЭС, Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2000/60/ЕС, 2001/80/ЕС, 2004/35/ЕС, 2006/12/ЕС, 2008/1/ЕС и Регламент (ЕС) 1013/2006*(1)
(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, Статьей 175(1) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь Заключением Европейского Комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Руководствуясь Заключением Комитета регионов,
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Окончательной целью Рамочной конвенции ООН по изменению климата, которая была одобрена Решением Совета ЕС 94/69/EC от 15 декабря 1993 г. по вопросам заключения Рамочной конвенции ООН по изменению климата*(4), является достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вмешательство в систему окружающей среды.
(2) Шестая программа экологических действий Сообщества, утвержденная Решением Европейского парламента и Совета ЕС 1600/2002/EC*(5), определяет борьбу с изменением климата в качестве первоочередной задачи. Указанная Программа устанавливает, что Сообщество принимает на себя обязательство по достижению снижения выбросов парниковых газов на 8 % в период 2008 - 2012 гг. по сравнению с уровнем 1990 г., а также то, что в долгосрочной перспективе общемировые выбросы парниковых газов должны быть снижены приблизительно на 70 % по сравнению с уровнем 1990 г.
(3) Информационное письмо Европейской Комиссии от 10 января 2007 г. под заголовком "Ограничение глобального изменения климата двумя градусами по Цельсию - Программа действий до 2020 г. и на более долгосрочный период" уточняет, что в контексте предполагаемого глобального сокращения выбросов парниковых газов на 50 % к 2050 г., необходимо сократить выбросы парниковых газов в странах с развивающейся экономикой на 30 % к 2020 г., увеличивая указанный процент на 60-80 % к 2050 г., а также что указанное сокращение является технически осуществимым и преимущества существенно перевешивают затраты, но для того, чтобы достичь указанного сокращения необходимо использовать все варианты смягчения воздействия на окружающую природную среду.
(4) Улавливание и хранение диоксида углерода (углекислого газа) представляет собой внедрение новой технологии, которая будет способствовать уменьшению отрицательных последствий изменения климата. Она включает в себя улавливание диоксида углерода (углекислого газа) из промышленных установок, его транспортировку к месту хранения, а также его закачивание в специальные подземные геологические образования в целях постоянного хранения. Указанная технология не должна служить в качестве стимула к увеличению количества электростанций, работающих на ископаемом топливе. Ее разработка не должна повлечь за собой уменьшение мероприятий по поддержанию энергосберегающих программ, возобновляемых источников энергии и других безопасных и экологически чистых низкоуглеродистых технологий, ни в научно-исследовательских, ни в финансовых условиях.
(5) Предварительные оценки, осуществляемые для того, чтобы оценить влияние Директивы, переданные на рассмотрение Европейской Комиссии для оценки влияния, указывают на то, что семь миллионов тонн диоксида углерода (углекислого газа) могли бы оказаться в хранилищах к 2020 г., и до 160 миллионов - к 2030 г., исходя из 20-типроцентого сокращения выбросов парниковых газов к 2020 г. и при условии, что улавливание и хранение диоксида углерода (углекислого газа) получат частную, национальную поддержку и поддержку Сообщества и окажутся экологически безопасными технологиями. Выбросы диоксида углерода (углекислого газа), предотвращенные в 2030 г., могут составить приблизительно 15 % сокращения выбросов, требуемых в Европейском союзе.
(6) Вторая Европейская программа по изменению климата, которая была установлена информационным письмом Европейской Комиссии от 9 февраля 2005 г. под названием "Победа в борьбе против глобального изменения климата" для того, чтобы подготовить и изучить будущую политику по изменению климата, создала Рабочую группу по улавливанию и геологическому хранению диоксида углерода. Сфера полномочий рабочей группы заключалась в изучении улавливания и хранения диоксида углерода в качестве средства по сокращению изменения климата. Рабочая группа опубликовала подробный отчет о задачах регулирования, который был утвержден в июне 2006 г. Это подчеркнуло необходимость развития мероприятий и нормативно-правовой базы в отношении улавливания и хранения диоксида углерода и побудило Европейскую Комиссию проводить дальнейшие исследования указанной проблемы.
(7) Информационное письмо Европейской Комиссии от 10 января 2007 г. под заголовком "Устойчивое получение электроэнергии из ископаемого топлива: стремление к близкому к нулю уровню выбросов угля после 2020 г." вновь обратило внимание на необходимость создания нормативно-правовой базы, основанной на оценке совокупного риска утечки диоксида углерода, включая требования к выбору площадок для хранения, разработанные для минимизации риска утечки, мониторинг и предоставление отчетов о режимах контроля за хранением и соответствующей ликвидации последствий какого-либо ущерба, который может быть причинен. Информационное письмо устанавливает для Европейской Комиссии план действий в этой сфере в течение 2007 г., который требует развития базы рационального регулирования улавливания и хранения диоксида углерода, включая работу над нормативно-правовой базой, поощрительной базой и программами поддержки, а также работу над внешними элементами, например, над технологическим взаимодействием с ключевыми странами по вопросу улавливания и хранения диоксида углерода.
(8) В марте 2007 г. Совет ЕС также убедил государства-члены ЕС и Европейскую Комиссию действовать в направлении укрепления научных исследований и развития необходимой технической, экономической и нормативно-правовой базы в целях устранения существующих правовых барьеров и довести технологию экологически безопасного улавливания и хранения диоксида углерода до применения в новых электростанциях, работающих на ископаемом топливе, если возможно к 2020 г.
(9) На заседании Европейского совета, прошедшем в марте 2008 г., повторно упоминалось, что цель предлагаемой нормативно-правовой базы в отношении улавливания и хранения диоксида углерода заключалась в обеспечении того, что указанная инновационная технология должна использоваться экологически безопасным способом.
(10) На заседании Совета ЕС, прошедшем в июне 2008 г., прозвучали призывы к Европейской Комиссии как можно быстрее предложить механизм поощрения государств-членов ЕС и частного сектора в целях обеспечения разработки и ввода в эксплуатацию до 12 демонстрационных установок по улавливанию и хранению диоксида углерода к 2015 г.
(11) Каждый из различных компонентов технологии улавливания и хранения диоксида углерода, а именно улавливание, транспортировка и хранение диоксида углерода, были объектами экспериментальных проектов в меньшем масштабе, чем это требуется для их промышленного применения. Указанные компоненты все еще должны быть объединены в единый комплексный процесс улавливания и хранения диоксида углерода, технологические затраты должны быть уменьшены, а дополнительные и лучшие научные знания должны быть собраны. Поэтому важно, чтобы усилия Сообщества по демонстрации технологии улавливания и хранения диоксида углерода в рамках комплексной концептуальной системы были предприняты как можно скорее, включая, в частности, правовую базу для экологически безопасного применения хранения диоксида углерода, поощрения, особенно для дальнейшего изучения и развития деятельности путем реализации демонстрационных проектов и мер по доведению указанных проектов до сведения представителей общественности.
(12) На международном уровне правовые барьеры в отношении геологического хранения диоксида углерода в геологических образованиях, находящихся под морским дном, были устранены после принятия принципов управления рисками на основе Лондонского протокола 1996 г. к Конвенции 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонский протокол 1996), а также на основании Конвенции по защите морской среды северо-восточной части Атлантического океана (Конвенция ОСПАР*(6)).
(13) В 2006 г. страны-участники Лондонского протокола 1996 г. приняли изменения и дополнения в указанный Протокол. Эти изменения обеспечивают и регулируют хранение потоков диоксида углерода, исходя из процессов улавливания диоксида углерода в геологических образованиях, находящихся под морским дном.
(14) Страны-участники Конвенции ОСПАР в 2007 г. приняли изменения в Приложения к Конвенции в целях обеспечения хранения диоксида углерода в геологических образованиях, расположенных под морским дном, в Решение - для обеспечения экологически безопасного хранения потоков диоксида углерода в геологических образованиях, в Рекомендации ОСПАР по оценке и управлению рисками от указанной деятельности. Кроме того, они приняли Решение, запрещающее размещение диоксида углерода в толщах морской воды и на морском дне по причине возникновения потенциально опасных последствий.
(15) На уровне Сообщества уже существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих некоторые экологические риски улавливания и хранения диоксида углерода, в частности, в отношении улавливания и транспортировки диоксида углерода; указанные документы должны использоваться по мере возможности.
(16) Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. в отношении комплексного предотвращения и контроля за загрязнением*(7) является подходящей для регулирования в отношении некоторых видов промышленной деятельности, рисков улавливания диоксида углерода для окружающей природной среды и здоровья человека, и вследствие этого должна применяться к улавливанию потоков диоксида углерода в целях геологического хранения, возникающих в процессе деятельности установок, подпадающих под действие указанной Директивы.
(17) Директива Совета ЕС 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 г. об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду*(8) должна применяться к улавливанию и транспортировке потоков диоксида углерода в целях геологического хранения. Также она должна применяться к площадкам для хранения в соответствии с указанной Директивой.
(18) Настоящая Директива применяется к геологическим хранилищам диоксида углерода, расположенным на территории государств-членов ЕС, в их исключительных экономических зонах и на их континентальном шельфе. Директива не применяется к проектам, в соответствии с которыми общее предполагаемое хранение диоксида углерода не превышает 100 килотонн, предпринятое для научных исследований, разработки и тестирования новой продукции и процессов. Указанный порог также является соответствующим в контексте других соответствующих нормативно-правовых актов Сообщества. Хранение диоксида углерода в комплексах для хранения, находящихся за территориальными рамками настоящей Директивы и хранение диоксида углерода в толщах воды должно быть запрещено.
(19) Государства-члены ЕС сохраняют за собой право определять области в рамках своей территории, из которых могут быть выбраны площадки для хранения. Указанное право включает в себя право государств-членов ЕС запретить любое хранение в части или в целом на своей территории или предоставить приоритет любому другому виду использования подземных недр, например, исследованию, производству и хранению углеводородов или геотермальному использованию водоносных слоев. В данном контексте, государства-члены ЕС должны, в частности, уделить надлежащее внимание другим вариантам энергоносителей для использования предполагаемых площадок для хранения, включая варианты, которые являются стратегическими для безопасного энергообеспечения государств-членов ЕС или для развития возобновляемых источников электроэнергии. Выбор соответствующей площадки для хранения является решающим для того, чтобы подлежащий хранению диоксид углерода (углекислый газ) был полностью и бессрочно локализован. При выборе площадок для хранения государства-члены ЕС должны принимать во внимание геологические характеристики своей территории, например, сейсмичность, самым объективным и эффективным образом. В связи с этим площадка может быть выбрана в качестве площадки для хранения только в том случае, если отсутствуют серьезные риски утечки диоксида углерода (углекислого газа), а также, если в любом случае отсутствует вероятность возникновения существенного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Риски устанавливаются посредством определения параметров и оценки предполагаемого комплекса для хранения в соответствии со специальными требованиями.
(20) Технология по улучшенному извлечению сжиженных нефтепродуктов (EHR) касается извлечения углеводородов в дополнение к тем, которые извлечены с помощью закачки воды или других способов. Сама по себе технология не подпадает под действие настоящей Директивы. Тем не менее, если она объединяется с геологическим хранением диоксида углерода, то должны применяться положения настоящей Директивы в отношении экологически безопасного хранения диоксида углерода (углекислого газа). В указанном случае, положения настоящей Директивы, касающиеся утечки диоксида углерода, не предназначены для применения к объемам углекислого газа, извлеченным из поверхностных установок, которые не превышают уровня, необходимого для обычного процесса извлечения нефтепродуктов, и которые не нарушают безопасность геологического хранения или, наоборот, оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду. Указанные выбросы регулируются посредством включения площадок для хранения в Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2003/87/ЕС от 13 октября 2003 г. об учреждении схемы торговли квотами на выброс парниковых газов в Сообществе*(9), в соответствии с которой необходимо возвращать квоты на выброс парниковых газов в случае утечки выбросов.
(21) Государства-члены ЕС должны довести до сведения представителей общественности экологическую информацию, касающуюся геологического хранения диоксида углерода (углекислого газа), в соответствии с нормами действующего законодательства Сообщества.
(22) Государства-члены ЕС, которые намереваются разрешить геологическое хранение диоксида углерода на своей территории, должны провести оценку объема хранилищ, имеющихся на их территории. Европейская Комиссия должна организовать обмен информацией и передовым опытом между государствами-членами ЕС в контексте обмена информацией, предусмотренной положениями настоящей Директивы.
(23) Государства-члены ЕС должны определить, в каких случаях геологическое изучение недр является необходимым для сбора информации, необходимой для выбора места для хранения. Геологическое изучение недр, представляющее собой деятельность по внедрению под поверхность почвы, должно проводиться в соответствии с требованиями разрешительных документов. Государства-члены ЕС не нуждаются в установлении критериев доступа к процедурам по предоставлению разрешений на геологическое изучение недр, однако в случае, если они устанавливают указанные критерии, то должны, по крайней мере, удостовериться в том, что процедуры по предоставлению разрешений на геологическое изучение недр являются открытыми для всех субъектов права, имеющих необходимые право- и дееспособность. Кроме того, государства-члены ЕС должны удостовериться в том, что разрешения предоставляются на основе объективных, опубликованных и недискриминационных критериев. В целях защиты и стимулирования инвестиций в геологическое изучение недр, разрешения на геологическое изучение недр должны быть предоставлены на ограниченную область и ограниченный срок, в течение которого владелец разрешения имеет исключительное право проводить геологическое изучение предполагаемого комплекса для хранения диоксида углерода (углекислого газа). Государства-члены ЕС должны удостовериться в том, что конкурентные виды использования комплекса не были разрешены в течение указанного срока. Если деятельность не осуществляется в течение разумного срока, государства-члены ЕС должны удостовериться в том, что разрешение на геологическое изучение недр аннулировано и может быть предоставлено другим субъектам права.
(24) Площадки для хранения не должны функционировать без разрешения на хранение. Разрешение на хранение является основным документом для обеспечения того, что существенные требования настоящей Директивы будут соблюдены, и что вследствие этого геологическое хранение диоксида углерода осуществляется экологически безопасным способом. При предоставлении разрешения на хранение приоритет между конкурентами должен быть отдан владельцу разрешения на геологическое изучение недр, поскольку последний вложил крупные инвестиции.
(25) На ранней стадии реализации настоящей Директивы в целях обеспечения последовательности исполнения требований настоящей Директивы на всей территории Сообщества все заявки на получение разрешения на хранение должны быть доведены до сведения Европейской Комиссии. Проекты разрешений на хранение должны быть переданы в Европейскую Комиссию для того, чтобы последняя опубликовала свое заключение по указанным проектам разрешений в течение трех месяцев с момента их получения. Национальные органы власти должны учитывать указанное заключение при принятии решения о выдаче разрешения и должны обосновывать любое отступление от заключения Европейской Комиссии. Пересмотры разрешений на хранение на уровне Сообщества также должны способствовать повышению общественного доверия к технологии улавливания и хранения диоксида углерода (углекислого газа).
(26) Компетентный орган власти должен пересматривать разрешения на хранение диоксида углерода и, в случае необходимости, обновлять или аннулировать указанные разрешения в случае, если, inter alia, ему стало известно об утечках или существенном нарушении правил улавливания и хранения диоксида углерода (углекислого газа), если отчеты, предоставленные операторами, или проводимые поверки показали несоблюдение условий разрешения или стало известно о любых других ошибках оператора при выполнении условий указанного разрешения. После аннулирования разрешения на хранение компетентный орган власти обязан либо выдать новое разрешение, либо закрыть площадку для хранения. Тем временем компетентный орган власти должен принять на себя ответственность за площадку для хранения, в том числе и специальные правовые обязанности. Понесенные расходы возмещаются за счет предыдущего оператора.
(27) Существует необходимость наложить ряд ограничений, касающихся состава потоков диоксида углерода, которые являются совместимыми с основной целью геологического хранения, которая, в свою очередь, заключается в выделении выбросов диоксида углерода из атмосферы, и основанных на рисках, что загрязнение представляет собой угрозу надежности и безопасности транспортных сетей и системы хранилищ, а также окружающей среды и здоровья человека. В этих целях состав потоков диоксида углерода должен быть проверен до закачивания диоксида углерода в хранилища и его хранения. Состав потоков диоксида углерода представляет собой конечный результат процессов, протекающих на улавливающих установках. После включения улавливающих установок в Директиву 85/337/ЕЭС необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду в процессе разрешенного улавливания. Включение улавливающих установок в Директиву 2008/1/ЕС в дальнейшем обеспечит возможность разработки и применения наилучших имеющихся технологий по улучшению состава потоков диоксида углерода. Кроме того, в соответствии с положениями настоящей Директивы оператор площадки для хранения должен принять и закачать потоки диоксида углерода только в том случае, если были проведены анализ состава потоков диоксида углерода, в том числе и коррозийных веществ, и оценка рисков, которая подтвердила, что уровень загрязнения потоков соответствует критериям, касающимся состава, указанным в настоящей Директиве.
