Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 июля 2008 г. N 3-45/08
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "14" июля 2008 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании ст.ст. 1, 2 в части, ст. 7. п. 1, п. 8 ч. 1 ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" З N 59-1 от 23 мая 1995 года противоречащими федеральному законодательству и недействующими, суд установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании ст.ст. 1, 2 в части, ст. 7, п. 1, 8 ч. 1 ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" З N 59-1 от 23 мая 1995 года (далее - Закон РС(Я) N 59-1) противоречащими федеральному законодательству и недействующими, мотивируя тем, что указание в отдельных нормах Закона РС (Я) N 59-1 на государственную политику Республики Саха (Якутия) в области образования противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (далее - Закон РФ N 3266-1), поскольку ч. 1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1, предоставляющая органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по определению и осуществлению политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации, с 1 января 2008 года утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Часть 1 статьи 28 Закона РФ N 3266-1 относит разработку и реализацию государственной политики в области образования к полномочиям федеральных органов государственной власти. Из содержания ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" и ч. 1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1 следует, что в сфере образования всеми субъектами РФ должна осуществляться единая государственная политика Российской Федерации. Таким образом, субъектом Российской Федерации не может проводиться самостоятельная государственная политика в области образования, в том числе и не противоречащая политике Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые положения Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" З N 59-1 от 23 мая 1995 года, содержащие указание на "государственную политику Республики Саха (Якутия) в сфере образования" противоречат федеральному законодательству. В подтверждение данного вывода заявитель также ссылается на установленные Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ единые федеральные государственные образовательные стандарты, исключившие понятие "регионального (национально-регионального) компонента". В этой связи ст. 7 Закона РС (Я) N 59-1, посвященная региональному (национально-региональному, компоненту государственных образовательных стандартов, вступает в противоречие с действующим федеральным законодательством.
На судебном заседании прокурор Р. требование поддержала в части оспаривания ст.ст. 1, 2 и 7 Закон РС (Я) N 59-1, суду пояснила, что ст. 30 Закона РС (Я) N 59-1 приведена в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, представила определение Верховного суда Российской Федерации от 11 июня 2008 года, которым решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2008 года по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим п. 2.1 Положения о Министерстве образования РС (Я), утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) N 351 от 16 августа 2007 года в части, предусматривающей разработку и реализацию государственной политики РС (Я) в области образования, оставлено без изменения, а жалоба Правительства РС (Я) без удовлетворения. Верховный суд РФ не нашел оснований для отмены решения Верховного суда РС (Я), указав, что полномочие по определению о осуществлению государственной политики в области образования у субъектов РФ изъято федеральным законом с 1 января 2008 года, в то время как РФ определяет и осуществляет единую политику в области образования на всей территория РФ.
Представитель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) И. с заявлением не согласен, суду пояснил, что сфера образования находится в совместном ведении РФ и её субъектов, которые осуществляют комплекс мер, направленных на реализацию государственной политики, просит в заявлении отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Ст.ст. 1, 2 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" З N 59-1 от 23 мая 1995 года посвящены соответственно "государственной политике Республики Саха (Якутия) в области образования" и "принципам государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования".
Статья 7 Закона РС (Я) N 59-1 регулирует содержание, порядок установления органами государственной власти регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов.
Между тем, в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями) Российская Федерация определяет и осуществляет единую политику в области образования на всей территории Российской Федерации.
Подпунктом "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции РФ).
Законодательное разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в области образования закреплено Законом РФ N 3266-1.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Закона РФ N 3266-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года) формирование и осуществление федеральной политики в области образования подлежало ведению Российской Федерации в лице её федеральных органов государственной власти и органов управления образованием.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 29 Закона РФ N 3266-1 определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации также находилось в ведении субъектов РФ.
С 1 января 2008 года редакция указанных правовых норм Закона РФ "Об образовании" изменена на основании ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
При этом пп. 1 п. 1 ст. 28 в новой редакции предусматривает, что разработка и реализация государственной политики в области образования относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, а пп. 1 п. 1 ст. 29 признан утратившим силу с 1 января 2008 года.
Установленная статьями 28 и 29 Закона РФ N 3266-1 компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом, что закреплено п. 1 ст. 30 указанного закона.
Поскольку полномочие по определению и осуществлению государственной политики в области образования у субъектов РФ изъято федеральным законодателем с 1 января 2008 года, то с этого времени оспариваемые положения ст.ст. 1, 2 и 7 Закон РС (Я) N 59-1 вступили в противоречие с федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, суд находит ст.ст. 1, 2 в части употребления слов "государственная политика Республики Саха (Якутия)" и 7 Закона РС (Я) N 59-1 противоречащими федеральному законодательству.
В развитие противоречащих федеральному законодательству положений ст.ст. 1, 2, 7 Закона РС (Я) N 59-1 пунктами 1, 8 ч. 1 ст. 30 Закон РС (Я) N 59-1 определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования, а также установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов было отнесено к полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области образования. Однако Законом Республики Саха (Якутия) 17.04.2008 558-З N 7-IV "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об образовании" в Закон РС (Я) N 59-1 были внесены изменения, тем самым ст. 30 Закона РС (Я) N 59-1 была приведена в соответствие с федеральным законодательством. Тем не менее, по смыслу ч. 2 ст. 252 ГПК РФ в делах, возникающих из публичных правоотношений, суд не может быть связан фактом утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом при разрешении дела. В соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы не допустимо.
При таких обстоятельствах, требования Прокурора РС (Я) обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ.
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст.ст. 1, 2 в части употребления слов "государственная политика Республики Саха (Якутия)", ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" З N 59-1 от 23 мая 1995 года, п. 1, п. 8 ч. 1 ст. 30 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" З N 59-1 от 23 мая 1995 года (редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007).
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 июля 2008 г. N 3-45/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был