В данной статье рассмотрены основные моменты, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога, а также прокомментированы поправки в налоговое законодательство, связанные и с исчислением и уплатой транспортного налога.
Начиная с 2006 года для владельцев наземных, воздушных и водных транспортных средств в законодательстве появились изменения в порядке уплаты и представления отчетности по транспортному налогу. В первую очередь эти изменения коснулись организаций - юридических лиц. Новый порядок уплаты транспортного налога установлен Федеральным законом от 20.10.2005 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Транспортный налог является региональным. Это означает, что на федеральном уровне в НК РФ определены базовые положения, необходимые для исчисления и уплаты налога, а право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных органов власти этих субъектов. Транспортный налог подлежит уплате на той территории, где принят соответствующий региональный закон. В нашей области принят закон Белгородской области от 28.11.2002 г. N 54 "О транспортном налоге" (в ред. Закона Белгородской области от 03.03.2006 г. N 19), (далее Закон Белгородской области N 54). Субъекты РФ самостоятельно определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. Региональные власти вправе вводить авансовые платежи по налогу и освобождать от них отдельные категории налогоплательщиков. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом N 131-ФЗ, форма отчетности по данному налогу утверждается Министерством финансов РФ.
Налогоплательщики
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Напомним, что до 30.07.2002 г. по транспортным средствам, которые при продаже были переданы на основании доверенности (без составления договора купли-продажи), плательщиками налога являлись реальные владельцы, указанные в доверенности. Номинальные собственники, то есть лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляли налоговый орган по месту своего жительства о передаче указанных транспортных средств на основании доверенности.
Объект налогообложения
Как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения.
Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.
Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. К ним, в частности, относятся весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Вместе с тем обращаем внимание на судебную практику, в частности, Постановления Федерального Арбитражного Суда Северо-западного округа от 11.08.2005 г. N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 г. N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 г. N А42-871/2005-20, из которых следует, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном главой 28 Кодекса.
Указанная позиция изложена в письмах Минфина России от 05.08.2004 г. N 01-02-01/03-1625 и 03.03.2006 г. N 03-06-01-02/09
Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. В Письме Минфина России от 02.11.2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.
Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозтоваропроизводителями, содержатся в Письме Минфина России от 05.06.2006 г. N 03-06-04-04/22, в котором уточняется, что основными критериями непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу вышеназванных транспортных средств является соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного письма следует читать как "от 05.07.2006 г."
Появились разъяснения Минфина РФ по вопросу к какой категории относить и по какой ставке облагать транспортные средства, на шасси которых смонтировано специальное навесное оборудование (автокран, автобетоносмеситель, гидроподъемник, автомобили с компрессорными установками и т.п.). Согласно письму ФНС России от 23.12.2005 г. N 21-5-07/552 "О транспортном налоге" определение категории транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных машин (ПСМ), при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
В отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, для воздушных транспортных средств, для которых установлена тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база исчисляется как валовая вместимость в регистровых тоннах.
У других водных и воздушных транспортных средств за налоговую базу принимается единица транспортного средства.
Следует помнить, что налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговый период. Отчетный период
Поправками, внесенными Федеральным законом N 131-ФЗ в ст. 360 НК РФ, было введено понятие отчетного периода для транспортного налога.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. Данные поправки прояснили вопрос: когда нужно представлять отчетность в налоговую инспекцию? Теперь расчеты по транспортному налогу необходимо представлять каждый квартал, и при этом срок сдачи расчетов авансовых платежей по налогу в соответствии с Федеральным законодательством установлен не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
Налоговым периодом, как и прежде, признается календарный год.
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, их категории в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки транспортного налога, причем субъектам РФ разрешено увеличивать или уменьшать налоговые ставки, но не более чем в пять раз. Организациям, у которых имеются филиалы, на это следует обратить особое внимание, так как ставки налога на один вид транспортного средства в разных регионах могут значительно различаться. Кроме этого, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования и в отношении каждой категории транспортных средств.
В нашей области ставки транспортного налога установлены Законом Белгородской от 28.11.2002 г. N 54 "О транспортном налоге".
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
В соответствии со ст. 362 НК РФ организации - юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Для налогоплательщиков - физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Федеральный закон N 131-ФЗ внес в главу 28 НК РФ такое понятие, как авансовые платежи. Организации - юридические лица исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пример 1. В 2006 году за организацией числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 320 л. с. Расчет суммы налога и авансовых платежей будет следующим:
1. Количество лошадиных сил - 320 л. с.
2. Ставка налога (в соответствии со ст. 1 Закона Белгородской области N 54) - 70 руб.
3. Расчет суммы авансового платежа за I, II, III кварталы 2006 г. - 1/4 x 150 л. с. х 7 0 руб.
4. Сумма ежеквартального авансового платежа (I, II, III кварталы 2006 г.) - 2625 руб.
5. Расчет суммы налога - 150 л. с. х 70 руб.
6. Сумма налога - 10500 руб.
7. Сумма налога, подлежащая уплате по окончании налогового периода, - 2625 руб. (10500 - 2625 - 2625 - 2625).
В случае регистрации ТС и (или) снятия его с регистрации (учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в налоговом (отчетном) периоде исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:
Коэффициент = Число полных месяцев нахождения ТС у налогоплательщика / Число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации ТС в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.
Пример 2. По данным на 01.01.2006 г. за организацией был зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя 110 л. с. Предположим, что 10.06.2006 г. автомобиль был снят с учета и продан.
Налог будет рассчитан следующим образом:
1. Количество лошадиных сил - 110 л. с.
2. Ставка налога - 30 руб.
3. Количество полных месяцев - 6 мес. (январь - июнь).
4. Коэффициент - 0,5 (6 мес./12 мес).
5. Расчет налога - 110 л. с. х 30 руб. х 0,5.
6. Сумма налога - 1650 руб.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. По состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года ими представляются сведения обо всех изменениях в порядке регистрации транспортных средств, произошедших за предыдущий календарный год по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Субъекты РФ при установлении налога для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (ст. 362 НК РФ). При этом срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного для представления налоговой декларации по транспортному налогу, то есть 1 февраля года, следующего за отчетным.
Согласно ст. 3 Закона Белгородской области от 28.11.2002 г. N 54 "О транспортном налоге" налогоплательщики# юридические лица уплачивают транспортный налог не позднее 10 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организации также в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, если это предусмотрено законами субъектов РФ.
Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу не позднее 10 числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ст. 3 Закона Белгородской области N 54).
По истечении налогового периода организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном налоговым законодательством (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами уплачивают платежи транспортного налога на основании уведомления налоговых органов не позднее 15 июля отчетного года (ст. 3 Закона Белгородской области N 54). Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 г. N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" (Приложение N 3).
Расчет авансовых платежей по транспортному налогу
Форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу (далее - расчет) и Рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минфина России от 23.03.2006 г. N 48н. Напомним, что расчет подается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. На это указано в п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Отчетными периодами являются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).
Если транспортные средства находятся на территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, заполняется один расчет.
Структура и порядок заполнения расчета
Расчет состоит:
- из титульного листа;
- разд. 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
- разд. 2 "Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
Начинать заполнение расчета следует с раздела 2. Итоговые показатели из него переносятся в сводный раздел 1.
На титульном листе останавливаться не будем. Порядок его заполнения одинаков для всех деклараций.
Раздел 2 расчета по авансовым платежам
Этот раздел заполняется по всем транспортным средствам, находящимся на территории соответствующего муниципального образования. Если транспортные средства находятся на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных одному налоговому органу, по каждому муниципальному образованию формируется отдельный лист раздела 2.
По строке 010 указывается соответствующий код ОКАТО.
В строке 020 рассчитывается сумма авансового платежа по каждому транспортному средству. Эта строка состоит из 14 граф. В них налогоплательщик отражает:
- в графе 1 - порядковый номер записи сведений о транспортном средстве;
- графе 2 - код вида транспортного средства в соответствии с кодами, указанными в приложении N 1 к Рекомендациям по заполнению расчета;
- графе 3 - идентификационный номер транспортного средства по документу о регистрации транспортного средства. По наземным транспортным средствам - VIN, по водным - ИМО, по воздушным транспортным средствам - серийный заводской номер судна. Эти сведения берутся из документов о регистрации транспортных средств;
- графе 4 - марку транспортного средства. Данные также берутся из документов о государственной регистрации транспортных средств;
- графе 5 - регистрационный знак транспортного средства. По водным транспортным средствам - регистрационный номер судна, а по воздушным - регистрационный знак судна;
- графе 6 - налоговую базу. По транспортным средствам, имеющим двигатели, она рассчитывается как мощность двигателя в лошадиных силах, по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы, а по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых устанавливается валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.
По водным и воздушным транспортным средствам в графе 6 показывается общая мощность двигателей транспортного средства в лошадиных силах. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, налоговая база определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.
По водным и воздушным транспортным средствам, не указанным в подп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база исчисляется как единица транспортного средства. В этом случае в графе 6 проставляется цифра 1;
- графе 7 - код единицы измерения налоговой базы в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 366. Коды указаны в Приложении N 2 к Рекомендациям по заполнению расчета;
- графе 8 - срок использования транспортного средства. Эта графа заполняется только в том случае, если региональным законом установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования транспортных средств. Срок указывается в календарных годах начиная с года выпуска транспортного средства. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года начиная с календарного года, следующего за годом выпуска транспортного средства;
- графе 9 - коэффициент, применяемый для исчисления транспортного налога. Чтобы рассчитать коэффициент, нужно количество полных месяцев, в течение которых организация владела транспортным средством, разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Коэффициент записывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.
Месяц регистрации и месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства произошли в течение одного календарного месяца, этот период принимается равным одному месяцу;
- графе 10 - ставку транспортного налога, установленную региональным законом;
- графе 11 - сумму авансового платежа, исчисленного за отчетный период. Этот показатель рассчитывается так: гр. 6 х гр. 10 х гр. 9 х 1/4;
- графе 12 - код льготы по транспортному налогу. Эту графу налогоплательщик заполняет, если в региональном законе для него предусмотрены льготы по транспортному налогу. Коды налоговых льгот приведены в Приложении N 3 к Рекомендациям по заполнению расчета;
- графе 13 - сумму налоговой льготы. Если региональным законом установлена льгота в виде освобождения от налогообложения, то показатель графы 13 рассчитывается по той же формуле, что и показатель графы 11.
Законом субъекта РФ может быть установлена льгота в виде уменьшения исчисленной суммы налога на какую-либо часть в процентах (например, сумма налога уменьшается на 50 %). Чтобы рассчитать сумму налоговой льготы, необходимо значение показателя графы 11 умножить на процент, уменьшающий сумму налога, и полученный результат разделить на сто.
Законом субъекта РФ также может быть предусмотрена льгота в виде снижения налоговой ставки. Тогда сумма налоговой льготы определяется как разность суммы авансового платежа, рассчитанной по полной налоговой ставке, и суммы авансового платежа, исчисленной по пониженной ставке;
- графе 14 - исчисленную сумму авансового платежа, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период. Она равна разности значений показателей граф 11 и 13.
По транспортным средствам, которые полностью освобождены от налогообложения, в графе 14 ставится прочерк.
Раздел 1 расчета по авансовым платежам
Этот раздел заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства.
В строке 010 раздела 1 отражается код бюджетной классификации, по которому зачисляется сумма авансового платежа, указанная в строке 030.
В строке 020 приводится код ОКАТО по месту нахождения транспортных средств. В случае если код конкретного административно-территориального образования имеет менее 11 знаков, данный код следует отражать в отведенном для него поле расчета, начиная с первой ячейки. В ячейках, оставшихся пустыми, указываются нули.
По строке 030 указывается сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет.
Значение показателя данной строки равно сумме значений показателей графы 14 строки 020 всех страниц раздела 2 с соответствующим кодом ОКАТО.
Сведения, указанные в разделе 1 Расчета, в строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации и проставляется дата подписания.
Налоговая декларация
Федеральный закон N 131-ФЗ дополнил главу 28 НК РФ новой ст. 363.1 "Налоговая декларация". В соответствии с приказом Министерства Финансов от 13.04.2006 г. N 65н зарегистрированным в Минюсте РФ 25.05.2006 г. N 7874 утверждена новая форма налоговой декларации и установлено, что она будет применяться с представления за 2006 год.
Декларацию необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств по окончанию налогового периода. Срок представления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися юридическими лицами в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ст. 2 Закона Белгородской области N 54).
Новая декларация отличается от прежней формы. В частности, уменьшилось количество ее страниц. Теперь не нужно заполнять на каждый вид транспорта отдельный лист. Данные по всем машинам указывают на одном листе декларации. Правда, при условии, что транспортный налог по ним перечисляют по одному коду ОКАТО.
Рассмотрим подробно каждый раздел новой налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом Минфина России N 65н в сравнении с действовавшей ранее декларацией, утвержденной Приказом МНС России N БГ-3-21/724.
Приказом Минфина России от 13.04.2006 г. была утверждена форма расчета авансовых платежей по транспортному налогу, а 25.05.2006 г. N 7874 Минюстом РФ была зарегистрирована и декларация по этому налогу. Владельцам транспорта необходимо отчитаться по новой форме не позднее 01.02.2007 г. Расскажем, как ее заполнить.
Состав декларации
Налоговую декларацию по транспортному налогу за 2006 год, в случае невозможности ее представления лично налогоплательщиком или через уполномоченное лицо, можно отправить по почте с описью приложенных к ней документов или передать по телекоммуникационным каналам связи.
По сравнению с прежней формой количество листов в декларации сократилось. Так, если раньше их было пять, то теперь Минфин ограничился тремя листами. Новая декларация состоит:
- из титульного листа;
- из раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" (на одном листе);
- из раздела 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)" (на одном листе).
Прежде всего отметим основные отличия новой декларации от старой формы.
Титульный лист новой декларации не предусматривает подписи уполномоченного представителя, удостоверяющей полноту и достоверность сведений, указанных в ней. И это логично, поскольку согласно действующему законодательству подтверждение достоверности и полноты представленных сведений возлагается только на руководителя и главного бухгалтера организации.
Раньше по каждому транспортному средству нужно было заполнять отдельный раздел декларации. Он назывался "Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству" (раздел 2). Так, если у организации было 10 машин, заполняли 10 листов этого раздела. Теперь достаточно заполнить лишь один лист. В нем указывают данные по всем машинам. Однако если у организации есть машины, которые зарегистрированы на территориях с разными кодами ОКАТО, этот раздел заполняют по каждому месту регистрации транспорта (т.е. по каждому коду отдельно). В аналогичном порядке оформляют и раздел 1.
Кроме того, в новой декларации нет раздела 3 "Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика". Напомним, что в нем указывали как количество машин одного вида (например, автобусов, автомобилей, мотоциклов), так и льготы по ним. Теперь все эти данные также отражают в разделе 2.
Как и большинство деклараций, новую форму заполняют с конца. Прежде всего необходимо оформить раздел 2. Затем данные из него переносятся в раздел 1 и заполняется титульный лист.
Раздел 2 налоговой декларации
Раздел 2 заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования
В этом разделе рассчитывается налоговая база и сумма налога.
По строке 010 указывается соответствующий код ОКАТО той территории, где зарегистрирован транспорт. Далее заполняется специальная таблица.
В графе 1 указывается порядковый номер записи сведений о транспортном средстве.
В графе 2 вписывается код вида транспорта. Его выбирают из справочника, который есть в Приложении 1 к Порядку заполнения декларации.
По графам 3 и 4 указывается идентификационный номер (по наземным транспортным средствам это будет VIN, по водным транспортным средствам - ИМО, по воздушным - указывается серийный заводской номер) и марку машины. Все эти данные берутся из документов о регистрации транспортных средств.
Затем в графу 5 вписывается регистрационный знак автомобиля, регистрационный номер судна (по водному транспорту) либо регистрационный знак судна (по воздушному транспорту).
В графе 6 указывается налоговая база: мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость судна в регистровых тоннах или количество единиц транспорта, паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы.
В графу 7 вписывается код единицы измерения налоговой базы. Эти коды есть в Приложении 2 к Порядку заполнения декларации. Например, лошадиные силы имеют код 251.
Графу 8 заполняют, если в регионе, где зарегистрирован транспорт, законодательным (представительным) органом власти установлены дифференцированные ставки налога. В графе 8 отражают количество полных лет использования транспорта (начиная с года, следующего за годом его выпуска) по состоянию на 1 января текущего года. Например, если машина, которая принадлежит организации, выпущена в 1997 году, в декларации за 2006 год в графе 8 нужно вписать - 9 лет (с 1998 по 2006 год).
В графе 9 указывается коэффициент. Чтобы его рассчитать необходимо разделить количество месяцев, в течение которых транспорт был зарегистрирован на организацию, на 12 месяцев. При этом месяц регистрации и месяц снятия с учета транспорта считается полным. Коэффициент отражают с точностью до сотых долей. Например, автомобиль зарегистрирован на организацию 21 июня. Это семь полных месяцев (т.е. с июня по декабрь). Коэффициент составит 0,58 (7 мес.:12 мес). Его учитывают при расчете суммы налога.
В графе 10 отражается ставка налога, которая действует в регионе для данного вида транспортного средства.
По графе 11 указывается начисленная сумма налога. Для этого налоговую базу (показатель по гр. 6) умножают на ставку налога (показатель по гр. 10) и на коэффициент (показатель по гр. 9).
В графы 12 и 13 вписываются данные о льготах по транспортному налогу, которые установлены в регионе, где зарегистрирован транспорт. Прежде всего отражается код налоговой льготы (гр. 12). Таких кодов всего два:
- 20200 - льготы по транспортному налогу, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации;
- 30200 - льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
В графу 13 вписывается сумма налоговой льготы. Способ заполнения этой графы зависит от того, в каком порядке льготу предоставляют.
Транспорт организации может быть полностью освобожден от налога. В Белгородской области такой льготой пользуются автотранспортные предприятия в части имеющихся транспортных средств авторемонтных мастерских типа "Мастерские технического обслуживания автомобильной техники" и "Передвижная авторемонтная мастерская", являющихся имуществом мобилизационного резерва". В этом случае в графу 13 необходимо перенести показатель из графы 11.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Белгородской области "О транспортном налоге" предусмотрено снижение налоговой ставки для отдельных категорий физических лиц:
- героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, а также награжденных орденом Ленина, кавалеров орденов Славы трех степеней, почетных граждан Белгородской области, имеющих легковые автомобили отечественного производства, а также автомобили марок "ЗАЗ", "Таврия" и "ЛУАЗ", в отношении одного транспортного средства (на усмотрение владельца) ставка транспортного налога устанавливается в размере:
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно - 8 руб. с каждой лошадиной силы;
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 10 руб. с каждой лошадиной силы;
- пенсионеров, инвалидов, лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили отечественного производства, а также автомобили марок "ЗАЗ", "Таврия" и "ЛУАЗ", в отношении одного транспортного средства (на усмотрение владельца) ставка транспортного налога устанавливается в размере:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 8 руб. с каждой лошадиной силы;
свыше 100 л.с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 10 руб. с каждой лошадиной силы.
Если в качестве льготы предусмотрено снижение налоговой ставки, то в графе 13 отражается разница между полной суммой налога (гр. 11) и суммой налога, рассчитанной по пониженной ставке.
По графе 14 указывается разница между данными граф 11 и 13. Это сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет. Если по закону субъекта РФ тот или иной транспорт полностью освобожден от налога, в этой графе ставится прочерк.
Раздел 1 налоговой декларации
После подготовки раздела 2 переходят к заполнению раздела 1. В нем указывают сумму налога, начисленного по декларации. Этот раздел заполняют по каждому коду муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.
В строке 010 указывается код бюджетной классификации (КБК), по которому транспортный налог зачисляется в бюджет. В строку 020 вписывается код ОКАТО той местности, на территории которой зарегистрирован транспорт.
По строке 030 отражают исчисленную сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Ее переносят из графы 14 раздела 2. Если в разделе 2 заполнено несколько строк, то показатели в них нужно сложить.
В строке 040 указывается сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет в течение налогового периода.
По строке 050 указывается сумма налога, которую надо заплатить. Его рассчитывают как разницу между строками 030 и 040.
В случае если подсчитанное значение отрицательно, то по строке 060 указываются нули.
Титульный лист налоговой декларации
Титульный лист имеет типовую форму. Титульный лист заполняется налогоплательщиком, за исключением раздела "Заполняется работником налогового органа".
Вверху страницы указывается ИНН и КПП организации. Затем отражается код вида документа. Если декларация подается впервые, в ячейке ставится цифра 1, если подается уточненная декларация - 3. Причем, когда организация сдает несколько уточненных деклараций по одному и тому же налогу за один период, в дополнительной ячейке через дробь указывают порядковый номер корректировки. Например, организация дважды сдает уточненные декларации по транспортному налогу за 2006 год. В такой ситуации делается запись в графу "Вид документа" "3/2".
Далее указывается год, за который сдается декларация. Затем вписывается наименование, код налоговой инспекции, в которую представляется форма и название организации. Также приводится в декларации основной государственный регистрационный номер (ОГРН), присвоенный при госрегистрации. По отдельной строке отражается код города и номер контактного телефона.
После того как вы# заполнятся все разделы декларации, в титульный лист вписывается количество ее страниц. Декларацию должны подписать руководитель и главный бухгалтер.
Советник государственной |
Е.А. Силантьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация УФНС России по Белгородской области "Транспортный налог. Комментарии поправок, вступивших в налоговое законодательство с 01.01.2006 г."
Данный материал опубликован в журнале "Налоговый экран", ноябрь 2006 г. N 11