(28) Для того, чтобы оценить, ведет ли себя закачанный в хранилище диоксид углерода (углекислый газ) таким образом, как предполагалось, не случилось ли каких-либо перемещений или утечек, и может ли любая установленная утечка диоксида углерода причинить ущерб окружающей среде или здоровью человека, необходимо проводить соответствующий мониторинг. В этих целях государства-члены ЕС должны удостовериться в том, что в течение эксплуатационного периода оператор осуществляет мониторинг функционирования комплекса для хранения и устройств для закачивания диоксида углерода на основе плана мониторинга, разработанного в соответствии со специальными требованиями к мониторингу. План должен быть предоставлен в компетентный орган власти и утвержден им. В случае геологического хранения диоксида углерода (углекислого газа) под морским дном мониторинг должен соответствовать специальным условиям управления технологией улавливания и хранения диоксида углерода в морской окружающей среде.
(29) Оператор площадки для хранения должен представлять отчет, inter alia, о результатах проведения мониторинга в компетентный орган власти не реже 1 раза в год. Кроме того, государства-члены ЕС должны разработать систему проверок в целях обеспечения того, что площадка для хранения функционировала в соответствии с требованиями настоящей Директивы.
(30) Существует необходимость в принятии норм, касающихся ответственности за причинение ущерба местной окружающей среде и климату, возникшего в результате ненадлежащего долгосрочного хранения диоксида углерода (). Ответственность за вред, причиненный окружающей среде (вред, причиненный охраняемым разновидностям и естественным средам обитания, воде, земле), регулируется положениями Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2004/35/ЕС от 21 апреля 2004 г. об экологической ответственности, направленной на предотвращение ущерба окружающей среде*(10), которая применяется к эксплуатации площадок для хранения в соответствии с настоящей Директивой. Ответственность за вред, причиненный атмосфере в результате утечки диоксида углерода, предусмотрена путем включения площадок для хранения в Директиву 2003/87/ЕС, в соответствии с которой необходимо возвратить квоты на торговлю выбросами парниковыми газами в случае утечки выбросов. Кроме того, настоящая Директива налагает на оператора площадки для хранения обязательство о принятии корректирующих мер в случае возникновения утечек или существенного нарушения правил хранения, разработанных на основе плана корректирующих мер, предоставленного в компетентный национальный орган власти, и утвержденного данным органом. В случае если оператор не предпринимает необходимые корректирующие меры, то указанные меры должны быть предприняты компетентным органом власти, который покрывает понесенные расходы за счет оператора.
(31) Площадки для хранения должны быть закрыты в случае, если соответствующие условия, установленные в разрешении, были соблюдены, на основании запроса оператора после получения разрешения компетентного органа власти или в случае, если компетентный орган власти принял такое решение после аннулирования разрешения на хранение.
(32) После закрытия площадки для хранения оператор остается ответственным за техническое обслуживание, мониторинг и контроль, предоставление отчетов и принятие корректирующих мер в соответствии с требованиями настоящей Директивы на основании плана, разработанного на период после закрытия площадки для хранения, предоставленного в компетентный органа власти и утвержденного им, а также за все вытекающие обязательства, предусмотренные другими нормативно-правовыми актами Сообщества до тех пор, пока ответственность за площадку для хранения не будет передана компетентному органу власти.
(33) Ответственность за площадку для хранения, включая особые правовые обязательства, будет переложена на компетентный орган власти в случае, если все существующие доказательства подтвердят, что подлежащий хранению диоксид углерода будет полностью и бессрочно локализован. В этих целях оператор должен предоставить в компетентный орган власти отчет для одобрения такой передачи ответственности. На ранней стадии реализации настоящей Директивы в целях обеспечения последовательности исполнения требований настоящей Директивы на всей территории Сообщества, все отчеты после их получения должны быть доведены до сведения Европейской Комиссии. Проекты утвержденных решений должны быть переданы в Европейскую Комиссию для того, чтобы последняя опубликовала свое заключение по указанным проектам утвержденных решений в течение четырех месяцев с момента их получения. Национальные органы власти должны учитывать указанное заключение при принятии решения об одобрении и должны обосновывать любое отступление от заключения Европейской Комиссии. Пересмотр проектов утвержденных решений должен точно таким же образом, что и пересмотр проектов разрешений на хранение на уровне Сообщества, способствовать повышению общественного доверия к технологии улавливания и хранения диоксида углерода (углекислого газа).
(34) Ответственность, за исключением той, которая регулируется положениями настоящей Директивы, Директивы 2003/87/ЕС и Директивы 2004/35/ЕС, в частности в отношении стадии закачивания диоксида углерода в хранилище, закрытия площадок для хранения и периода после передачи правовых обязательств компетентным органам власти, должна регулироваться нормативно-правовыми актами, принятыми на национальном уровне.
(35) После передачи ответственности мониторинг за площадкой для хранения должен быть сокращен до уровня, который позволяет обнаруживать утечки или существенные нарушения правил хранения, но должен быть снова усилен в случае обнаружения утечек или существенного нарушения правил. Затраты, понесенные компетентным органом власти после передачи ответственности, не подлежат возмещению бывшим оператором за исключением случаев ошибки со стороны оператора, произошедшей до передачи ответственности в отношении площадки для хранения.
(36) Финансовое обеспечение должно быть сформировано в целях обеспечения соблюдения обязательств по закрытию площадок для хранения и выполнению обязательств после закрытия площадок, обязательств, возникающих из включения в Директиву 2003/87/ЕС, обязательств, предусмотренных положениями настоящей Директивы в отношении принятия корректирующих мер в случае обнаружения утечек или грубого нарушения правил хранения. Государства-члены ЕС должны удостовериться в том, что финансовое обеспечение в виде материального обеспечения или любого другого аналога формируется потенциальным оператором таким образом, чтобы они были действующими и эффективными до начала закачивания диоксида углерода в хранилища.
(37) Вероятнее всего национальным органам власти после передачи ответственности придется нести расходы, такие как расходы на проведение мониторинга, связанные с хранением диоксида углерода. В связи с этим действующие операторы до передачи ответственности и на основании соглашений, определенных государствами-членами ЕС, должны принять участие в финансировании компетентного органа власти. Указанный финансовый взнос должен покрывать, по крайней мере, прибавочные затраты на мониторинг за период в 30 лет. Уровень финансовых взносов должен определяться на основе рекомендаций, которые должны быть приняты Европейской Комиссией в целях обеспечения последовательности реализации требований настоящей Директивы на территории Сообщества.
(38) Доступ к сетям транспортировки диоксида углерода и площадкам для хранения, независимо от географического местоположения потенциальных пользователей в рамках Европейского Союза, может стать условием для вступления или осуществления конкурентоспособной деятельности в рамках внутреннего рынка электрической и тепловой энергии, в зависимости от относительных цен на углерод, и улавливание и хранение диоксида углерода. В связи с этим целесообразно заключить соглашения с потенциальными пользователями для получения указанного доступа. Заключение соглашений производится в порядке, определяемом каждым государством-членом ЕС, применяя цели справедливого, открытого и недискриминационного доступа и принимая во внимание, inter alia, объемы транспортных сетей и хранилищ, которые имеются в наличии или которые могут быть обнаружены, а также соотношение обязательств по сокращению выбросов диоксида углерода в соответствии с международными правовыми документами и законодательством Сообщества, предполагаемые к исполнению с помощью технологии улавливания и хранения диоксида углерода. Трубопроводы для транспортировки диоксида углерода должны, по мере возможности, быть разработаны таким образом, чтобы облегчить доступ потоков диоксида углерода, соответствующих разумным минимальным пороговым величинам состава. Государства-члены ЕС должны разработать механизм разрешения споров в целях обеспечения быстрого урегулирования споров, связанных с доступом к транспортным сетям и площадкам для хранения.
(39) Необходимо разработать положения, обеспечивающие, чтобы в отношении трансграничной транспортировки диоксида углерода (), трансграничных площадок для хранения или трансграничных комплексов для хранения диоксида углерода компетентные органы власти соответствующих государств-членов ЕС общими усилиями соблюдали требования настоящей Директивы и всех других нормативно-правовых актов Сообщества.
(40) Компетентный орган власти должен разработать и поддерживать в исправном состоянии реестр выданных разрешений на хранение и всех закрытых площадок для хранения, а также прилегающих комплексов для хранения, в том числе карт их пространственной протяженности, которые должны быть приняты во внимание компетентными национальными органами власти при осуществлении соответствующих разрешительных процедур и процедур планирования. Реестр также должен быть предоставлен в Европейскую Комиссию.
(41) Государства-члены ЕС должны предоставить отчеты о реализации положений настоящей Директивы, подготовленные на основе опросных листов, разработанных Европейской Комиссией в соответствии с Директивой Совета ЕС 91/692/ЕЭС от 23 декабря 1991 г., стандартизирующей и рационализирующей порядок предоставления докладов об имплементации некоторых директив, касающихся окружающей среды*(11).
(42) Государства-члены ЕС должны установить правила о санкциях, налагаемых за нарушение национальных положений, принятых в соответствии с настоящей Директивой. Указанные санкции должны быть эффективными, пропорциональными и оказывающими сдерживающее воздействие.
(43) Меры, необходимые для реализации положений настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/ЕС от 28 июня 1999 г. об установлении процедур для реализации полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию*(12).
(44) В частности, Европейская Комиссия должна быть уполномочена вносить изменения и дополнения в Приложения к настоящей Директиве. Если указанные меры имеют общую направленность и разработаны для того, чтобы внести несущественные поправки в настоящую Директиву, inter alia, путем ее дополнения новыми несущественными положениями, они могут быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой при тщательном исследовании, предусмотренной Статьей 5а Решения 1999/468/ЕС.
(45) В Директиву 85/337/ЕЭС должны быть внесены изменения и дополнения, касающиеся улавливания и транспортировки потоков диоксида углерода (углекислого газа) в целях его геологического хранения, а также площадок для хранения в соответствии с положениями настоящей Директивы. В Директиву 2004/35/ЕС должны быть внесены изменения и дополнения, касающиеся функционирования площадок для хранения в соответствии с настоящей Директивой. В Директиву 2008/1/ЕС должны быть внесены изменения и дополнения, касающиеся улавливания потоков диоксида углерода (углекислого газа) в целях его геологического хранения из установок, подпадающих под действие указанной Директивы.
(46) Принятие настоящей Директивы гарантирует высокий уровень защиты окружающей природной среды и здоровья человека от рисков, возникающих в связи с геологическим хранением диоксида углерода. По этой причине в Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2006/12/ЕС от 5 апреля 2006 г. об отходах*(13) и в Регламент (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 1013/2006 от 14 июня 2006 г. о транспортировке отходов*(14) должны быть внесены изменения и дополнения, исключающие уловленный и транспортируемый в целях геологического хранения диоксид углерода () из сферы применения указанных документов. В Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающую рамочные положения о деятельности Сообщества в области водной политики*(15) также должны быть внесены изменения и дополнения, разрешающие закачивать диоксид углерода (СО2) в засоленные водоносные пласты в целях геологического хранения. Любое подобное закачивание диоксида углерода регулируется нормами действующего законодательства Сообщества по защите подземных вод, а также Статьей 4(1)(b) Директивы 2000/60/ЕС и положениями Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2006/118/ЕС от 12 декабря 2006 г. о защите грунтовых вод от загрязнения и ухудшения состояния ("Директива по грунтовым водам")*(16).
(47) Переход к получению энергии при низком содержании углерода требует, чтобы в отношении электростанций, работающих на ископаемом топливе, осуществлялись новые инвестиции с тем, чтобы способствовать существенному сокращению выбросов. В этих целях в Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2001/80/ЕС от 23 октября 2001 г. об ограничении выбросов некоторых загрязняющих воздух веществ от крупных установок сжигания*(17) должны быть внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми все мусоросжигательные установки определенной мощности, в отношении которых первоначальная лицензия на строительство или первоначальная лицензия на эксплуатацию выдаются после вступления в силу настоящей Директивы, должны занять соответствующее место на монтажной площадке для оборудования, необходимого для улавливания и сжатия диоксида углерода () в случае, если подходящие площадки для хранения имеются в наличии, а также в случае, если транспортировка диоксида углерода и переоборудование систем улавливания диоксида углерода являются технически и экономически обоснованными. Экономическая обоснованность транспортировки и переоснащения систем улавливания оценивается с учетом ожидаемых прибавочных затрат на локализацию диоксида углерода в конкретных местных условиях в случае переоснащения и ожидаемых прибавочных затрат на квоты на выброс диоксида углерода в Сообществе. Предполагаемые показатели должны основываться на более поздних доказательствах; пересмотр технических вариантов и анализ погрешностей в процессе оценки также должны быть осуществлены. Компетентный орган власти должен определить, соблюдаются ли указанные условия на основе оценки, сделанной оператором, и другой имеющейся информации, в частности, условия, касающиеся защиты окружающей среды и здоровья человека.
(48) Европейская Комиссия к 30 июня 2015 г. должна осуществить пересмотр положений настоящей Директивы в свете опыта, полученного на ранней стадии ее реализации, и в соответствующих случаях внести на рассмотрение предложения о ее переработке.
(49) Если цели настоящей Директивы, а именно создание правовой базы для экологически безопасного хранения диоксида углерода (), не могут быть достигнуты государствами-членами ЕС, действующими самостоятельно, но могут по причине масштаба и результатов предлагаемых действий наилучшим образом быть достигнуты на уровне Сообщества, то Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленном в Статье 5 Договора об учреждении Европейского Сообщества. В соответствии с принципом пропорциональности, установленном в указанной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы, необходимые для достижения указанных целей.
(50) В соответствии с пунктом 34 Межинституционального соглашения по совершенствованию законодательной работы*(18) государства-члены ЕС должны способствовать разработке в своих интересах и в интересах Сообщества, своих собственных таблиц, которые будут, насколько это возможно, иллюстрировать взаимосвязь между настоящей Директивой и мерами по преобразованию в национальное право и их опубликованию.
(51) Применение настоящей Директивы осуществляется без ограничения действия Статей 87 и 88 Договора об учреждении Европейского Сообщества,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Страсбурге 23 апреля 2009 г.
От имени Европейского парламента
Президент
H.-G. Pottering
От имени Совета ЕС
Президент
P. Necas
------------------------------
*(1) Directive 2009/31/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the geological storage of carbon dioxide and amending Council Directive 85/337/EEC, European Parliament and Council Directives 2000/60/EC, 2001/80/EC, 2004/35/EC, 2006/12/EC, 2008/1/EC and Regulation (EC) No 1013/2006. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 140, 5.6.2009, стр. 114-135.
*(2) ОЖ N C 27, 03.02.2009, стр. 75.
*(3) Заключение Европейского парламента от 17 декабря 2008 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале) и Решение Совета ЕС от 6 апреля 2009 г.
*(4) ОЖ N L 33, 7.02.1994, стр. 11.
*(5) ОЖ N L 242, 10.09.2002, стр. 1.
*(6) Осло-Парижская Конвенция - прим. перев.
*(7) ОЖ N L 24, 29.01.2008, стр. 8.
*(8) ОЖ N L 175, 05.07.1985, стр. 40.
*(9) ОЖ N L 275, 25.10.2003, стр. 32.
*(10) ОЖ N L 143, 30.04.2004, стр. 56.
*(11) ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 48.
*(12) ОЖ N L 184, 17.07.1999, стр. 23.
*(13) ОЖ N L 114, 27.04.2006, стр. 9. Директива 2006/12/EC отменена Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 2008/98/EC от 19 ноября 2008 г. об отходах и отмене ряда Директив (ОЖ N L 312, 22.11.2008, стр. 3), вступающей в силу с 12 декабря 2010 г.
*(14) ОЖ N L 190, 12.07.2006, стр. 1.
*(15) ОЖ N L 327, 22.12.2000, стр. 1.
*(16) ОЖ N L 372, 27.12.2006, стр. 19.
*(17) OЖ N L 309, 27.11.2001, стр. 1.
*(18) OЖ N C 321, 31.12.2003, стр. 1.
*(19) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(20) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(21) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(22) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(23) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(24) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(25) OЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 114.
*(26) OЖ N L 103, 25.04.1979, стр. 1.
*(27) OЖ N L 206, 22.07.1992, стр. 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/31/ЕС от 23 апреля 2009 г. о геологических хранилищах диоксида углерода (углекислого газа) и внесении изменений и дополнений в Директиву Совета ЕС 85/337/ЕЭС, Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2000/60/ЕС, 2001/80/ЕС, 2004/35/ЕС, 2006/12/ЕС, 2008/1/ЕС и Регламент (ЕС) 1013/2006
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод - Сидорова Н.А.
Настоящая Директива вступает в силу на 20-й день после ее опубликования в Официальном журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 140, 5.6.2009, стр. 114-135