Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 20 мая 2013 г. по делу N А79-1941/2013
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в лице Территориального отдела в городе Шумерля, г. Шумерля Чувашской Республики к индивидуальному предпринимателю Тарасовой Т.В., г. Шумерля Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в лице Территориального отдела в городе Шумерля (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в городе Шумерля, Территориальный отдел) обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Тарасовой Т.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что 11.03.2013 при проведении плановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Тарасовой Т.В., осуществляющего деятельность по адресу: г. Шумерля Чувашской Республики, выявлено нарушение обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам лабораторных испытаний установлено, что проба игрушки для детей - шариков воздушных для детей старше 3-х лет, изготовитель "PANAWEALTH INTERNATIONAL HOLDINGS LIMITED" CHINA, импортер ООО "Спортэлемент", г. Москва, продавец ООО "ТД "Лэрри Тойс", г. Москва по органолептическим показателям не соответствует подразделу 3 "Игрушки, игры, спортивный инвентарь, их части и принадлежности, пасты для лепки" раздела 2 Требований безопасности к товарам детского ассортимента главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Так, запах образца игрушки в естественных условиях имеет очень сильную неприятную интенсивность в 5 баллов при норме 2 баллов для игрушек, предназначенных детям старше 3 лет. Кроме того, привкус водной вытяжки игрушки имеет слабую интенсивность в 2 балла при норме для игрушки, контактирующей с полостью рта не более 1 балла.
По указанным обстоятельствам 11.03.2013 должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в городе Шумерля в отношении индивидуального предпринимателя Тарасовой Т.В. составлен протокол N 109 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отзывом на заявлении индивидуальный предприниматель Тарасова Т.В. требования Территориального отдела не признает.
Указывает, что воздушные шарики в количестве 2 упаковок по 36 шариков был получены 17.12.2012 от индивидуального предпринимателя Орешина С.В. вместе с сертификатами соответствия со сроком действия с 12.04.2012 по 12.04.2013. В этой связи индивидуальный предприниматель полагал, что шарики воздушные полностью соответствовали всем требованиям, предъявляемым к такого рода товарам, и сомнений в качестве воздушных шариков не было.
Во исполнение предписания от 11.03.2013 N 29/1 о прекращении нарушений прав потребителей воздушные шарики в присутствии специалиста-эксперта Территориального отдела были уничтожены. При этом ни один шарик воздушный продан не был, в связи с чем индивидуальный предприниматель Тарасова Т.В. просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, поскольку суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Тарасова Т.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальный предприниматель Тарасова Т.В. осуществляет деятельность по розничной торговле вне магазинов, а также оптовую торговлю непродовольственными потребительскими товарами, розничную торговлю в неспециализированных магазинах и прочую розничную торговлю в специализированных магазинах. При проведении в период с 11.02.2013 по 11.03.2013 плановой выездной проверки индивидуального предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность по адресу: г. Шумерля Чувашской Республики, было выявлено нарушение обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам лабораторных испытаний установлено, что проба игрушки для детей - шариков воздушных для детей старше 3-х лет, изготовитель "PANAWEALTH INTERNATIONAL HOLDINGS LIMITED" CHINA, импортер ООО "Спортэлемент", г. Москва, продавец ООО "ТД "Лэрри Тойс", г. Москва по органолептическим показателям не соответствует подразделу 3 "Игрушки, игры, спортивный инвентарь, их части и принадлежности, пасты для лепки" раздела 2 Требований безопасности к товарам детского ассортимента главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Так, запах образца игрушки в естественных условиях имеет очень сильную неприятную интенсивность в 5 баллов при норме 2 баллов для игрушек, предназначенных детям старше 3 лет. Кроме того, привкус водной вытяжки игрушки имеет слабую интенсивность в 2 балла при норме для игрушки, контактирующей с полостью рта не более 1 балла.
По результатам проверки с участием индивидуального предпринимателя Тарасовой Т.В. 11.03.2013 составлен протокол N 109 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Указанной нормой Кодекса установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением, в том числе, санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В протоколе об административном правонарушении индивидуальному предпринимателю вменено в вину нарушение требований Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые санитарные требования).
Данные Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (пункт 1.2).
В этой связи следует признать, что Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в городе Шумерля правильно квалифицировал выявленное нарушение.
Весте с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
При этом статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
В ходе проверки был произведен отбор образцов игрушек из полимерных материалов, оформленный протоколом от 11.02.2013.
Согласно заключению от 28.02.2013 N Н-50-П-2013 по оценке результатов лабораторных испытаний установлено, что проба игрушки - шарика воздушного для детей старше 3-х лет, изготовитель "PANAWEALTH INTERNATIONAL HOLDINGS LIMITED" CHINA, импортер ООО "Спортэлемент", г. Москва, продавец ООО "ТД "Лэрри Тойс", г. Москва, по органолептическим показателям не соответствует подразделу 3 "Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам детского ассортимента (Раздел 2 Главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Пунктом 3.1.1 названного подраздела 3 предусмотрено, что интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей до 3 лет и игрушек, контактирующих с полостью рта, не должна превышать 1 балла.
Интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов.
Согласно пункту 1.1 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) данные Единые санитарные требования разработаны в целях реализации положений Соглашения таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, в соответствии с Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11.12.2009 N 28.
Абзацем третьим статьи 2 названного Соглашения предусмотрено, что применяемые на таможенной территории таможенного союза Единые санитарные требования действуют до принятия технических регламентов Евразийского экономического сообщества на данный вид подконтрольных товаров.
С 01.07.2012 вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 в рамках ЕврАзЭС (далее - ТР ТС 008/2011), в пункте 3.1 статьи 4 которого указано, что игрушки по органолептическим показателям гигиенической безопасности должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к данному техническому регламенту Таможенного союза.
Пунктом 2.1 Требований гигиенической безопасности игрушек в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности игрушек" (приложение N 2 к ТР ТС 008/2011) установлено, что интенсивность запаха игрушки в естественных условиях и водной вытяжке не должна превышать 1 балла в игрушках, предназначенных для детей до 1 года, 2 баллов - для детей старше 1 года.
Интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов.
Кроме того, названным решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 был утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011).
Исходя из пункта 1 названного Перечня, соблюдение требований пункта 3.1 статьи 4 ТР ТС 008/2011 обеспечивается добровольным применением стандарта ГОСТ 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".
Согласно пункту 2.29 Межгосударственного стандарта ГОСТ 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.1990 N 2330, уровень запаха игрушек или деталей, изготовленных из резины и полимерных материалов, для детей в возрасте до одного года должен быть не более 1 балла, для детей в возрасте старше одного года - не более 2 баллов.
Индивидуальный предприниматель Тарасова Т.В. представила в материалы дела копию сертификата соответствия Таможенного союза со сроком действия с 12.04.2012 по 12.04.2013. Данный сертификат подтверждает, что производимые компанией "PANAWEALTH INTERNATIONAL HOLDINGS LIMITED" CHINA, импортер ООО "Спортэлемент", г. Москва, продавец ООО "ТД "Лэрри Тойс", г. Москва игрушки и игровые центры из ПВХ, в том числе надувные для детей старше 3-х лет с маркировкой "PANA WEALTH" соответствуют ГОСТу 25779-90, в том числе его пункту 2.29, а также Единым санитарным требованиям.
При составлении протокола от 11.03.2013 N 109 индивидуальный предприниматель Тарасова Т.В. пояснила, что у нее имеются сопроводительные документы на товар с указанием номера сертификата, однако Территориальный отдел ни в акте проверки от 11.03.2013 N 29, ни в самом протоколе не дало оценку данному обстоятельству.
Вместе с тем, пунктом 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ТС 008/2011, до дня вступления в силу ТР ТС 008/2011, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15.02.2014. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Поскольку ТР ТС 008/2011 вступил в силу с 01.07.2012, а сертификат соответствия начал действовать с 12.04.2012, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Тарасова Т.В. своими действиями (бездействием) не допустила нарушения требований ГОСТа 25779-90, ТР ТС 008/2011 и Единых санитарных требований.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанность по доказыванию которой возложена по смыслу статьи 1.5 КоАП РФ на административный орган.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в городе Шумерля не доказано, что не соответствие воздушных шариков по органолептическим показателям установленным на территории Таможенного союза требованиям допущены индивидуальным предпринимателем, а также что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения требований государственного стандарта и Единых санитарных требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует об отсутствии вины в действиях индивидуального предпринимателя.
При этом в протоколе об административном правонарушении, а также в заявлении Территориальным отделом не указано, какой именно контроль (какие меры) должен осуществлять предприниматель, каким нормативным правовым актом предусмотрен такой контроль, в каких конкретно действиях он должен выражаться.
В сфере публично-правовых отношений обязанность (ее содержание), за неисполнение которой следует юридическая, в частности административная, ответственность, должна быть четко определена в конкретном нормативном правовом акте, а неисполнение указанной обязанности должно быть однозначно доказано административным органом.
Не соблюдение производителем принятых на себя обязательств по выполнению Единых санитарных требований Таможенного союза не может нести негативные последствия для продавца продукции.
Кроме того суд учитывает, что после проведения проверки и во исполнение предписания от 11.03.2013 N 29/1 о прекращении нарушений прав потребителей воздушные шарики были уничтожены, что Территориальным отделом не опровергнуто.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что вина индивидуального предпринимателя во вменяемом ему правонарушении заявителем не доказана.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике о привлечении индивидуального предпринимателя Тарасовой Т.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, следует отказать.
Руководствуясь статьями 202-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в лице Территориального отдела в городе Шумерля, г. Шумерля Чувашской Республики отказать в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Тарасовой Т.В., г. Шумерля Чувашской Республики к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 мая 2013 г. по делу N А79-1941/2013 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании