Решение Арбитражного суда Камчатского края
от 12 августа 2010 г. N А24-2534/2010
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2010 г.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае о признании недействительным в части предписания N 24 от 21.05.2010 и представления N 44 от 31.05.2010 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае
при участии: от заявителя - Турушев А.А. - представитель на основании прав по должности, Рекунова О.В. - представитель по доверенности N 998 от 13.07.2010 (сроком на 1 год)
от ответчика - Магдыч Е.А. - представитель по доверенности N 38-01-05/457 от 01.0.2010 (сроком до 31.12.2010), установил:
Агентство по охране и использованию животного мира в Камчатском крае (далее - заявитель, Агентство) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным представления N 44 от 31.05.2010, а также предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - Управление Росфиннадзора) N 24 от 21.05.2010 в части ненадлежащего исполнения бюджетного процесса по позициям применения районного коэффициента и возмещения расходов в общей сумме 228985,00 руб., в том числе командировочных расходов - суточных в размере 180600,00 руб., а также расходов по найму жилого помещения в размере 44085,00 руб., ссылаясь на те обстоятельства, что 31.05.2010 Агентству вынесено оспариваемое предписание, согласно которому предписано в срок до 28.06.2010 года установить районный коэффициент работникам Агентства при исчислении денежного содержания и среднего заработка за счет субвенций в размере 1,6 в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, возместить в доход федерального бюджета неправомерные расходы в общей сумме 228985,00 руб. (227685+550+550+200), а также рассмотреть вопрос о привлечении в соответствии с действующим законодательством виновных лиц к материальной ответственности. Агентство не согласно в части с вынесенным предписанием, поскольку расходование средств субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, и среды их обитания проводилось в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Работники Агентства относятся к категории государственных гражданских служащих Камчатского края, а не к категории федеральных государственных гражданских служащих и в соответствии# действующим законодательством получают денежное содержание, определяемое Законом Камчатского края от 22.04.2008 N 56 "О государственной гражданской службе Камчатского края" (далее - Закон о краевой гражданской службе). Согласно Закону о краевой гражданской службе краевым государственным служащим установлен районный коэффициент в размере 1,8. Выплачивать коэффициент в меньшем размере возможно только с нарушением закона. В соответствии со ст. 29 данного Закона всем краевым гражданским служащим гарантируются равные условия по оплате труда, а также возмещение расходов, связанных со служебными командировками, при этом порядок и условия командирования краевого гражданского служащего устанавливаются законами Камчатского края. Так, возмещение командировочных расходов краевым гражданским служащим производится в соответствии с Законом Камчатского края от 15.09.2008 N 118 "О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих Камчатского края". Порядок оплаты командировочных расходов, установленный федеральным законодательством для краевых гражданских служащих, не применяется. Должностным лицам Агентства в полном соответствии с действующим законодательством, касающимся государственных гражданских служащих Камчатского края, начисляли районный коэффициент в размере 1,8 и возмещали расходы, связанные с командировками этих служащих, не нарушая при этом законных прав и интересов служащих.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Камчатского Края "О государственной гражданской службе Камчатского края" следует читать как "4 мая 2008 г."
В судебном заседании представитель заявителя отказался от требования в части признания недействительным представления N 44 от 31.05.2010 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае.
Представители ответчика в судебном заседании полагали, что отказ заявителя от требования в части не нарушает прав и законных интересов заявителя, а также прав и законных интересов других лиц.
Выслушав объяснение представителей заявителя и ответчика в части поставленного вопроса, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от заявленных требований полностью или частично.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Рассмотрев отказ заявителя от заявленного требования в части, проверив полномочия представителя, заявившего отказ, и удостоверившись, что отказ от требования не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд считает возможным его принять и производство по делу в указанной части прекратить на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В судебном заседании представители Агентства оставшееся требование поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что выплата районного коэффициента работникам Агентства в проверяемый период (2009 год) производилась исключительно за счёт средств федерального бюджета - субвенций в размере 1,8. Выплата командировочных расходов - суточных, расходов по найму жилого помещения производилась также за счёт средств федерального бюджета, поскольку бюджетом Камчатского края возмещение таких расходов Агентству не предусмотрено.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на те обстоятельства, что в Агентстве при начислении денежного содержания и среднего заработка за счёт субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, применялся районный коэффициент в размере 1,8, тогда как в соответствии с действующим федеральным законодательством за счёт средств федерального бюджета (субвенций) следовало применять коэффициент в размере 1,6, а более высокий размер районного коэффициента в размере 0,2 за счёт средств бюджета Камчатского края. Выплата суточных сотрудникам, замещающим государственные должности Камчатского края, за каждый день нахождения в служебной командировке производилась за счёт средств федерального бюджета (субвенций) в размере 550,00 руб., тогда как такие выплаты следовало производить в размере 100,00 руб. за счет средств субвенций федерального бюджета и в размере 450,00 руб. за счет средств бюджета Камчатского края. Так как подтверждающие документы по найму жилых помещений отсутствовали, что такие расходы должны были возмещаться в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке, а именно 30,00 руб. за счёт средств федерального бюджета (субвенции) и 135 руб. за счет средств бюджета Камчатского края. Управление Росфиннадзора полагает, что оспариваемым актом не были нарушены права и законные интересы Агентства, поскольку оспариваемым предписанием заявителю предложено установить районный коэффициент в размере 1,6 лишь при исчислении денежного содержания за счёт субвенций, т.е. средств федерального бюджета и предложено возместить в доход федерального бюджета неправомерные расходы в общей сумме 228985,00 руб. (227685+550+550+200). что соответствует Указу Президента РФ N 1095 от 25.07.1996 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом, Управлением Росфиннадзора проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Агентства за 2009 год, по результатам которой составлен акт N 65 от 26.06.2009 (л.д. 85-106 том 1).
В ходе проверки Управление Росфиннадзора пришло к выводу, что заявителем в нарушение пункта 3 статьи 133 БК РФ субвенции, предоставляемые из федерального бюджета, расходовались с нарушением порядка, установленного федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Нарушение выразилось в том, что в Агентстве при начислении денежного содержания за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета применялся районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8, тогда как в соответствии с действующим федеральным законодательством за счет субвенций федерального бюджета следовало применять коэффициент в размере 1,6 в соответствии с приложением 4 к постановлению 380/П-18, и 0,2 за счет средств краевого бюджета в соответствии со статьей 4 Закона Камчатского края от 06.03.2008 г. N 15 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета". В результате излишне начислено денежного содержания за счет субвенций федерального бюджета в общей сумме 762224,32 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 приложения к постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 сентября 1964 N 380/П-18
Также Управление Росфиннадзора установило, что в нарушение Указа Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих", постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" работникам Агентства, замещающим государственные должности Камчатского края, излишне возмещено командировочных расходов за счет субвенций федерального бюджета в общей сумме 227685,00 руб., из них суточных расходов в сумме 183600,00 руб. расходов по найму жилого помещения без предоставления подтверждающих документов в сумме 44085,00 руб. Ответчик считает, что Агентству следовало производить выплату суточных сотрудникам, замещающим государственные должности Камчатского края, за каждый день нахождения в служебной командировке в размере 100 руб. за счет субвенций федерального бюджета и в размере 450 руб. за счет средств бюджета Камчатского края. Так как подтверждающие документы по найму жилых помещений отсутствовали, что# такие расходы должны были возмещаться в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке, а именно 30,00 руб. за счёт средств федерального бюджета (субвенции) и 135 руб. за счет средств бюджета Камчатского края.
По результатам проверки руководителем Управления Росфиннадзора 31.05.2010 вынесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (л.д. 14-17 том 1), в соответствии с которым заявителю в срок до 28.06.2010 предписано, в частности, установить районный коэффициент работникам Агентства при исчислении денежного содержания и среднего заработка за счет субвенций федерального бюджета в размере 1,6 в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, возместить в доход федерального бюджета неправомерные расходы в общей сумме 228985,00 руб., в том числе сумму 227685,00 руб., которую оспаривает Агентство, а также рассмотреть вопрос о привлечении в соответствии с действующим законодательством виновных должностных лиц к материальной ответственности.
Не согласившись с предписанием в указанной части, Агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Статья 38 БК РФ устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На территории Российской Федерации действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, согласно которому Камчатская область (ныне - Камчатский край) является районом Крайнего Севера. Данное постановление является действующим, и соответственно, подлежит применению.
В силу статьи 316 ТК РФ, статьи 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что до настоящего времени федеральным законом или иным нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, не установлен, то в соответствии со статьей 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Приложению.
Из пункта 4 названного Приложения следует, что к заработной плате вышеуказанных работников на территории Камчатской области, за исключением Командорских островов, применяется районный коэффициент 1,6.
Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Согласно части 2 статьи 313 ТК РФ дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Камчатского края от 06.03.2008 N 15 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета" в организациях, расположенных на территории Камчатского края, финансируемых из краевого бюджета, устанавливается районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8. Согласно статье 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в Камчатском крае и финансируемых из краевого бюджета, а также на лиц, проживающих в Камчатском крае и получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в Камчатском крае, установленные названным Законом, являются расходными обязательствами Камчатского края (статья 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 этой же статьи БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце 6 пункта 1 названной статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 БК РФ. В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции бюджетам субъектов из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При разграничении полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней необходимо учитывать правовой режим средств финансовой помощи. Согласно статье 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов субвенции не относятся, а являются целевыми средствами.
Следовательно, гарантии для работников государственных учреждений Камчатского края в виде получения надбавок и доплат в повышенном размере по сравнению с доплатами и надбавками, установленными федеральным законодательством, должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта, а не федеральных средств.
При рассмотрении дела установлено, что Агентство осуществляло за счёт субвенций федерального бюджета выплату районного коэффициента к заработной плате своих работников в размере 1,8, тогда как постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 в Камчатской области (Камчатском крае) установлен районный коэффициент в размере 1,6.
Арбитражный суд считает, что более высокий уровень гарантий работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, по сравнению с установленным федеральным законодательством должен обеспечиваться за счет бюджета субъекта. Следовательно, Агентство имело право при начислении денежного содержания, выплачиваемого, в том числе за счет субвенций федерального бюджета, применять районный коэффициент в размере 1,6, а не 1,8.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает обоснованным и соответствующим статье 133 БК РФ вывод, сделанный Управлением Росфиннадзора в оспариваемом предписании, о нарушении Агентством бюджетного законодательства при начислении коэффициента 1,8 к заработной плате работникам, содержащимся за счет средств, выделенных в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий Агентства.
По аналогичным основаниям арбитражный суд признает правомерными выводы Управления Росфиннадзора в отношении эпизода по возмещению дополнительных расходов, связанных со служебными командировками (суточных) лицам, замещающим государственные должности Камчатского края и расходами по найму жилых помещений.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" возмещение расходов, связанных с выплатой суточных во время служебных командировок на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Пунктом 19 Указа Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что при отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.
Законом Камчатского края от 15.09.2008 N 118 "О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих Камчатского края" лицу, замещающему государственную должность Камчатского края, или краевому гражданскому служащему выплачиваются суточные в размере 550 руб. Финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета, выделяемых на содержание соответствующих государственных органов Камчатского края (статьи 6 и 11).
При рассмотрении дела установлено, что Агентство осуществляло за счёт субвенций федерального бюджета выплату суточных в размере 550 руб., тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 выплата суточных за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, а также производило за счёт субвенций федерального бюджета оплату найма жилых помещений (при отсутствии подтверждающих документов) в размере 30 процентов от установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке - 550,00 руб.
Как указано выше, высокий уровень гарантий работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, по сравнению с установленным федеральным законодательством должен обеспечиваться за счет бюджета субъекта, а, следовательно, Агентство имело право производить выплаты на командировочные расходы - суточные за счёт субвенций федерального бюджета в размере 100,00 руб., а не 550,00 руб. (450,00 руб. за счет средств бюджета Камчатского края), а также производить оплату найма жилых помещений (при отсутствии подтверждающих документов) в размере 30 процентов от суточных в размере 100,00 руб., а не 550,00 руб., а именно 30,00 руб. за счёт средств субвенции федерального бюджета и 135 руб. за счет средств бюджета Камчатского края, на что правомерно указано в оспариваемом предписании.
В результате названных нарушений в 2009 году излишне возмещено командировочных расходов работникам Агентства, замещающим государственные должности Камчатского края, за счет субвенций федерального бюджета в общей сумме 227685,00 руб., из них суточных расходов в сумме 183600,00 руб., расходов по найму жилого помещения без предоставления подтверждающих документов в сумме 44085,00 руб.
Поскольку Агентство, что и не оспаривается заявителем в судебном заседании, производило спорные выплаты за счет субвенции федерального бюджета, оснований для признания недействительным предписания в оспариваемой части не имеется.
Довод представителей заявителя о том, что бюджетом Камчатского края на 2009 год не было предусмотрено возмещение Агентству расходов, связанных с выплатой коэффициента, командировочных расходов и суточных, правового значения не имеет, и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Кроме того, пунктом 1.8 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением губернатора Камчатского края от 19.12.2008 N 447-П, установлено, что финансирование деятельности Агентства осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий и за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Агентства.
Довод представителя заявителя о том, что всем краевым гражданским служащим гарантируются равные условия по оплате труда, не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным, поскольку право краевых гражданских служащих на равные условия по оплате труда никем не оспаривается и под сомнение не ставится.
При этом действующее законодательство не предоставляет Агентству права возлагать расходные обязательства субъекта Российской Федерации, принятые им самостоятельно (повышенный районный коэффициент, повышенный размер командировочных и повышенный размер оплаты найма), за счёт субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Управление Росфиннадзора согласно пункту 5.14.7 Положения имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Абзацем 2 пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" предусмотрено, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии со статьей 3 БК РФ Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Кодекса, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам, указанным в статье 2 БК РФ.
Пунктом 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что изданные до введения в действие упомянутого Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 7 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"
В статье 281 БК РФ определены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а в статье 283 БК РФ предусмотрены основания применения мер принуждения за данные нарушения.
Выявленные в ходе проверки нарушения нормативно-правовых актов не содержат признаков, перечисленных в статьях 281, 283 БК РФ, однако привели к неправомерному израсходованию средств федерального бюджета и должны быть устранены, в том числе и путем возможности государства восстановить существующее положение и предупредить дальнейшие правонарушения.
Поскольку пункт 4 Указа N 1095 не устанавливает перечень мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, и не определяет порядок применения таких мер, следовательно, не устанавливает виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и не противоречит БК РФ.
В своем предписании Управление Росфиннадзора указывает на необходимость возместить в доход федерального бюджета неправомерные расходы, а также рассмотреть вопрос о привлечении в соответствии с действующим законодательством виновных лиц к материальной ответственности, что соответствует абзацу 2 пункта 4 Указа N 1095, согласно которому средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
На основании установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание Управления Росфиннадзора в части рассмотренных эпизодов соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Агентства, в связи с чем требование заявителя в данной части удовлетворению не подлежит в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, согласно которой в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 1 - 3, 17, 27, 110, 150, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
принять отказ Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае от заявления в части признания недействительным представления N 44 от 31.05.2010 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае.
Производство по делу в указанной части прекратить.
В удовлетворении требования Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае о признании недействительным в части предписания N 24 от 21.05.2010 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья |
И.Ю. Жалудь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 12 августа 2010 г. N А24-2534/2010
Текст решения официально опубликован не был