Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 7 августа 2013 г. по делу N А79-3589/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом заседании суда дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары к обществу с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н.", г. Нижний Новгород о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании представителей заявителя и ответчика,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н." о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии проведены надзорные мероприятия в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 25.01.2013 N 54 в отношении ООО "Сладкая жизнь Н.Н.", в ходе которых проверены 25 предприятий торговли, расположенных на территории Чувашской Республики.
11.03.2013 в Управление поступили протоколы лабораторных испытаний с заключениями о несоответствии пищевых продуктов, находящихся в обороте в предприятиях торговли ООО "Сладкая жизнь Н.Н.", в частности йогурта обогащенного бифидобактериями "Бифидок" ароматизированного "Клубничный", творога м.д.ж. 5,0%, варенца м.д.ж. 2,5% и торта медового с вареной сгущенкой "Ласка", требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (с изменениями от 22.07.2010) и Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, по микробиологическим показателям.
Перечисленные обстоятельства создают действительную непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и является нарушением действующего законодательства.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддерживает и приводит доводы, изложенные в заявлении. В уточнение заявленных требований просит привлечь ООО "Сладкая жизнь Н.Н." к административной ответственности за реализацию йогурта обогащенного бифидобактериями "Бифидок", творога м.д.ж. 5,0%, варенца м.д.ж. 2,5% не соответствующим требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
Представитель ООО "Сладкая жизнь Н.Н." в судебном заседании и отзывом на заявление просит отказать в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает, что факт обнаружения правонарушения имел место 03.04.2013 в день составления протокола об административном правонарушении. В этой связи трехмесячный срок привлечения общества к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ истек 03.07.2013.
Представитель заинтересованной стороны - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" в судебном заседании считает требование заявителя обоснованным.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает уточнение заявленных требований.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии от 25.01.2013 N 54 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка в отношении ООО "Сладкая жизнь Н.Н.".
11.03.2013 в Управление поступили протоколы лабораторных испытаний с заключениями о несоответствии пищевых продуктов, находящихся в обороте в предприятиях торговли ООО "Сладкая жизнь Н.Н." требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (с изменениями от 22.07.2010) и Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, по микробиологическим показателям, а именно:
1) йогурта обогащенного бифидобактериями "Бифидок" ароматизированного "Клубничный" м.д.ж. 2,5% ЗАО "Сернурский сырзавод" (Республика Марий Эл, п. Сернур), изготовленного 19.02.2013 и сроком годности 7 суток при температуре +4°С плюс/минус 2°С не соответствует по микробиологическим показателям, а именно в 0,1 пробы продукта обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе "не допускаются в 0,1
".
Указанные нарушения выявлены 01.03.2013, что находит свое подтверждение протоколом лабораторных испытаний от 01.03.2013 N П-272-П-2013 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии";
2) творога м.д.ж. 5,0% ОАО "Моргаушский молочный завод" (Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши), изготовленного 19.02.2013, сроком годности 5 суток, не соответствует по микробиологическим показателям, а именно в 0,01 пробы продукта обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе "не допускаются в 0,01
".
Указанные нарушения выявлены 01.03.2013, что находит свое подтверждение протоколом лабораторных испытаний от 01.03.2013 N П-221-П-2013 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии";
3) варенца м.д.ж. 2,5% ОАО "Моргаушский молочный завод" (Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши), изготовленного 19.02.2013, сроком годности 5 суток, не соответствует по микробиологическим показателям, а именно в 0,1 пробы продукта обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе "не допускается в 0,1
".
Указанные нарушения выявлены 01.03.2013, что находит свое подтверждение протоколом лабораторных испытаний от 01.03.2013 N П-222-П-2013 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии".
По данному факту Управлением в отношении ООО "Сладкая жизнь Н.Н." составлен акт проверки от 11.03.2013 N 54.
По итогам проверки 03.04.2013 Управлением в отношении ООО "Сладкая жизнь Н.Н." составлен протокол об административном правонарушении N 502, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд находит, что административным органом не было допущено нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола общество было надлежащим образом уведомлено письмом от 11.03.2013 N 04/1535, которое было получено им 19.03.2013, о чем свидетельствует уведомление о вручении.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В части 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" также закреплено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Требования технического регулирования молока и молочной продукции, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, а также процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент).
В статье 4 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" N 88-ФЗ дано понятие йогурт - кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведенный с использованием смеси заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки;
варенец - кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания молока и (или) молочных продуктов, предварительно стерилизованных или подвергнутых иной термической обработке при температуре 97 градусов Цельсия плюс-минус 2 градуса Цельсия с использованием заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков - до достижения характерных органолептических свойств;
творог - кисломолочный продукт, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и методов кислотной или кислотно-сычужной коагуляции белков с последующим удалением сыворотки путем самопрессования, прессования, центрифугирования и (или) ультрафильтрации.
В приложении N 8 к Федеральному закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" установлены предельные уровни содержания микроорганизмов в молочных продуктах, согласно которому не допускается содержание БГКП (колиформы): в кисломолочных продуктах, в том числе йогурт, со сроком годности более 72 часов - 0,1 см3.
Согласно приложению N 4 к Федеральному закону "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" в твороге, творожной массе, творожных продуктах, продуктах на их основе со сроком годности более 72 часов не допускается содержание БГКП (колиформы) 0,01 см3.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что по результатам проведенных экспертиз ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" составлены протоколы лабораторных испытаний от 01.03.2013 NN П-272-П-201N, П-222-П-2013, П-221-П-2013. Из приведенных документов следует, что проба продукции - йогурта обогащенного бифидобактериями "Бифидок" ароматизированного "Клубничный" м.д.ж. 2,5% ЗАО "Сернурский сырзавод" (Республика Марий Эл, п. Сернур), изготовленного 19.02.2013 и сроком годности 7 суток при температуре +4°С плюс/минус 2°С не соответствует по микробиологическим показателям, а именно в 0,1 см3 пробы продукта обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе "не допускаются в 0,1 см3";
проба продукции - варенца м.д.ж. 2,5% ОАО "Моргаушский молочный завод" (Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши), изготовленного 19.02.2013, сроком годности 5 суток, не соответствует по микробиологическим показателям, а именно в 0,1 см3 пробы продукта обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе "не допускается в 0,1 см3",
проба продукции - творога м.д.ж. 5,0% ОАО "Моргаушский молочный завод" (Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Моргауши), изготовленного 19.02.2013, сроком годности 5 суток, не соответствует по микробиологическим показателям, а именно в 0,01 см3 пробы продукта обнаружены БГКП (колиформы) при гигиеническом нормативе "не допускаются в 0,01 см3".
Факт нарушения ООО "Сладкая жизнь Н.Н." приведенных обязательных требований подтверждается актом проверки от 11.03.2013 N 54, протоколами отбора образца пищевого продукта от 20,02.2013, от 21.02.2013, протоколами лабораторных испытаний от 01.03.2013 NN П-272-П-201N, П-222-П-2013, П-221-П-2013, протоколом об административном правонарушении от 03.04.2013 N 502, заключениями к протоколу лабораторных испытаний от 13.03.2013.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также тот факт, что обществом не были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм Технического регламента.
Суд считает, что указанное административное правонарушение нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный нормативными правовыми актами обязательный порядок общественных отношений в сфере защиты прав потребителей, носят существенный характер, поскольку в конечном отношении влияют на качество и безопасность пищевых продуктов, на жизнь и здоровье потребителей. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения и само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
При назначении административного наказания арбитражный суд, учитывая характер совершенного правонарушения, считает возможным назначить ООО "Сладкая жизнь Н.Н." административное наказание в минимальном размере штрафа в сумме 100 000 руб.
На момент рассмотрения дела годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью "Сладкая жизнь Н.Н.", находящееся по адресу: г. Нижний Новгород, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей (сто тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии), банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР Банка России, назначение платежа - административный штраф.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 7 августа 2013 г. по делу N А79-3589/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании