Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Ессентуки
от 28 августа 2015 г. N 2127
Инвестиционная стратегия
муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки до 2020 года
I. Общие положения
Инвестиционная стратегия муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки до 2020 года (далее - Инвестиционная стратегия) определяет приоритеты и общие направления взаимодействия органа местного самоуправления и предпринимательского сообщества и жителей города по созданию благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционная стратегия города разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки до 2020 года и на период до 2025 года. утвержденной решением Совета города от 21.12.2009 года N 137 и решением Совета города Ессентуки от 13.08.2011 года N 85 внесены изменения. С целью внедрения Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании городской округ город-курорт Ессентуки и направлена на развитие инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.
Инвестиционная стратегия основывается на положениях следующих стратегических документов:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 "О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р;
государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309;
Программа социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы, утвержденная Законом Ставропольского края "О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010 - 2015 годы";
Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп.
Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 16 мая 2014 г. N 276-р "Об утверждении Инвестиционной декларации Ставропольского края"
В Инвестиционной стратегии учтены задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.
Инвестиционная стратегия разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Предпосылки формирования Инвестиционной стратегии
Выгодное географическое местоположение, многообразие природных ресурсов, возможность развития, курортно-оздоровительной и туристско-рекреационной сфер сделают город Ессентуки и Ставропольский край привлекательным для инвесторов, о чем свидетельствует присутствие на территории города 29 санаторно-курортных учреждений, которые несмотря на резко меняющиеся рыночные условия, действуют как базовые по внедрению в бальнеологическую практику новых разработок по лечению и оздоровлению отдыхающих.
3. Характеристика основных показателей инвестиционной деятельности муниципального образования
Экономическое развитие города Ессентуки за 2014 год отмечено положительной динамикой экономических показателей, достигнутой в предыдущие годы и отражает производственный потенциал, позволяющий поддержать темпы роста в ведущих бюджетообразующих отраслях экономики.
В 2014 году сложилась положительная динамика экономических показателей:
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю:
- отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами составил - 8562,1 млн. рублей, темп роста составил - 102,5%, к 2013 году.
- оборот розничной торговли составил - 2199,5 млн. рублей, темп роста составил - 100,6%, к 2013 году.
- оборот общественного питания составил - 8,6 млн. рублей, темп роста составил - 124,3%, к 2013 году.
Численность населения города возросла до 103,7 тыс. человек.
На протяжении нескольких лет в городе отсутствует задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, по выплате пособий и пенсий.
Определяющая роль в доходах населения принадлежит заработной плате, в 2014 году сохранилась тенденция ее роста. Размер официально начисленной среднемесячной заработной платы по г. Ессентуки (без учета субъектов малого предпринимательства) за январь-декабрь 2014 года составил 25289,0 рублей и вырос по сравнению с 2013 годом на 9,7%, данный показатель выше средней по краю.
Бюджет города Ессентуки на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 год утвержден бездефицитный, сбалансированный по доходам и расходам в сумме 1469,2 млн. рублей на 2014 год и 1537.5 млн. рублей и 1598,7 млн. рублей на 2015 и 2016 годы соответственно (решение Совета города от 18.12.2013 года N 128).
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов городского бюджета в 2014 году (в сравнении с 2013 г.) увеличилась и составила 56,7%. По сравнению с 2013 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 118,6 млн. рублей или на 12,8%. По сравнению с 2012 годом объем безвозмездных поступлений в 2014 году уменьшился на 54,9 млн. рублей или 5,9%.
Фактическое поступление доходов в бюджет города в 2014 году составило 1635,5 млн. рублей при уточненных плановых назначениях 1687,0 млн. рублей. Исполнение составило 96,9%.
Инвестиции в основной капитал составили - 2,9 млрд. рублей, темп роста составил - 8,0%, к 2013 году.
На территории города 15 строительных организаций.
За 2014 год введено в эксплуатацию 144 жилых домов общей площадью 25,6 тыс. кв. м. Общая полезная площадь, жилья возведенная всеми способами строительства - 76,31 тыс. кв. м., в том числе индивидуального строительства - 25,6 тыс. кв. м.
4. Анализ инвестиционного потенциала муниципального образования
Инвестиционный потенциал муниципального образования - это совокупность имеющихся в муниципальном образовании факторов санаторно-курортного комплекса и областей привлечения капитала, включающих такие отрасли, как потребительская, инфраструктурная, инновационная, трудовая и финансовая.
Формирование и развитие инвестиционного потенциала муниципального образования предполагает, что инвестиции - это долгосрочные вложения не только в основные производственные фонды, но и в человеческий потенциал.
Инвестиционная политика направлена на информирование и привлечение потенциальных инвесторов для строительства новых и реконструкции имеющихся санаторно-курортных учреждений, а также объектов инфраструктуры в туристической и сопутствующих отраслях экономики.
Все планируемое строительство на территории города, осуществляется в соответствии с документами градостроительного планирования, Генеральным планом г. Ессентуки и Правилами землепользования и застройки города Ессентуки.
Концепция Генерального плана города-курорта исключает размещение промышленных предприятий, на территории города не связанных с обслуживанием курорта. Поэтому основные тенденции нового строительства на территории города Ессентуки это жилищное строительство и строительство обслуживающей отрасли в санаторно-курортный комплекс.
SWOT-анализ муниципального образования заключается в поиске положительных и отрицательных сторон его привлекательности, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды.
На основании SWOT-анализа муниципального образования строится Инвестиционная стратегия, которая учитывает сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности муниципального образования, а также возможности его инвестиционного развития.
На основании SWOT-анализа муниципального образования выявлены следующие сильные стороны инвестиционной привлекательности:
- выгодное транспортно-географическое положение и наличие значительного природно-ресурсного потенциала;
- город имеет высокий санаторно-курортный и туристический потенциал;
- город имеет развитую и диверсифицированную базу потребительского рынка, высокую концентрацию сетевой торговли;
- хорошо развита внешняя дорожная сеть, имеется железная дорога, близко расположен аэропорт города Минеральные Воды;
- неплохая экологическая ситуация, благоприятный городской рельеф и роза ветров;
- хорошо развита городская инфраструктура;
- хорошо развита социальная инфраструктура;
- растущие темпы жилищного строительства;
- культурные традиции и богатое историческое наследие;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры и наличие железно дорожных и автомобильных дорог федерального значения;
- наличие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод;
- регулярное участие в проведение международных универсальных и тематических выставок, ярмарок, форумов, конференций и т.п. на территории Ставропольского края.
На основании SWOT-анализа муниципального образования также выявлены следующие слабые стороны инвестиционной привлекательности муниципального образования:
- высокая стоимость энергоносителей в Ставропольском крае;
- сложность прохождения административных процедур при получении разрешительной документации;
- высокая степень износа основных фондов практически во всех отраслях городской экономики.
- город зависит от всех видов энергоресурсов.
- дефицит квалифицированных кадров и их отток в другие города КМВ и края.
- относительно низкая гражданская активность населения.
- в городе относительно низкие доходы населения и значительный удельный вес лиц пенсионного возраста.
- снижение численности населения, его высокая заболеваемость и постарение, приток мигрантов старшего возраста.
- слабая финансовая база и высокая дотационность городского бюджета.
- отсутствие системы утилизации отходов, проблемы с местами их захоронения.
- значительно изношенный парк техники и коммунальных сетей городской инфраструктуры
- не диверсифицированная структура реального сектора экономики;
- необходимость значительных бюджетных затрат на ремонт и восстановление объектов муниципальной собственности.
Вместе с тем SWOT-анализ муниципального образования позволил выявить следующие возможности развития:
- активное продвижение города во внешней среде;
- возможность реализации инвестиционных проектов в особо экономической зоне;
- привлечение инвестиций для развития санаторно-курортного комплекса и туризма, системы жизнеобеспечения и реализации социальных программ;
- внедрение инновационных технологий;
- реформирование социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие местного самоуправления, повышение роли населения в решении вопросов местного значения;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности;
- закрепление местных трудовых ресурсов и привлечение дополнительных;
- возможность вхождения в федеральные и региональные программы, в том числе в рамках реализации Национальных проектов;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства.
SWOT-анализ муниципального образования выявил следующие угрозы развития:
- конкуренция за инвестиционные ресурсы (в том числе благодаря созданию особых экономических зон);
- высокий уровень социальной напряженности;
- рост себестоимости производимой продукции за счет высокой стоимости энергоносителей;
- колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;
- повышение тарифов на энергоресурсы;
- опережающий рост экономики и уровня жизни в сопредельных регионах;
- проникновение на товарные рынки продукции, аналогичной выпускаемой городскими предприятиями, но более дешевой;
- техногенные аварии из-за изношенности в сфере ЖКХ;
- высокая зависимость государства от цен на нефть и газ;
- демографические проблемы: старение населения, высокая смертность, в том числе вследствие ухудшения здоровья, нелегальная миграция;
- сокращение налоговой базы внешними собственниками и инвесторами;
- межнациональные отношения;
- угроза терроризма.
Для развития инвестиционного потенциала необходима реализация следующих мер:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
- регулярное проведение мониторинга оценки кредитного рейтинга;
- формирование и расширение информационных ресурсов в сфере инвестиционной политики;
- оценка ресурсного потенциала города для развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае;
- организация взаимодействия с кредитными организациями с целью согласования и совершенствования возможных схем финансирования инвестиционных проектов на территории города и Ставропольского края;
- реализация проектов с применением современных финансово-хозяйственных инструментов и механизмов.
Анализ факторов инвестиционной привлекательности
Ессентуки - курорт Федерального значения Ессентуки один из курортов, расположенных на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды. Границы региона обусловлены задачей охраны запасов минеральных вод, которые используются на курортах.
Основной отраслью экономики города Ессентуки является санаторно-курортный комплекс, он формирует значительную часть бюджета города, является градообразующей отраслью и основным работодателем. Прочие виды деятельности обслуживают данную отрасль и потребности гостей и местного населения города.
Приоритетными сферами направлений инвестиционной деятельности в городе Ессентуки это развитие санаторно-курортного комплекса, так как он формирует значительную часть бюджета города, является градообразующей отраслью и основным работодателем, а также развитие субъектов малого и среднего бизнеса в сфере услуг, сопутствующих курортному делу и легкому производству, не влияющему на экологию курорта.
Регион Кавказских Минеральных Вод является практически единственным на территории России бальнеологическим курортом, что соответственно определяет характеристику туристического потока.
Изучив тенденции рынка можно отметить, что уровень развития общества способствует осознанию населением ведения здорового образа жизни, что в свою очередь стимулирует неуклонный рост его потребностей в лечебно-оздоровительных услугах даже при отсутствии проблем со здоровьем.
Исключительные конкурентные преимущества территории Кавказских Минеральных Вод и в частности города Ессентуки это:
Регион КМВ имеет 210-летнюю историю и опыт предоставления услуг в области лечебно-оздоровительного туризма, обладает уникальными природными ресурсами;
Свободная рыночная ниша в городе Ессентуки по предоставлению лечебно-оздоровительного туризма для представителей люксори-сегмента;
Спрос на предоставление санаторно-курортных услуг превышает предложение имеющихся санаторно-курортных комплексов, что во многом предопределено отсутствием качественного номерного фонда и сервиса;
Потенциал земельных участков оптимальным образом подходит для развития санаторно-курортного комплекса, и под управлением профессиональных операторов в условиях ориентации на люксори-сегмент эконом-сегмент на рынке города Ессентуки будет обладать наилучшими конкурентными преимуществами;
Уникальные природные ресурсы для релаксации, климатолечения.
Сегодня город - это деловой, санаторно-курортный комплекс и инвестиционно-привлекательный центр Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), что подтверждается высокими кредитными рейтингами Ставропольского края.
В городе осуществляют свою деятельность 29 санаторно-курортных учреждений, которые единовременно могут разместить более 8000 человек. Среди них имеются пять профсоюзных, шесть ведомственных, остальные учреждения являются частными. С целью привлечения отдыхающих постоянно проводятся конференции, семинары, ведется рекламная компания курортного комплекса в средствах массовой информации.
Наряду с крупными оздоровительно-лечебными организациями, также свою деятельность осуществляет гостиничный сектор, представленный 31-й гостиницей.
Статистика предшествующих годов показывает положительное сальдо привлекательности города-курорта Ессентуки из года в год.
(тыс. человек) | |||
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Санаторно-курортные учреждения |
114449 |
122895 |
146217 |
Гостиничные комплексы |
40505 |
42217 |
43957 |
Итого: |
154954 |
165112 |
190174 |
Также, одним из ярких представителей санаторно-курортного комплекса города-курорта Ессентуки, является Ессентукская грязелечебница. Этот комплекс является объектом федерального значения.
Несмотря на давность постройки (1905 г.) Грязелечебница сохранила в полном объеме все свои функциональные возможности и оснащена современным оборудованием. В настоящее время Грязелечебница - это лечебный комплекс с отлаженной работой сложного инженерно-технического оборудования, инфраструктуры, передаточных устройств и сооружений, вспомогательных подразделений, предназначенных для обеспечения процедур.
Показатели развития курорта на перспективу имеют положительные тенденции к росту. Однако не все санатории и корпуса имеют высокий уровень комфортности, а организация отдыха и развлечений не удовлетворяет растущие потребности отдыхающих при относительно высокой стоимости санаторных путевок.
В городе Ессентуки 19 организаций осуществляют выпуск пищевой продукции.
Промышленность города представлена в основном предприятиями перерабатывающей и легкой промышленности:
- открытое акционерное общество "Ессентуки-хлеб" - производство хлебобулочных и кондитерских изделий;
- общество с ограниченной ответственностью "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ";
- общество с ограниченной ответственностью "Русский дом", общество с ограниченной ответственностью Универсальный завод розлива минеральной воды "Аква-Вайт";
- общество с ограниченной ответственностью "Ессентукский пивзавод", основной вид деятельности - розлив минеральной и питьевой воды;
- общество с ограниченной ответственностью "Малыш" - производство одежды для детей ясельного, дошкольного и подросткового возраста;
- общество с ограниченной ответственностью СП "Унипак" - производство тары и упаковки из полиэтилена и полиэластан;
- общество с ограниченной ответственностью "ATWA", фабрика обуви - основные приоритеты развития:
эксклюзивные современные модели обуви с учетом модных тенденций.
внедрение прогрессивных технологий изготовления женской обуви.
высокий уровень качества обуви любых размеров.
использование современных материалов.
С учетом уникальности курорта Ессентуки, наличием различных типов минеральных вод, дальнейшего развития в городе промышленного производства не планируется.
Заводы по розливу минеральной воды осуществляют экспортно-импортные операции. Основные поставки минеральной воды на экспорт производятся в Азербайджан, Казахстан, Украину, Туркмения, Беларусь, Грецию, Израиль.
Наблюдается снижение числа убыточных предприятий: в 2013 году - 21,3%, за 2014 года - 17,8%.
В городе также осуществляют свою деятельность рестораны, бары, кафе, кофейни, столовые, буфеты, предприятия быстрого питания.
Таким образом, сектор малого предпринимательства - это устойчивая часть экономики города, ежегодно укрепляющая свои позиции. Предполагается, что эта тенденция будет только нарастать.
Малый бизнес города дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности.
Концепция Генерального плана города Ессентуки соответствует основным тенденциям социально-экономического развития города, направленным на улучшение условий комфортности проживания, формирования благоприятной среды обитания, экологической безопасности, эстетической привлекательности, максимальное сохранение исторического наследия, надежности и безопасности инженерной и транспортной инфраструктур, решения задач направленных на развитие санаторно-курортного и туристического комплексов.
На сегодняшний день развитие города Ессентуки полностью соответствует преемственности архитектурно-композиционных методов, которые сложились на протяжении практически всего существования города Ессентуки, наряду с которыми применяется методический подход, соответствующий современным градостроительным тенденциям.
Главенствующая роль в совершенствовании архитектурного облика города играет формирование и развитие архитектурно-пространственной среды Ессентуки - на основе историко-культурного, природного и урбанизированного каркасов, а также зонирование территории Ессентуки в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ.
Одной из главных методических позиций градостроительного развития г. Ессентуки является ориентация на бальнеологические ресурсы курорта, комплексную оценку и охрану среды города, формирование проектных предложений на основе исторических, природных и архитектурно планировочных особенностей города. А также формирование "открытой" планировочной структуры, предоставляющей вариантные возможности развития основных функциональных зон города по главным планировочным осям (природным и транспортным). Ориентация на сохранение и активное включение в современную ткань города исключительно богатого историко-культурного наследия и статуса бальнеологического курорта города Ессентуки - как градоформирующий фактор, как основная часть его социально-экономического развития.
В городе также имеется немало памятников архитектурного и градостроительного наследия, которые создают особый неповторимый облик курорту. За время своего исторического развития город сформировал богатый культурный потенциал. Подтверждением тому служат многочисленные сохранившиеся объекты историко-культурного наследия, удачно вписанные в городской ландшафт. Основная масса памятников истории, архитектуры, градостроительства и искусства сосредоточена в курортном парке и на территории лечебно-оздоровительной местности в исторической ее части. Самым ярким примером органичного вписывания архитектурных традиций города на сегодняшний день является реконструкция центральной площади города. Концептуальный подход к решению архитектурного облика Театральной площади представляет собой соединение исторической застройки, и новых сооружений, в архитектуре которых применяются элементы классической школы, но уже выполняются они с использованием современных строительных материалов. Центральным элементом Театральной площади стал новый фонтан, выполненный по самым современным технологиям, методом заглубления инженерных коммуникаций, что позволяет без ограничения использовать территорию площади. Новый фонтан стал завершающим звеном в водной феерии центральной части города плавно переходящей к главному входу в курортный лечебный парк.
В прогнозировании перспектив развития г. Ессентуки заложены идеи перехода к устойчивому функционированию города, исходя из приоритетов значимости города-курорта для всего юга России и всей страны в целом.
Экономика города в значительной степени диверсифицирована. Это повышает ее устойчивость, что подкрепляется ресурсной базой. Ставропольская земля богата различными полезными ископаемыми: газом, нефтью, редкоземельными металлами, строительными материалами, минеральными водами. Минерально-сырьевой потенциал извлекаемых запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых в Ставропольском крае составляет более 40 млрд. евро.
Современные приоритеты в развитии экономики Ставропольского края переходят от промышленно - сырьевых к промышленно-инновационным, а также к транспортным, туристско-рекреационным и курортно-оздоровительным.
Визитной карточкой Ставропольского края являются курорты региона Кавказских Минеральных Вод, которые выгодно отличаются уникальными рекреационными ресурсами, природно-климатическими и лечебными факто рами. Например, здесь выявлено около 130 минеральных источников 12 типов (для сравнения: в Карловых Варах источников около 60, в Баден-Бадене - около 20).
Туризм - одна из наиболее инвестиционных привлекательных сфер экономики Администрации города Ессентуки. Правительство Ставропольского края намерено к 2020 году увеличить емкость санаторно-курортного и гостиничного комплекса в полтора-два раза. Результат будет достигнут, как за счет реконструкции и модернизации существующих санаторно-курортных и туристических объектов, так и за счет строительства новых таких объектов с привлечением частного капитала, в том числе иностранного.
Привлечение инвестиций в экономику требует формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловую активность субъектов инвестиционной деятельности и обеспечивающего беспрепятственную реализацию ими инвестиционных вложений в экономику города.
Эффективность усилий Администрации города Ессентуки, направленная на привлечение инвесторов, имеет решающее значение при выборе инвесторами места территориальной локализации производств и инвестиций.
Органами государственной власти Ставропольского края и Администрацией города Ессентуки проведена следующая работа, направленная на улучшение инвестиционного климата:
1. Создана нормативная правовая база, способствующая повышению инвестиционной привлекательности и стимулирующая инвестиционную деятельность в Ставропольском крае.
Важнейшие инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности предусмотрены законами Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", "Об инвестиционном налоговом кредите", "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае", "О порядке предоставления государственных гарантий Ставропольского края", "О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае", "О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках", "Об инновационной деятельности в Ставропольском крае".
2. Создана инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, включающая:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края", целями деятельности которого является решение социальных задач в том числе, организация инвестиционного процесса, развитие инновационной деятельности и управление региональными индустриальными, туристско-рекреационными и технологическими парками в Ставропольском крае;
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае", целями деятельности которого является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, к кредитным ресурсам посредством создания системы поручительств (гарантий);
некоммерческую организацию "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае", целью деятельности которой является предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;
некоммерческую организацию "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края", целью деятельности которой является развитие в Ставропольском крае инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в Ставропольском крае в научно-технической сфере, инновациях;
некоммерческую организацию "Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае", целью деятельности которой является поддержка предпринимательства в Ставропольском крае.
3. Создана Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 71 "О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" и Соглашения от 2 марта 2007 г. N 2763-ГГ/ФЗ "О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа". Дополнительным соглашением от 24 июня 2009 г. N 9922-ОС/Ф7 к соглашению от 02 марта 2007 г. N 2763-ГГ/Ф7 в состав ОЭЗ ТРТ СК включены шесть земельных участков, общей площадью 843 га., образованных в границах Предгорного муниципального района на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1434 особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края включена в состав туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Привлечение инвестиций в экономику города Ессентуки требует формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деловую активность субъектов инвестиционной деятельности и обеспечивающего беспрепятственную реализацию ими инвестиционных вложений в экономику муниципального образования.
Администрацией города Ессентуки проведена следующая работа, направленная на улучшение инвестиционного климата:
1. Утвержден Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (постановление Администрации города Ессентуки от 26 ноября 2014 г. N 2900).
Постановлением Администрации города Ессентуки от 29 июня 2015 г. N 1641 "Об этапах внедрения Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата".
Наделены полномочиями по привлечению инвестиций и работе с инвесторами структурные подразделения администрации города Ессентуки:
- Управление экономического развития и торговли администрации города;
- Управление архитектуры и градостроительства администрации города;
- Комитет по муниципальной собственности города.
Утверждено Положение о системе обучения, повышения и оценки компетентности ответственных сотрудников структурных (функциональных) подразделений администрации города Ессентуки по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
Утвержден Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Утвержден порядок проведения мониторинга инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.
Утвержден порядок проведения оценки эффективности работы ответственных сотрудников администрации города Ессентуки по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
На официальном сайте администрации города Ессентуки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан канал прямой связи с инвесторами для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.
В целях повышения эффективности работы по созданию и развитию, туристско-рекреационных парков, развитию инвестиционной и инновационной деятельности в организации взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в сфере инвестиционной и инновационной деятельности постановлением Администрации города 10 марта 2014 г. N 660 создан координационный совет по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании городской округ город-курорт Ессентуки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления администрации города Ессентуки N 660 следует читать: "от 10 марта 2015 г."
Санаторно-курортный комплекс и туризм
Санаторно-курортный комплекс города формирует значительную часть бюджета города, является основным работодателем. Прочие виды деятельности обслуживают данную отрасль и потребности гостей и местного населения города. Уникальная лечебно-оздоровительная система курортного комплекса города Ессентуки определяется наличием объектов общекурортной рекреационной инфраструктуры, месторождениями лечебных минеральных вод, курортными парками, скверами и с расположенными на их территории терренкурами, и архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры, а так же особо ценными санаторно-курортными объектами, питьевыми галереями и бюветами, бальнеотехническими коммуникациями и лечебными ресурсами.
Ежегодно увеличивается количество отдыхающих, посетивших город Ессентуки. На 01.01.2015 г. в городе действует 29 санаторно-курортных учреждений, и 31 гостиница (мотели, пансионаты гостиничного типа) общей коечной емкостью 8989 мест на 916 мест единовременного размещения.
Санаторно-курортный и гостиничный комплексы города Ессентуки за 2014 год принял на лечение и отдых 190174 человек, что больше на 25062 человека или 18,9%, чем за 2013 год, в том числе - 15529 детей и 16397 иностранных граждан.
По данным МРИФНС России N 10 по СК от деятельности санаторно-курортных и гостиничных учреждений сумма налоговых поступлений за 2014 год во все уровни бюджета составила - 296,9 млн. рублей.
Наличие туристских ресурсов важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Необходимой составляющей является развитая инфраструктура. Складывается она из имеющихся в городе средств размещения и обслуживания туристов - санаториев, гостиниц, пансионатов, а также специализированных туристских фирм, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов. Благодаря формирующейся инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды).
Повышению привлекательности и конкурентоспособности города-курорта Ессентуки способствуют ввод в эксплуатацию новых современных объектов туристской инфраструктуры, реконструкция и совершенствование действующих учреждений, круглогодичное функционирование курорта.
В целях создания условий для устойчивого развития эффективной и конкурентоспособной туристской индустрии в городе, обеспечивающей широкие возможности комплексного развития санаторно-курортной и туристской сферы и обеспечение доступности лечения и отдыха для широких слоёв российских и иностранных граждан в городе Ессентуки, разработана и утверждена Постановлением Администрации города Ессентуки от 06.08.2014 N 1979 муниципальная программа "Развитие экономики, малого и среднего бизнеса, курорта и туризма, потребительского рынка и улучшение инвестиционного климата города Ессентуки на 2015 - 2017 годы, в данную программу вошла подпрограмма "Формирование положительного имиджа и пропаганда Муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие выставочно-ярмарочной деятельности в городе Ессентуки на 2015 - 2017 годы".
В целях продвижения курорта и повышения его конкурентоспособности, расширения межрегионального сотрудничества, ежегодно организации санаторно-курортного и туристского комплексов города-курорта Ессентуки активно принимают участие в выставках, форумах, ярмарках, конференциях различного уровня.
В 2013 году во Всероссийском Конкурсе Программы "100 лучших товаров России" и Конкурса по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции среди организаций Ставропольского края.
Среди победителей конкурса здравницы города Ессентуки: ОАО "Санаторий "Жемчужина Кавказа", ЛПЦ "Базовый санаторий "Виктория" СКРЦ, ГУСОН "Кавказ"; ЛПУ "Санаторий "Целебный ключ"; ФГБУ санаторий имени И.М. Сеченова Минздрава России.
В 2014 году во Всероссийском конкурсе программы "100 лучших товаров России" победителем признан коллектив ОАО "Санаторий "Жемчужина Кавказа", получивший приз "Лидер качества" - за оказание санаторно-курортных услуг.
Всероссийский (отраслевой) фестиваль авторской песни и поэзии "Поющий источник", проводится ежегодно начиная с 2001 года на базе санатория "Жемчужина Кавказа". В фестивале принимают участие более 200 самодеятельных авторов и коллективов из различных краев и областей России - от Крайнего Севера до Дальнего Востока, а также из ближнего зарубежья.
Кавминводскому региональному клубу бардовской песни "Жемчужина Кавказа" в 2013 году присвоено звание "народный".
Администрацией г. Ессентуки проводится работа с руководством санатория для урегулирования трудовых отношений работников санатория во избежание социальной напряженности.
II. Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия является планом мероприятий, обеспечивающим формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности, эффективной инфраструктурной среды, обеспечение инвестиционной активности субъектов экономики в целях ускорения темпов социально-экономического развития, а так же снижение административных барьеров для ведения бизнеса, стимулирование инвестиционной и инновационной предпринимательской активности, повышение уровня доходов и качества жизни населения.
Стратегические направления инвестиционного развития
Целями Инвестиционной стратегии являются:
- улучшение инвестиционного климата в муниципальном образовании;
- снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
- рост числа высококвалифицированных работников;
- ускорение товарооборота на территории города;
- повышение конкурентоспособности предоставляемых санаторно-курортных услуг.
Задачами Инвестиционной стратегии являются:
- повышение уровня инвестиционной привлекательности для создания современного санаторно-курортного, гостиничного и медико-реабилитационного туристских комплексов на территории муниципального образования.
- повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов;
- формирование положительного имиджа и пропаганда муниципального образования;
- внедрение Стандарта деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании;
- наличие механизмов государственной и муниципальной поддержки инвесторов на территории города;
- развитие в муниципальном образовании эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов;
- модернизация и технологическое перевооружение действующих производственных мощностей в санаторно-курортном, промышленном и энергетическом комплексах;
- содействие в создании благоприятных условий для ведения бизнеса в Ставропольском крае и выпуска конкурентоспособной продукции, в том числе импортозамещающей продукции;
- активное продвижение туристского потенциала;
- развитие приоритетных для муниципального образования видов туризма. План мероприятий, направленных на достижение целей Инвестиционной стратегии, приведены в приложении 1.
Направления реализации Инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия является системообразующим документом государственной инвестиционной политики муниципального образования, определяющим:
приоритеты долгосрочного социально-экономического развития Администрации города Ессентуки в области инвестиционной деятельности в муниципальном образовании;
направления централизации и концентрации капитала (региональных и привлеченных инвестиционных ресурсов) по отраслям и территориям муниципального образования.
Инвестиционная стратегия учитывает специфику Администрации города Ессентуки и Ставропольского края в экономическом пространстве Российской Федерации и направлена на реализацию его основных конкурентных преимуществ с учетом интересов Российской Федерации.
Партнером Администрации города Ессентуки в реализации Инвестиционной стратегии выступает бизнес-сообщество (на принципах государственно-частного партнерства).
Инвестиционная стратегия является документом общественного согласия Администрации города Ессентуки, бизнеса и населения в отношении перспектив инвестиционного развития.
Основными направлениями развития инвестиционной деятельности являются:
оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов Администрации города Ессентуки, которые затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
устранение политических и административных ограничений предпринимательской деятельности;
обеспечение устойчивости и стабильности политической власти как гаранта необратимости рыночных преобразований.
деятельность специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, инвесторов и инвестиционной деятельности в Администрации города Ессентуки и Ставропольском крае, в том числе инфраструктурная;
функционирование туристско-рекреационных парков (далее - региональные парки) в том числе частных;
участие муниципального образования Администрации города Ессентуки в государственно-частном партнерстве;
развитие международного партнерства Администрации города Ессентуки в сфере привлечения инвестиций.
Реализация инвестиционных проектов улучшит материально-техническую базу и повысит конкурентоспособность курорта. Позволит повысить инвестиционную активность, улучшить инвестиционный климат, создать благоприятные условия для инвестирования приоритетных направлений социально-экономического развития города, создать новые современные рабочие места.
Сроки и этапы реализации Инвестиционной стратегии
Реализация Инвестиционной стратегии будет осуществляться поэтапно.
Первый этап реализации Инвестиционной стратегии (2015 - 2017 годы) предусматривает определение базовых условий инвестиционной деятельности на территории муниципального образования как системы, обеспечивающей предпосылки опережающего экономического развития отраслей, повышение инвестиционной активности муниципального образования и активный запуск инвестиционных проектов, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, реализацию кластерной политики.
Мероприятия первого этапа реализации Инвестиционной стратегии будут направлены на:
- снижение влияния негативных факторов, сдерживающих инвестиционное развитие;
- создание и становление в муниципальном образовании базовых условий для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов (нормативно-правовых, инфраструктурных, институциональных, административных);
- повышение инвестиционного имиджа, статуса и рейтинга;
- создание основ инновационной структуры экономики;
- снижение административных барьеров для ведения бизнеса;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с инвесторами;
- привлечение инвестиций посредством применение механизмов государственно-частного партнерства.
Второй этап реализации Инвестиционной стратегии (2018 - 2020 годы) предполагает ускорение предпринимательской и инвестиционной активности в муниципальном образовании, развитие туристского потенциала.
Мероприятия второго этапа реализации Инвестиционной стратегии направлены на:
- достижение определенного уровня развития санаторно-курортной, производственной и социальной инфраструктуры.
- создание условий для успешного конкурирования субъектов предпринимательской деятельности в муниципальном образовании, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Условия и механизмы реализации инвестиционной политики
Основные механизмы реализации Инвестиционной стратегии определяются приоритетами развития Ставропольского края до 2020 года, а так же характером социально-экономических проблем, которые необходимо решить для достижения целей Инвестиционной стратегии, особенностями состояния и развития экономики и социальной сферы муниципального образования.
Механизмами реализации Инвестиционной стратегии являются:
- муниципальные программы;
- участие в проектах государственно-частного партнерства;
- инвестиционные проекты предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
- система мер муниципальной поддержки, действующей на территории города.
Приоритетными направлениями развития до 2020 года являются:
- модернизация экономики во всех основных отраслях с заменой морально устаревшего и изношенного оборудования на современное;
- создание условия для развития и эффективного использования человеческого капитала;
- решение социальных проблем.
III. Инвестиционные приоритеты
Ключевыми инвестиционными приоритетами развития экономики муниципального образования являются:
- повышение инвестиционной привлекательности в целом;
- активная поддержка инвестиционных проектов города по производству конкурентоспособной продукции;
- совершенствование механизма привлечения инвестиций в экономику.
Развитие транспортно-логистической системы
Активное развитие и эффективное функционирование транспорта является одним из базовых условий перехода экономики города к инновационному характеру развития, повышению ее конкурентоспособности. Современное состояние транспортно-логистической инфраструктуры может стать системным ограничением социально-экономического развития.
Приоритетными направлениями автотранспортного обслуживания являются:
применение современных технических средств и технологий организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками
строительство и реконструкция существующей транспортной инфраструктуры.
В транспортно - логистической системе города наиболее важным проектом, планируемым к реализации до 2020 года, является аппаратно-программный комплекс "Безопасный город".
Развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов
Численность населения города по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 103,7 тысячи человек.
Распределение заявленной потребности работодателей в квалифицированных рабочих и специалистах по основным видам экономической деятельности свидетельствует, что наибольшую потребность в кадрах будут испытывать организации санаторно-курортного комплекса, здравоохранения и образования.
Перспективным направлением в работе по содействию занятости населения продолжают оставаться проводимые государственным казенным учреждением "Центр занятости населения города-курорта Ессентуки" ярмарки вакансий и учебных мест.
Для реализации инвестиционных проектов на территории города необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие между образовательными учреждениями и организациями города для подготовки специалистов по наиболее востребованным специальностям. Учебная база образовательных организаций города позволяет осуществлять подготовку специалистов по самым разным направлениям деятельности.
Для обеспечения потребности организаций города в рабочих кадрах и специалистах предполагается реализация следующих мероприятий:
внедрение механизма независимой оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных организаций и постоянно действующей системы общественного мониторинга;
развитие материально-технической базы образовательных организаций;
формирование фонда грантов для образовательных организаций, осуществляющих обучение по востребованным специальностям, на укрепление их материально-технической базы;
разработка и издание учебно-методических пособий по подготовке специалистов для организаций и разработка учебных планов для подготовки высококвалифицированных специалистов;
перепрофилирование профессиональных образовательных организаций с мало востребованных специальностей на специальности, востребованные организациями города Ессентуки, кавказских минеральных вод и Ставропольского края, переподготовка преподавателей специальных дисциплин для перепрофилированных профессиональных образовательных организаций;
Участие муниципального образования в формировании государственного регионального заказа на программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, распределение его на конкурсной основе между образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию на образовательную деятельность соответствующего профиля и уровня на территории Ставропольского края.
Наличие стратегических инвесторов и перспективных инвестиционных проектов будет способствовать привлечению город Ессентуки и в Ставропольский край не только финансовых ресурсов, но и новых квалифицированных кадров, продуктов, технологий, способов управления капиталом.
Наличие развитой сети образовательных организаций обеспечит формирование кадрового потенциала и создаст возможность формирования экономики муниципального образования, основанной на знаниях.
IV. Общие принципы сотрудничества органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления края в области улучшения инвестиционного климата
В целях улучшения инвестиционного климата на территории города Ессентуки и Ставропольского края в рамках достижения целей и решения задач Инвестиционной стратегии сотрудничество органов государственной власти Ставропольского края и Администрации города Ессентуки строится на следующих принципах:
соблюдение на территории города Ессентуки требований Стандарта;
выстраивание взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края и администрации города Ессентуки с предпринимателями и инвесторами по принципу "одного окна";
содействие в реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Ставропольского края и муниципального образования;
отказ от дополнительных административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Ставропольского края и муниципального образования;
невмешательство органов государственной власти Ставропольского края и Администрации города Ессентуки и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
обеспечение доступа субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к публичной информации органов государственной власти Ставропольского края и Администрации города Ессентуки;
решение вопросов, возникающих между органами исполнительной власти Ставропольского края, Администрацией города Ессентуки и субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, преимущественно путем переговоров в формах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
взаимная гласность и информированность.
Развитие санаторно-курортного комплекса
Основной отраслью экономики города Ессентуки является санаторно-курортный комплекс, инвестиционная политика направлена на информирование и привлечение потенциальных инвесторов для строительства новых и реконструкции имеющихся санаторно-курортных учреждений, а также объектов инфраструктуры в туристической и сопутствующих отраслях экономики. Благодаря реализуемой в городе-курорте Ессентуки политике по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвесторов в городе планируются к реализации масштабные инвестиционные проекты по созданию современных объектов санаторно-курортной направленности и туризма с необходимой системой обслуживания
Огромное значение для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования имеет создание условий, благоприятных для роста инвестиционной активности.
Привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволяет достичь динамичного социально-экономического развития города. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики края. Поэтому существует теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестиционной активности и темпы экономического роста территорий. Инвестиционная и в целом хозяйственная деятельность во многом зависит от ряда объективных факторов и условий, в т. ч. от инвестиционного потенциала муниципального образования. Так, важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала муниципального образования выступает наличие инфраструктурно-обустроенных площадок под строительство или размещение объектов инвестирования (Капельная балка), которые требуют взаимоувязанной работы органов власти и органов местного самоуправления
Приоритетами развития санаторно-курортного и гостиничного комплексов города Ессентуки являются создание условий для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, увеличение поступлений в местный бюджет, увеличение количества рабочих мест. Все это будет способствовать повышению благосостояния населения города Ессентуки.
Уникальным богатством города Ессентуки являются природные и рекреационные ресурсы, которые включают лечебные, гидроминеральные, грязевые, климатические, а также многочисленные туристско-экскурсионные объекты. Обладая уникальнейшими преимуществами, имея 190-летний опыт оказания санаторно-курортных услуг, город Ессентуки может принимать свыше 300 тыс. туристов в год.
Инвестиционная стратегия предполагает структурные преобразования, как в секторе промышленного производства, так и в санаторно-курортном комплексе города.
Основные задачи развития санаторно-курортного комплекса:
- реконструкция и модернизация существующих и строительство новых санаторно-курортных объектов, путем привлечения частного капитала, освоения новых площадок и увеличение использования месторождений минеральных вод;
- создание условий для деятельности на территории города Ессентуки туристических операторов на рынке внутреннего и въездного туризма;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности;
- продвижение санаторно-курортных и туристских возможностей;
- эффективное использование российского и международного выставочного потенциала для пропаганды достижений санаторно-курортного и гостиничного комплексов в области экономики, развития туризма, расширения межотраслевых, межрегиональных, внешнеэкономических связей и инвестиционного сотрудничества, исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития города Ессентуки;
- стимулирование участия организаций, деятельность которых связана с инвестиционной и туристской индустрией в выставочно-ярмарочных и презентационных мероприятиях.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 02 марта 2012 г. N 58, инвестиционные проекты города Ессентуки вошли в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ставропольского края:
- реконструкция санатория "Источник";
- строительство SPA-центра высшей категории;
- строительство санаторно-курортного комплекса
За последние три года в городе помимо мелких проектов завершена реализация двух крупномасштабных проектов это: реконструкция санатория "Русь" и реконструкция санатория "Казахстан" сумма инвестиций составила 2885,3 млн. рублей, в том числе и иностранные инвестиции.
ООО "ДЭФ" проводит работы по строительству SPA-центра в г. Ессентуки, собственные вложения инвестора (внебюджетные средства) - 527,1 млн. рублей.
ООО "Источник" проводит работы по реконструкции санатория "Источник" собственные вложения инвестора (внебюджетные средства) 700,0 млн. рублей. Завершены строительные работы по возведению двух корпусов (по 10 этажей каждый).
Ведутся отделочные работы, начаты работы по внутренней отделке помещений и благоустройству территории.
Степень готовности этих двух объектов - 85%.
Реализация в 2016 году этих двух проектов, позволит трудоустроить 454 человека, и самое главное, позволит усовершенствовать инфраструктуру города, сделать его более удобным как для жителей, так и для отдыхающих, улучшит материально-техническую базу и повысит конкурентоспособность курорта, позволяет повысить инвестиционную активность, улучшить инвестиционный климат, создать благоприятные условия для инвестирования приоритетных направлений социально-экономического развития города, создать новые современные рабочие места.
Строительство санаторно-курортного комплекса "Сакура" начнется в 2016 году, в настоящее время ведется доработка проектно - сметной документации; объем инвестиций составит - 2908,0 млн. рублей.
Развитие туристского комплекса в городе Ессентуки
Основными факторами, сдерживающими инвестиционное развитие туристской отрасли, являются:
отсутствие маркетинговой политики в отношении туристского продукта;
низкое качество предоставляемых туристских услуг, несоответствие заявленного уровня сервиса в организациях санаторно-курортного комплекса существующему уровню;
низкий процент прошедших классификацию объектов туристской индустрии;
нехватка в квалифицированных специалистов санаторно-курортного и туристского комплексов;
высокая стоимость транспортных расходов для туристов;
неразвитость туристской и сопутствующей инфраструктур;
низкая инвестиционная активность организаций санаторно-курортного и туристского комплексов;
отсутствие на территории города Ессентуки полноценного туристского продукта, включающего в себя транспортные услуги, услуги по размещению, экскурсионное и санаторное обслуживание;
отсутствие инфраструктуры медицинского туризма;
Таким образом, в городе Ессентуки необходимо осуществить изменения, затрагивающие санаторно-курортный и гостиничный комплексы города Ессентуки в целом.
Расширение санаторно-курортного и туристского комплексов города Ессентуки путем создания и развития новых видов туризма и новых туристско-экскурсионных объектов могло бы несопоставимо увеличить налоговые поступления от данной сферы в местный и краевой бюджеты.
Конкуренция на мировом рынке туристских услуг диктует необходимость постоянного совершенствования системы управления и модернизации материально-технической базы туристско-экскурсионных объектов в городе Ессентуки.
Сегодня городу необходим новый импульс к росту, который позволит повысить благосостояние горожан, сделать город конкурентоспособным, политически стабильным и устойчиво развивающимся.
Таким образом, для привлечения инвесторов в туристский комплекс необходимо осуществить качественные изменения, затрагивающие туризм в целом, включая методическое обеспечение туристской деятельности, развитие кадрового потенциала в сфере туризма, формирование маркетинговой политики в отношении туристского продукта и развитие приоритетных видов туризма города Ессентуки.
В тоже время необходимо уделить особое внимание привлечению как иностранных, так и российских инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристского комплексов города Ессентуки и особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Основой для привлечения инвесторов должно стать формирование положительного имиджа города Ессентуки и Ставропольского края, как безопасного туристского региона на внутреннем и международном туристских рынках путем проведения рекламно-информационных компаний, как на территории России, так и за ее пределами.
V. Условия и механизмы реализации инвестиционной политики
Основные механизмы реализации Инвестиционной стратегии определяются приоритетами развития России до 2020 года, а также характером социально-экономических проблем, которые необходимо решить для достижения целей Инвестиционной стратегии, особенностями состояния и развития экономики и социальной сферы города Ессентуки.
Механизмами реализации Инвестиционной стратегии являются:
муниципальные программы;
участие в проектах государственно-частного партнерства;
инвестиционные программы крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории;
система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, действующая на территории Ставропольского края;
Главными общенациональными приоритетами развития России до 2020 года провозглашены:
переход к инновационному типу развития, модернизация экономики во всех основных отраслях с массовой заменой морально устаревшего и изношенного оборудования на современное;
повышение производительности труда за ближайшие 12 лет в 4 раза; создание условий для развития и эффективного использования человеческого капитала;
решение накопившихся социальных проблем.
Решение поставленных стратегических задач Инвестиционной стратегии предполагает максимальное использование имеющихся ресурсов, формирование эффективных методов и инструментов управления инвестиционными процессами на основе разработки и применения механизма реализации Инвестиционной стратегии.
Для того, чтобы успешно решать на территории поставленные макроэкономические задачи, необходимо:
выявлять и постоянно устранять вновь обнаруживающиеся инфра структурные и иные ресурсные ограничения на пути экономического роста.
Для стимулирования более интенсивного экономического роста города и Ставропольского края необходимы системные меры по стимулированию совокупного спроса и предложения инвестиций и инноваций.
VI. Оценка эффективности реализации Инвестиционной стратегии
Разработчиком Инвестиционной стратегии является Администрация города Ессентуки (далее - Разработчик).
Разработчик в ходе ее реализации осуществляет анализ ее эффективности на основе целевых показателей и индикаторов Инвестиционной стратегии, перечень которых является приложением 2 к Инвестиционной стратегий. Это обеспечивается путем мониторинга динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации Инвестиционной стратегии. С учетом данных анализа эффективности Разработчик вносит соответствующие изменения в Инвестиционную стратегию, осуществляет ежегодное уточнение целевых индикаторов и показателей, проводит корректировку мероприятий на основании фактически достигнутых плановых значений.
Разработчик Инвестиционной стратегии на основании информации отраслевых (функциональных) органов Администрации города Ессентуки о реализации Инвестиционной стратегии, предоставляемых:
ежегодно, не позднее 01 мая, следующего за отчетным, обобщает представленную информацию, проводит оценку целевых показателей и индикаторов Инвестиционной стратегии в соответствии с критерием оценки целевых показателей и индикаторов Инвестиционной стратегии, приведенным в таблице, а также размещает на официальном сайте Администрации города Ессентуки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о реализации Инвестиционной стратегии.
Таблица
Критерий оценки целевого показателя и индикатора Инвестиционной стратегии
Критерий оценки целевого показателя и индикатора |
Оценка целевого показателя и индикатора (баллов) |
Доля отклонения фактически достигнутого значения целевого показателя и индикатора Инвестиционной стратеги за отчетный год от планового значения: |
|
равна его плановому значению, установленному на отчетный год, или превышает его |
5 |
ниже его планового значения, установленного на отчетный год, не более чем на 5 процентов |
4 |
ниже его планового значения, установленного на отчетный год, не более чем на 10 процентов |
3 |
ниже его планового значения, установленного на отчетный год, не более чем на 15 процентов |
2 |
ниже его планового значения, установленного на отчетный год, более чем на 20 процентов |
1 |
VII. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия обеспечит проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики города. Ожидаемыми результатами реализации Инвестиционной стратегии являются систематизация и регламентация реализуемой системы мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в экономику города, и предполагающей:
- формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики города;
- увеличение в экономике города доли малого и среднего предпринимательства;
- увеличение количества новых рабочих мест;
- рост количества туристов и отдыхающих;
- создание базы инвестиционных проектов;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- продвижение инвестиционных проектов, реализуемых на территории города;
- обеспечение комплексной государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Реализация Инвестиционной стратегии приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики Ставропольского края, что будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики.
Оценка ожидаемых результатов реализации Инвестиционной стратегии осуществляется по следующим критериям:
- экономическая эффективность, определяемая ростом объемов отгруженных товаров, работ и услуг, инвестиционных вложений;
- социальная эффективность, определяемая созданием рабочих мест;
- преодоление монопрофильности экономики, определяемой снижением доли градообразующих предприятий и ростом доли занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Управляющий делами администрации города |
С.В. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.