Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Моргаушского района
от 31 января 2013 г. N 74
Паспорт
районной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе Чувашской Республики на 2013-2020 годы"
Наименование Программы |
Районная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе на 2012-2020 годы" |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 105 "О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (с изменениями от 10 сентября 2009 г.); Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 N 650 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год "Все для человека и во имя человека" |
Заказчик Программы |
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы |
Отдел экономики и развитие АПК администрации Моргаушского района Чувашской Республики. |
Цель Программы |
Обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе на основе формирования эффективного механизма поддержки и развития малого и среднего предпринимательства |
Основные задачи Программы |
Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики; развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития; формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства; оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в реализации механизмов финансово-имущественной поддержки; осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления малым и средним бизнесом. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года не менее 2,0 процентов ежегодно и не менее 15 процентов в 2020 году к 2012 году. Увеличение доли: - работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 30,0 процентов в общей численности работников в целом по району; - продукции (работ, услуг), произведенной и оказываемой малыми и средними предприятиями, в валовом районом продукте до 26,0 процентов; - налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 12,0 процентов; - обеспечение занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства; - повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности |
Срок реализации Программы |
2013-2020 годы. |
Перечень основных мероприятий |
Совершенствование внешней среды развития мероприятий малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов местного самоуправления Моргаушского района с субъектами малого и среднего предпринимательства; Развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций; Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики; Развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности; Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства; Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства. |
Исполнители основных мероприятий |
Структурные подразделения администрации района, районный отдел статистики Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию), государственное учреждение Центр занятости населения Моргаушского района (по согласованию), страховые организации (по согласованию), кредитные организации (по согласованию), сельские поселения, субъекты малого и среднего предпринимательства Моргаушского района. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2013-2020 годах - 3695,8 тыс. рублей, в том числе: из республиканского бюджета Чувашской Республики - 3695,8 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 375,8 тыс. рублей 2014 год - 403,0 тыс. рублей 2015 год - 418,4 тыс. рублей 2016 год - 451,7 тыс. рублей 2017 год - 468,2 тыс. рублей 2018 год - 495,7 тыс. рублей 2019 год - 525,3 тыс. рублей 2020 год - 557,7 тыс. рублей из местного бюджета - 14,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1,4 тыс. рублей 2014 год - 1,5 тыс. рублей 2015 год - 1,7 тыс. рублей 2016 год - 1,8 тыс. рублей 2017 год - 1,9 тыс. рублей 2018 год - 2,0 тыс. рублей 2019 год - 2,2 тыс. рублей 2020 год - 2,4 тыс. рублей из внебюджетных источников - 36,5 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 3,5 тыс. рублей 2014 год - 3,7 тыс. рублей 2015 год - 4,1 тыс. рублей 2016 год - 4,4 тыс. рублей 2017 год - 4,7 тыс. рублей 2018 год - 5,0 тыс. рублей 2019 год - 5,4 тыс. рублей 2020 год - 5,7 тыс. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет отдел экономики и развития АПК администрации Моргаушского района. Исполнители мероприятий Программы ежегодно до 10 февраля до 2021 года представляют информацию в отдел экономики и развития АПК администрации Моргаушского района. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; развитие малых и средних инновационных предприятий; насыщение товарного рынка района конкурентоспособными отечественными товарами и услугами; обеспечение занятости населения; повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности; прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 2,0 процентов в 2013 году до 15,0 процента в 2020 году. Увеличение доли: - работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве до 30,0 процентов в общей численности занятых в экономике района; - продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями в валовом продукте района до 26,0 процентов; налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства до 12,0 процентов. |
Введение
Районная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе на 2013-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 105 "О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (с изменениями от 10 сентября 2009 г.); законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2011 N 650 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год "Все для человека и во имя человека".
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Развитие малого и среднего предпринимательства в районе - это сохранение социальной стабильности и поддержка инвестиционной активности данной отрасли экономики.
Разработка Районной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе на 2012-2020 годы" обусловлена актуальностью проблем недостаточного уровня развития малого и среднего предпринимательства для создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местном товарном рынке, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения района и вызвана необходимостью повышения потенциала малого и среднего бизнеса для включения механизма саморегулирования, создание более эффективных условий для реализации мероприятий, направленных не только на развитие малого и среднего предпринимательства, но и кредитной кооперации, что обеспечивает комплексность в решении поставленных задач. В то же время, Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизма государственной политики, проводимой в Чувашской Республике и в районе в части развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, и более тесной взаимосвязи с задачами социально-экономического развития района на долгосрочную перспективу.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления Моргаушского района. Без специальных мер поддержки развитие малого и среднего предпринимательства невозможно.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику района с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих, ее доля в общей численности занятых в экономике района. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент, улучшается качество за счет внедрения новых технологий. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, все более проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
По состоянию на 1 января 2013 года в районе действуют 135 малых и средних предприятий, 795 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в том числе 113 глав КФХ. Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 2515 человек.
Динамику численности работающих в сфере малого и среднего предпринимательства можно проследить на основе данных таблицы 1.
Табл. 1
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства |
1139 |
1040 |
938 |
950 |
1000 |
1050 |
1100 |
1150 |
1200 |
1250 |
1300 |
Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства |
2500 |
2600 |
2495 |
2500 |
2550 |
2600 |
2650 |
2700 |
2750 |
2800 |
2800 |
Доля работающих в сфере малого и среднего предпринимательства от общего числа занятых в экономике района составляет 25%.
Большинство занятых в малом бизнесе сконцентрированы на предприятиях торговли и общественного питания - 41,0%. Строительство является одним из секторов экономики, где малые и средние предприятия имеют достаточно сильные позиции, - 19%, производством занято 16% от общего числа малых и средних предприятий, в сельском хозяйстве - 4,0% и на прочих предприятиях - 20%.
Темпы развития малого предпринимательства в сельской местности не достаточны. В настоящее время на селе в условиях крайнего дефицита рабочих мест приоритетным направлением в обеспечении занятости сельского населения является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, что даст возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения, обеспечив занятость в сельской местности.
Дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства на селе способствует участие в республиканских программах "Начинающий фермер" и "Семейная животноводческая ферма". В 2012 году из нашего района в данных программах участвовало 8 глав КФХ, грантов по программе "Начинающий фермер" удостоились 2 главы КФХ.
За 2011 год малыми и средними предприятиями отгружено товаров собственного производства на сумму более 303,4 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года объем произведенной продукции увеличился на 25%.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем выпуске товаров и услуг составляет 15%.
Необходимо отметить, что важным показателем, отражающим роль малого предпринимательства в экономике района, является величина налогового вклада, общая сумма налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства в 2011 году, составила около 12 млн. рублей, доля в общих налоговых поступлениях составила 6,7%. Среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях в 2011 году составила 9075 рублей, что на 10% превысила среднемесячную зарплату на малых и средних предприятиях в 2010 году и на 27,8% в 2009 году.
На современном этапе в ходе анализа в развитии малого и среднего предпринимательства можно выделить ряд основных проблем:
- слабое развитие действенной финансово-кредитных механизмов поддержки и материально-ресурсного обеспечения;
- неразвитость системы информационной поддержки;
- несовершенство системы налогообложения;
- отсутствие комплексного обучения;
- отсутствие эффективной системы статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- низкий уровень знаний, умений и навыков малого и среднего предпринимательства, что обуславливает низкую динамику показателей финансово-экономической деятельности.
В настоящее время в Чувашской Республике и в районе действует система инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которую можно подразделить на следующие направления:
- информационно-консультационная;
- финансовая;
- имущественная.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, опыт реализации районной программы в данной сфере показывает, что существующие проблемы можно решать согласованными действиями самих субъектов малого и среднего предпринимательства, Совета малого и среднего предпринимательства при главе администрации района, органов местного самоуправления на основе использования программно-целевых методов управления.
Реализация программных методов позволит обеспечить:
1) концентрации ресурсов на наиболее перспективные направления;
2) объединение усилий всех участников программы;
3) увязки реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям;
4) организацию процесса управления;
5) единый механизм контроля за промежуточными и конечными результатами программы.
1. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе Чувашской Республики осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Чувашской Республики, указами Президента Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики.
Нормативными правовыми актами Чувашской Республики в данной сфере являются:
указы Президента Чувашской Республики:
от 19 февраля 2002 г. N 43 "О Координационном совете по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Кабинете Министров Чувашской Республики";
от 3 марта 2003 г. N 19 "Об ускоренном развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике";
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:
от 14 апреля 2006 г. N 100 "О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 7 декабря 2006 г. N 304 "О дополнительных мерах по стимулированию малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства";
от 28 мая 2007 г. N 119 "О мониторинге деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и оказании консультационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства";
от 14 сентября 2007 г. N 233 "О поддержке муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 14 сентября 2007 г. N 234 "Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса";
от 11 сентября 2008 г. N 261 "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидий на реализацию бизнес-проектов по развитию народных художественных промыслов и ремесел, производству сувенирной продукции на территории Чувашской Республики";
от 25 сентября 2008 г. N 285 "Об утверждении перечней государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 12 ноября 2008 г. N 342 "Об утверждении Порядка передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в перечень государственного имущества Чувашской Республики для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
от 1 декабря 2008 г. N 359 "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечней государственного имущества Чувашской Республики, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства".
Дополнительными предпосылками ускоренного развития малого и среднего предпринимательства являются следующие решения Кабинета Министров Чувашской Республики:
Республиканская комплексная программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2011 годы (программа "Качество"), утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. N 246;
республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2013 годах", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 98;
Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350, и др.
Основные проблемы:
- отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих лизинговые взаимоотношения с субъектами малого и среднего предпринимательства;
- несовершенство нормативно-правовых актов регулирования информационных и консалтинговых услуг;
- несовершенство нормативно-правовых актов деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
2. Формирование инфраструктуры поддержки
С целью развития предпринимательства в районе в 2011 году создан Производственный бизнес-инкубатор, основной целью которого является формирование благоприятного предпринимательского климата для активизации процесса создания новых и развития действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Моргаушского района, оказание эффективной поддержки вновь созданным и молодым субъектам малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами бизнес-инкубатора являются:
- стимулирование предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса Моргаушского района;
- создание благоприятных стартовых условий для основателей своего дела;
- выявление перспективных для развития экономики Моргаушского района проектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие производству конкурентоспособных товаров, а также развитию и стабилизации предприятий - местных товаропроизводителей;
- создание новых рабочих мест;
- повышение профессионального уровня предпринимателей;
- формирование благоприятного общественного мнения о значимости развития малого и среднего бизнеса.
В соответствии с основными целями и задачами в бизнес-инкубаторе предоставляются следующие виды услуг:
- предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора, оборудованных компьютерной техникой, мебелью, телефоном, доступом в Интернет в порядке и на условиях, определенных настоящим Порядком;
- осуществление технической эксплуатации здания бизнес-инкубатора;
- почтово-секретарские услуги;
- офисные услуги (конференц-залы, учебные классы, техника коллективного доступа);
- маркетинговые и рекламные услуги;
- организация конференций, семинаров, тренингов, встреч, круглых столов, деловых контактов;
- предоставление информации о техническом обеспечении информационно-консалтинговой деятельности, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- поддержание работы информационной сети;
- привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве;
- проведение лекций и образовательных курсов по заявленной тематике;
- обучение предпринимателей на курсах компьютерной грамотности;
- специальная подготовка по работе в INTERNET;
- обеспечение печати, оперативное копирование документации.
3. Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
3.1. Финансовая поддержка
Автономное учреждение Чувашской Республики "Управляющая компания республиканского бизнес-инкубатора" Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики в рамках реализации основных мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы разрабатывает на безвозмездной основе для субъектов малого и среднего предпринимательства бизнес-планы и технико-экономические обоснования. По ходатайству администрации Моргаушского района Чувашской Республики за 2011 год были разработаны на бесплатной основе бизнес-проекты трем субъектам малого предпринимательства, в 2012 году - 7.
Государственное учреждение "Центр занятости населения Моргаушского района" государственной службы занятости населения по Чувашской Республике в рамках реализации Республиканской программы снижения напряженности на рынке труда осуществляет финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета в виде выплаты субсидий безработным гражданам, зарегистрированным в качестве субъектов малого предпринимательства, открывшими собственное дело и создавшим дополнительные рабочие места. Так по программе самозанятости получили:
- в 2009 году - 35 человек;
- в 2010 году - 93 человек;
- в 2011 году - 65 человек;
- в 2012 году - 5 человек.
Сумма единовременной помощи составляет 58,8 тыс. рублей, общая сумма финансовой помощи составляет 11642,4 тыс. рублей.
Району два года подряд выделен грант для поддержки районной программы развития малого и среднего предпринимательства: в 2008 году сумма гранта составила 480 тыс. рублей и в 2011 году - 13507,2 тыс.руб. Гранты использованы на создание Районного информационного бизнес-инкубатора и Производственного бизнес-инкубатора в с. Моргауши, с приобретением мебели и оборудования.
3.2. Имущественная поддержка
В соответствии с законодательством Российской Федерации оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
Субъектам малого и среднего предпринимательства Моргаушского района предоставляется в аренду муниципальное имущество по договорам аренды на базе Производственного бизнес-инкубатора в с. Моргауши на конкурсной основе.
Для размещения на базе Производственного бизнес-инкубатора с. Моргауши объявлено и проведено 5 этапов конкурсного отбора для размещения.
На 1 этап конкурсного отбора от субъектов малого предпринимательства поступило 4 заявки:
- ИП Матросов Ю.Н. - организация работы мини-цеха для изготовления эксклюзивных изображений на керамике (фотоплитки);
- ИП Ершов С.В. - организация порошковой покраски металлоизделий;
- ООО "Юлия" - производство и продажа верхней детской одежды;
- ООО "Народные промыслы" - производство чувашский терем: ландшафтное, макетное проектирование.
Протокольным решением заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок для размещения в Производственном бизнес-инкубаторе с. Моргауши Моргаушского района N 1 от 26.04.2012 г., принято решение о размещении всех субъектов малого предпринимательства, как соответствующих требованиям конкурсного отбора.
На 2 этап конкурсного отбора от субъектов малого предпринимательства поступило 3 заявки:
- ИП Бочкин С.А. - производство черенков для хозяйственных инструментов;
- ООО "Металл - строй" - производство кованных изделий;
- ООО "МастерСити" - производство швейных изделий.
Протокольным решением заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок для размещения в Производственном бизнес-инкубаторе с. Моргауши Моргаушского района N 2 от 06.06.2012 г., принято решение о размещении всех субъектов малого предпринимательства, как соответствующих требованиям конкурсного отбора.
На 3 этап конкурсного отбора от субъектов малого предпринимательства поступила 1 заявка:
- ООО "Центр" - ремонт автофургонов, осуществление услуг антикоррозийной обработки и дополнительных услуг автосервиса;
Протокольным решением заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок для размещения в Производственном бизнес-инкубаторе с. Моргауши Моргаушского района N 3 от 20.08.2012 г., принято решение о размещении 1 субъекта малого предпринимательства, как соответствующего требованиям конкурсного отбора.
На 4 этап конкурсного отбора от субъектов малого предпринимательства поступили 2 заявки, обе они были допущены, но договора аренды не подписали.
На 5 этап конкурсного отбора от субъектов малого предпринимательства поступили 2 заявки, обе они были допущены, но 1 участник договор аренды не подписал.
- ИП Яковлев Е.М. - производство пластиковых окон.
Проблемы:
- крайне пассивное отношение к данной форме поддержки;
- нежелание заниматься производством.
3.3. Информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Данное направление содействия субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в постоянном режиме.
В 2012 году субъектам малого и среднего предпринимательства были оказаны следующие виды информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации:
1) проведены 3 расширенных заседания Координационного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при главе администрации района, где обсуждены важные вопросы развития малого и среднего бизнеса в современных условиях.
2) проведено 2 обучающих семинара:
- 21 июля 2012 года совместно с ГУ "Центром занятости по Моргаушскому району";
- 19 сентября 2012 года администрация района, отделение ПФР и ИФНС.
3) проведен День малого и среднего предпринимательства в районе с участием заместителя министра экономического развития и торговли Чувашской Республики А.А. Быченкова и контрольно-надзорных органов.
4) направлены для прохождения бесплатного обучения руководители трех малых предприятий по программе "Подготовка высококвалифицированных топ-менеджеров Чувашской Республики для субъектов малого и среднего бизнеса в различных отраслях народного хозяйства".
Специалисты отдела экономики и развития АПК администрации района в целях информационной поддержки субъектов малого предпринимательства регулярно выступают в газете "Знамя Победы" по различным вопросам ведения малого и среднего бизнеса.
На сайте администрации Моргаушского района действует постоянно обновляемый баннер "Малое и среднее предпринимательство", на котором размещается аналитическая информация о фактическом состоянии развития малого предпринимательства в районе, а также нормативно-правовые акты Чувашской Республики и администрации Моргаушского района в области малого и среднего предпринимательства.
Для информационной поддержки малого и среднего бизнеса в районной администрации оформлен стенд "Поддержка малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике", который обновляется по мере поступления вновь принятых нормативных документов. В районе активно проводится политика своевременного освещения в средствах массовой информации о новых изменениях в сфере предпринимательства, малого и среднего бизнеса, всячески поддерживаются любые творческие инициативы предпринимателей.
В 2012 году при главе администрации района создан Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства, впервые проведен День Российского предпринимательства, организовано и проведение 10-летнего юбилея со дня открытия МУП "Рынок "Моргаушский".
Ежегодно представители малого и среднего предпринимательства района участвуют в республиканском конкурсе "Лучший предприниматель года". Так, в 2002 году ИП Никитин Н.И. удостоился 1 места в номинации "Лучший предприниматель года" и ИП Иванов А.А. завоевал 1 место в номинации "Лучшая идея года". В 2005 году ИП Малышев А.В. занял 1 место в номинации "Лучший предприниматель года". В 2010 году ИП Ершов А.В. завоевал 1 место в номинации "Лучший предприниматель года". В 2011 году ИП Афанасьева О.А. завоевала 1 место в номинации "Успешный старт", ИП Бычкова О.В. - в номинации "Молодой предприниматель", ИП Малова Т.В. - "Открой свое дело". Всего в течение 10 лет в данном конкурсе приняло участие более 30 представителей сферы малого и среднего бизнеса.
3.4. Муниципальные закупки.
При содействии администрации района, распорядителями бюджетных средств субъекты малого и среднего предпринимательства принимают участие в поставках продукции для муниципальных нужд. С каждым годом увеличивается количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принимающих участие в выполнении муниципального заказов, растет объем закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства продукции.
Обеспечен доступ к системе муниципальных закупок и услуг, который предусматривает размещение в обязательном порядке у субъектов малого предпринимательства не менее 10 процентов заказов на поставку продукции для муниципальных нужд.
В 2011 году в конкурсах и в других способах размещения муниципальных заказов для муниципальных нужд принимали участие более 50 субъектов малого предпринимательства, на сумму более 1,3 млн.руб.
Анализируя динамику участия субъектов малого и среднего предпринимательства в проводимых торгах, можно отметить незначительное повышение активности по сравнению с 2010 годом.
В районе приняты все меры по обеспечению доступа предприятий малого и среднего бизнеса к конкурсным процедурам. Информация о формировании, размещении и исполнении муниципального заказа является открытой и общедоступной. Полная информация о проводимых государственных и муниципальных закупках размещается в обязательном порядке в информационном бюллетене "Государственный заказ Чувашской Республики" и на официальном сайте "Государственный заказ Чувашской Республики" в сети Интернет. На сайте также размещаются информация о планируемых закупках, сведения о заключенных муниципальных контрактах и нормативная база по вопросам размещения заказов.
Табл. 2
Динамика
участия субъектов малого предпринимательства в муниципальных закупках
Млн.руб.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства |
2,3 |
26,1 |
1,3 |
2,5 |
Количество участников |
6 |
18 |
14 |
7 |
Основными проблемами являются:
1) невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия к муниципальным заказчикам;
2) сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства;
3) очень высокие требования, предъявляемые к участникам (отсутствие финансов, трудовых ресурсов и средств);
4) недобросовестное исполнение контрактных обязательств.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Моргаушском районе Чувашской Республики на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки.
Задачами Программы являются:
- совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
- развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
- формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах;
- развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления в сфере малого и среднего предпринимательства.
Решение задач определено мероприятиями Программы, изложенными в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация мероприятий Программы позволит существенно усилить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Моргаушского района Чувашской Республики, в том числе:
обеспечить увеличение прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 2,0 процентов в 2011 году до 15,0 процента в 2020 году;
увеличить:
долю работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 30,0 процента в общей численности работников организаций;
долю продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте до 26,0 процента;
долю налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 12,0 процента;
обеспечить занятость населения в сфере малого и среднего предпринимательства;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Сроки реализации Программы - 2011-2020 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы сгруппированы в следующие разделы:
1. Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики с общественными объединениями предпринимателей
Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов администрации района в сфере малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в действующие и подготовке нормативных правовых актов с использованием всех возможностей и инициативы органов местного самоуправления.
В ходе реализации мероприятий предусматривается разработка и реализация мер по проблемам малого и среднего предпринимательства, устранению административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, посредством ежеквартального анализа обращений субъектов малого и среднего предпринимательства по принципу "оперативная помощь" и выработке эффективных мер, направленных на упорядочение контрольных проверок, защиту прав и законных интересов предпринимателей, оказание правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем сотрудничества с адвокатским сообществом, созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами местного самоуправления.
В настоящее время малое и среднее предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики района и его вклад в развитие отрасли в определенной мере зависит от тесного сотрудничества между органами местного самоуправления и субъектами малого и среднего предпринимательства. В связи с этим большое значение приобретают взаимодействие органов местного самоуправления и бизнеса, дальнейшее содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития профессиональных и общественных ассоциаций и объединений предпринимателей для решения отраслевых проблем и консолидации деятельности по защите интересов. В рамках этого направления предусматривается показание содействия установлению и развитию деловых контактов предпринимателей и координации их действий, а также установлению контактов по обмену опытом между предпринимателями. Взаимодействие целесообразно осуществлять на основе заключений соглашений, договоров о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых и общественных объединений и предпринимателей с органами местного самоуправления по социально-экономическому развитию отраслей и территорий. Такая форма цивилизованных отношений предусматривает соблюдение интересов сторон и взаимную ответственность. Одной из эффективных форм взаимодействия может быть участие представителей предпринимательских кругов в рабочих группах, советах при органах местного самоуправления.
Эффективная реализация политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой проблемы привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, "круглых столов", тренингов, конкурсов по различным номинациям, а также организация единых экспозиций для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках-ярмарках, регулярное проведение Дней малого и среднего предпринимательства.
В целях выработки стратегии развития малого и среднего бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективы, получение достоверной информации в сфере малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрено проведение сплошного статистического обследования малых и средних предприятий и выработке механизма сбора информации о деятельности малых и средних предприятий.
Для обеспечения действенной защиты предпринимателей и работников малых и средних предприятий будет осуществляться комплекс мер по обеспечению безопасности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из механизмов сбора информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства становится ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.
2. Консультационная и организационная поддержка региональной системы кредитной потребительской кооперации Чувашской Республики
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относит потребительские кооперативы (в случае внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц) к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" гарантируют потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку. Потребительская кооперация выступает как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по оказанию высококачественных услуг, связанных с предоставлением займов субъектам малого предпринимательства, являющимся пайщиками кооперативов.
Мероприятиями Программы предусматриваются разработка и реализация мер по методическому, консультационному и информационному обеспечению деятельности системы кредитной потребительской кооперации Моргаушского района Чувашской Республики; подготовке и повышению квалификации кадров для кредитных потребительских кооперативов; проведению мониторинга и комплексного анализа деятельности системы кредитной потребительской кооперации Моргаушского района Чувашской Республики.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций
Особое внимание государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства должно быть направлено на содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятиями Программы предусматривается развитие венчурного финансирования инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2011 году начал свою деятельность закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики", активы которого составляют 280,0 млн. рублей.
В целях расширения деловых связей предпринимателей Моргаушского района Чувашской Республики, привлечения инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере предусмотрено ведение базы данных по малым и средним предприятиям, работающим в инновационной сфере, и осуществление мониторинга инновационных разработок субъектов малого и среднего предпринимательства для их предоставления потенциальным инвесторам.
Для вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы мероприятиями Программы предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной и организационной поддержки при оформлении патента на изобретение (полезную модель) и осуществлении сертификации изделия.
Наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности промышленного производства являются кластерные технологии, не только отражающие отраслевую специфику и приоритеты, но и тесно привязанные к условиям и стратегиям развития территорий.
4. Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Задачами Программы в данной области являются расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам посредством развития и совершенствования форм финансовой и имущественной поддержки. В рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства реализуются мероприятия по финансовой, имущественной и консультационно-правовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также подготовке и повышению квалификации кадров для малого и среднего бизнеса различных отраслей народного хозяйства.
В условиях финансового кризиса наиболее действенными являются финансовые механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день система финансовой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает 11 видов поддержки.
Программой предусмотрено постепенное внедрение новых финансовых механизмов:
с 2011 года - предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства;
с 2012 года - возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства, предоставление субсидий малым и средним предприятиям для частичной оплаты образовательных услуг.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Программой также предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно:
развитие некоммерческой организации "Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике", деятельность которой направлена на микрокредитование субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредприятий, в объеме до 1 млн. рублей сроком до 1 года, и увеличение размера ее активов на 140 млн. рублей;
создание в 2014 году Фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики в размере 200,0 млн. рублей для финансирования реализации инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
создание и развитие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации гарантийного и залогового фондов по формированию обеспечения для привлечения субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов с объемом активов в размере 160,0 млн. рублей;
пополнение активов ОАО "Лизинговая компания малого бизнеса" для финансирования договоров лизинга субъектов малого предпринимательства на 81,0 млн. рублей.
Важно, что перечисленные мероприятия являются приоритетными для финансирования из федерального бюджета и их реализация позволит привлечь в Чувашскую Республику дополнительные средства из федерального бюджета.
Программными мероприятиями также предусмотрено функционирование закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики" в размере 280,0 млн. рублей для софинансирования проектов малого предпринимательства в научно-технической сфере и Евро Инфо Корреспондентского Центра - Чувашская Республика для создания благоприятных возможностей и базы данных сбыта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на экспорт.
На 2011-2020 годы определены следующие приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике:
строительство в части жилищного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
производство потребительских товаров, сувенирной продукции с национальной символикой;
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, а также предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в части бытового обслуживания населения;
сельское хозяйство;
обрабатывающие производства в части производства пищевых продуктов.
Кроме того, поддержка будет оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты, обеспечивающие внедрение новых технологий, выпуск принципиально новой продукции, а также программы по энергосбережению.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предполагает формирование перечней имущества, находящегося в муниципальной собственности, для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также совершенствование порядка расчета годовой арендной платы путем установления льготных коэффициентов за пользование находящимися в муниципальной собственности объектами недвижимости; расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в доступе не только к государственному и муниципальному имуществу, но и к имуществу крупных предприятий путем ведения единого реестра государственного и муниципального имущества и имущества крупных предприятий, не задействованных в хозяйственном обороте.
При оказании государственной имущественной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в форме размещения в бизнес-инкубаторах, действующих на территории Чувашской Республики, приоритетными являются виды деятельности субъектов малого предпринимательства, за исключением видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства, категории которых установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства
В рамках раздела предусмотрены мероприятия по проведению семинаров по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства для руководителей и специалистов органов местного самоуправления в целях обеспечения преемственности политики поддержки малого и среднего предпринимательства на государственном и муниципальном уровнях и повышения эффективности муниципальных программ, подготовке менеджеров для субъектов малого и среднего предпринимательства различных отраслей народного хозяйства посредством повышения квалификации, разовых лекций и семинаров.
Для становления "молодежного" предпринимательства предусматриваются обучение и профессиональная ориентация молодежи, сельского населения на базе специально разрабатываемых программ, обучающих, учебно-консультативных семинаров, бизнес-встреч по вопросам малого и среднего предпринимательства.
В целях соблюдения требований законодательства о труде и совершенствования трудовых отношений, улучшения условий труда и обеспечения техники безопасности работающих в малом и среднем бизнесе будет продолжено обучение руководителей организаций малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей по вопросам охраны труда и основам трудовых отношений посредством проведения республиканских семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами малых и средних предприятий, разработки методических рекомендаций, обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются республиканский бюджет Чувашской Республики, местные бюджеты, внебюджетные источники (табл. 3).
Табл. 3
Планируемый объем финансирования Программы
Годы |
Источники и объемы финансирования, тыс. рублей |
||||
всего |
в том числе |
||||
федеральный бюджет |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||
2013 |
380,7 |
- |
375,8 |
1,4 |
3,5 |
2014 |
408,2 |
- |
403,0 |
1,5 |
3,7 |
2015 |
424,2 |
- |
418,4 |
1,7 |
4,1 |
2016 |
457,9 |
- |
451,7 |
1,8 |
4,4 |
2017 |
474,8 |
- |
468,2 |
1,9 |
4,7 |
2018 |
502,7 |
- |
495,7 |
2,0 |
5,0 |
2019 |
532,9 |
- |
525,3 |
2,2 |
5,4 |
2020 |
565,8 |
- |
557,7 |
2,4 |
5,7 |
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Средства федерального бюджета подлежат привлечению в случае установления соответствующих расходных обязательств нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
Программой предусматривается предоставление грантов для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидий.
V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчик Программы администрация Моргаушского района Чувашской Республики.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированное по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных результатов.
Исполнителями Программы являются отдел экономики и развития АПК администрации района, сельские поселения, районные службы и организации, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Отдел экономики и развития АПК администрации района осуществляет контрольные функции, позволяющие осуществить эффективное исполнение мероприятий Программы.
Исполнители основных мероприятий Программы ежегодно к 10 февраля до 2021 года представляют в отдел экономики и развития АПК администрации района информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования главы Моргаушского района.
VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве вследствие проведения мер, и затрат на реализацию этих мер.
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели, как прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Программы.
Реализация Программы позволит:
обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
развить малые и средние инновационные предприятия;
насытить товарный рынок Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;
обеспечить занятость населения;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в табл. 2.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "табл. 2" имеется в виду "табл. 4"
Табл. 4
Индикаторы
ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы
Наименование |
Значение индикатора по годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, процентов |
8,0 |
10,0 |
10,0 |
11,0 |
11,0 |
12,0 |
14,0 |
15,0 |
Доля работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников организаций, процентов |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
22,0 |
24,0 |
26,0 |
28,0 |
30,0 |
Доля продукции, (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями в валовом продукте района, процентов |
13,0 |
14,0 |
15,0 |
17,0 |
19,0 |
21,0 |
23,0 |
26,0 |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, процентов |
6,3 |
6,7 |
7,0 |
7,3 |
8,3 |
9,0 |
10,0 |
12,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.