Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 14 июня 2013 г. по делу N А79-2983/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водоканал", г. Канаш о взыскании 18 963 руб. 05 коп.,
без вызова сторон,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водоканал" о взыскании 18 963 руб. 05 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года.
Заявитель указал, что у общества имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года в общем размере 18 963 руб. 05 коп.
Управлением в адрес общества было направлено требование от 22.02.2012 N 05/16-771 об уплате задолженности со сроком исполнения до 07.03.2013. До настоящего времени указанная сумма задолженности обществом не погашена, в связи с чем заявитель просит взыскать её в судебном порядке.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.04.2013 заявление принято к производству, установлен пятнадцатидневный срок для представления ответчиком отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства лицами, участвующими в деле получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
От ответчика - документально обоснованный отзыв на заявление, доказательство его направления истцу в установленные арбитражным судом сроки не поступили.
В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно представленному ООО "Управляющая компания "Водоканал" в Управление расчёту платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду составил 18 963 руб. 05 коп., в том числе 13 руб. 29 коп. - плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ, 11 руб. 61 коп. - плата за выбросы от передвижного объекта, 4 891 руб. 75 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС, 13 282 руб. 57 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСС, 763 руб. 83 коп. - плата за сверхлимитное размещение отходов.
Указанные суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО "Управляющая компания "Водоканал" в полном объёме не погашена.
Управление направило в адрес ООО "Управляющая компания "Водоканал" требование от 22.02.2012 N 05/16-771 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 07.03.2013. Данное требование ООО "Управляющая компания "Водоканал" не исполнено, сумма задолженности не погашена.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 вышеназванного Порядка.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Расчёт платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Минприроды Российской Федерации, согласованных Минфином Российской Федерации и Минэкономики Российской Федерации. Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчётного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. При этом отчётным периодом признан календарный квартал.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определённом месте, в определённых заданных или известных условиях, в течение определённого интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах отходов до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных Временных правил следует читать как "21.07.1994"
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.04.2013 основным видом деятельности ООО "Управляющая компания "Водоканал" является распределение воды, дополнительными - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продовольственными, включая напитки, и табачные изделия; удаление и обработка сточных вод.
Следовательно, ООО "Управляющая компания "Водоканал" не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не получает прибыли от такой деятельности. Доказательства обратного суду не представлено.
Таким образом, требования заявителя в части взыскания 763 руб. 83 коп. платы за сверхлимитное размещение отходов не подлежат удовлетворению.
Доказательства уплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года в общем размере 18 199 руб. 22 коп. ООО "Управляющая компания "Водоканал" суду не представило.
Таким образом, требования Управления о взыскании с ООО "Управляющая компания "Водоканал" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года в общем размере 18 199 руб. 22 коп. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Водоканал", находящегося по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012 года в сумме 18 199 руб. 22 коп. (восемнадцать тысяч сто девяносто девять рублей двадцать две копейки).
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 июня 2013 г. по делу N А79-2983/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании