Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 14 августа 2013 г. по делу N А79-4587/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "БАЙКАЛ" о взыскании 9 856 руб. 36 коп.,
установил:
Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии или истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "БАЙКАЛ" (далее - ООО "БАЙКАЛ", Общество или ответчик) о взыскании суммы компенсации ущерба по акту N 5-254 от 14.08.2012 в размере 9 856 руб. 36 коп.
Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе осуществления весового контроля на 111 км автодороги "Чебоксары - Сурское" было выявлено превышение осевой нагрузки при перевозе груза транспортным средством - автомобилем FREIGHTLINER COLUMBIA с полуприцепом GRAY ADAMS-3FL, принадлежащими Обществу, под управлением водителя Леонтьева Г.П., по маршруту движения г. Саранск - г. Новочебоксарск (пройдено расстояние по автомобильным дорогам Чувашской Республики - 212 км), при отсутствии специального разрешения, о чем 14.08.2012 был составлен акт N 5-254. По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок, а именно: превышение нагрузки на 5 ось составило 1,87 тонн (при допустимой 7,0 тонн фактическая составила 8,87 тонн); на 6 ось - 1,43 тонн (при допустимой 7,0 тонн фактическая составила 8,43 тонн).
В соответствии с расчетом размера вреда сумма за провоз тяжеловесного груза составила 9 856 руб. 36 коп. Указанную сумму истец просит взыскать с ответчика принудительно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "БАЙКАЛ" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления весового контроля на передвижном пункте весового контроля на 111 км автодороги "Чебоксары-Сурское" сотрудником службы весового контроля КУ "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии совместно с сотрудником УГИБДД МВД по ЧР было выявлено превышение осевой нагрузки при перевозе груза транспортным средством - автомобилем FREIGHTLINER COLUMBIA с полуприцепом GRAY ADAMS-3FL, принадлежащими Обществу, под управлением водителя Леонтьева Г.П., по маршруту движения г. Саранск - г. Новочебоксарск, при отсутствии специального разрешения, о чем 14.08.2012 был составлен акт N 5-254. Акт составлен в присутствии водителя Леонтьева Г.П., им подписан без возражений, выдан водителю автотранспортного средства.
По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок, а именно: превышение нагрузки на 5 ось составило 1,87 тонн (при допустимой 7,0 тонн фактическая составила 8,87 тонн); на 6 ось - 1,43 тонн (при допустимой 7,0 тонн фактическая составила 8,43 тонн).
Размер нанесенного автомобильной дороге ущерба составил 9 856 руб. 36 коп. Обществу направлено уведомление от 05.09.2012 о возмещении в добровольном порядке нанесенного ущерба. Данное уведомление Обществом получено 13.09.2012.
Общество в установленный в уведомлении срок сумму нанесенного ущерба не погасило.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 части 3 статьи 31 названного Федерального закона
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 указанного Федерального закона).
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пункт 2 указанных Правил устанавливает, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 N 77 "О вопросах движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" утверждены Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, в таблице 2 которых установлены размеры вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Кроме этого, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 N 132 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дорога "Чебоксары - Сурское" (до границы Ульяновской области) является дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 N 586 на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике созданы передвижные пункты весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. При этом установлено, что взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается КУ "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии, переименованное в КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2012 N 300.
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Данные показатели определения размера платы в счет возмещения вреда, которые рассчитываются применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, отражены в формуле согласно пункту 6 указанных Правил.
Проверив расчет размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на соответствие пункту 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, суд находит его соответствующим законодательству.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось с использованием средства измерения - весы автомобильные ВА-15С с заводскими номерами 1812, 1813, которые прошли поверку, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о поверке N 184171, 184174 соответственно, сроком действия с 21.02.2012 до 21.02.2013.
В связи с изложенным возражения Общества, содержащиеся в отзыве, признаются судом необоснованными.
В этой связи, следует признать обоснованным взыскание с Общества компенсации ущерба автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в размере 9 856 руб. 36 коп.
Пунктом 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.1996 (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.1996 N 1146), установлено, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в данной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
Доказательств наличия у Общества на момент осуществления перевозки груза специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Бремя по доказыванию соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в силу статей 8, 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на ответчика (перевозчика).
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны, в том числе, предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данная обязанность корреспондирует положениям пункта 2.1.1 Правил дорожного движения.
Таким образом, принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания платы с Общества, как владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесные грузы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N 22-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Обязательность производить плату за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью "БАЙКАЛ", расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, в пользу Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 9 856 руб. 36 коп. (Девять тысяч восемьсот пятьдесят шесть руб. 36 коп.) в возмещение ущерба, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 августа 2013 г. по делу N А79-4587/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании