Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Якутской городской Думы
от 16 декабря 2008 г. N РЯГД-12-2
Муниципальная целевая программа
Городского округа "Город Якутск" "Онкология на 2009 - 2013 годы"
Паспорт
муниципальной целевой программы "Онкология на 2009 - 2013 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Онкология на 2009 - 2013 годы" |
Дата утверждения программы |
"16" декабря 2008 года |
Заказчик-координатор Программы |
Окружная администрация города Якутска |
Основные разработчики Программы |
Комитет здравоохранения Окружной администрации города Якутска |
Цели и задачи Программы |
Цель Снижение общей заболеваемости и одногодичной летальности среди больных злокачественными заболеваниями Задачи: I. Своевременное и раннее выявление больных с факторами риска и онкологическими заболеваниями, диспансеризация пациентов. II. Первичная и вторичная профилактика рака. |
Сроки реализации Программы |
2009 - 2013 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- дополнительное оснащение городского онкологического кабинета ультразвуковыми датчиками для ультразвукового аппарата для ректального и вагинального исследований, партитивным# ультразвуковым аппаратом, криодеструктором; - приобретение расходных материалов, медикаментов для обеспечения экспресс-диагностики онкомаркеров и профилактических мероприятий; - повышение квалификации врачей |
Заказчик-исполнитель Программы |
Комитет здравоохранения Окружной администрации города Якутска |
Объем и источники финансирования |
Всего на 2009 - 2013 годы - тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 0 тыс. руб. республиканский бюджет - 0 тыс. руб. муниципальный бюджет - 12 609,75 тыс. руб. (объем средств может корректироваться в зависимости от динамики потребительских цен и возможностей соответствующих бюджетов) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- раннее выявление онкологических заболеваний среди населения г. Якутска и его пригородов - снижение одногодичной летальности от злокачественных заболеваний; - снижение и стабилизация основных показателей уровня заболеваемости |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
снижение: заболеваемости онкопатологией на 100 тыс. населения: 2009 - 2011 гг. - с 240 до 228, 2012 - 2013 гг. - с 221 до 215 одногодичной летальности: 2009 - 2011 гг. - с 41,0 % до 40,5 %; 2012 - 2013 гг. - с 39,2 % до 38 %. повышение охвата населения вакцинацией против рака шейки матки: 2009 - 2011 гг. - 0 % до 5 % 2012 - 2013 гг. - 9,8 % - 13 % ранней диагностики онкологических заболеваний: 2009 - 2011 гг. - 39,5 % до 40,2 % 2012 - 2013 гг. - 41,2 % - 48,6 % |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией программы осуществляется Якутской городской думой#, Окружной администрацией города Якутска в порядке, установленном для контроля за реализацией муниципальных целевых программ |
Введение
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Несмотря на все успехи лечения и профилактики злокачественных опухолей, распространенность их не сокращается. В мире ежегодно поражается около 12 млн. человек. Этому способствуют не только генетическая предрасположенность значительной части пациентов, вредные привычки (курение, злоупотребление алкоголя, нерегулярное питание, потребление острой пищи, психоэмоциональный стресс, неразборчивое употребление лекарственных препаратов и так далее), но и интенсивное загрязнение окружающей среды. На сегодняшний день, в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) действуют следующие нормативные документы по поддержке онкологических больных это основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г, 20 декабря 2000 г., 10 сентября, 27 февраля, 30 июня 2003 г.) статья 8; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; Решение Коллегии Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 17.12.2002 г. N 5 "О состоянии организации онкологической помощи населению республики и мерах по ее улучшению", в связи с разграничением полномочий в рамках 131-ФЗ, специализированная онкологическая помощь стала менее доступной для столичных жителей, что явилось основанием для разработки муниципальной целевой программы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки:
дату Федерального закона от 20 декабря 2000 г. следует читать как "от 2 декабря 2000 г.";
дату Федерального закона от 10 сентября 2003 г. следует читать как "от 10 января 2003 г."
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В последние годы в Республике Саха (Якутия) отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями. На онкологическом учете в 2007 г. по Республике Саха (Якутия) состоит 8146 человек (6397 человек в 2003 г.), (0,9 % от всего населения), по г. Якутску - 3265 (2621 в 2003 г. - 1,2 %). Ежегодно увеличивается число впервые выявленных злокачественных новообразований у 1877 человек - по PC (Я), в том числе по г. Якутску - 560.
Заболеваемость онкопатологией по г. Якутску с 1990 г. к 2007 г. увеличилась в 1,4 % (со 171,3 до 239,6 на 100 тыс. населения). В структуре заболеваемости первое место занимает рак легкого (14,0 %), второе место - рак молочной железы (13,5 %), третье место - рак желудка (10,8 %), четвертое место - рак шейки матки (9,4 %). Среди впервые заболевших лиц мужчины составляют 48,8 %, женщины - 51,2 %. В структуре детской заболеваемости на первом месте - заболевания лимфатической и кроветворной систем, на втором - опухоли головного мозга. Наибольший удельный вес в структуре онкозаболеваемости среди женщин имеют злокачественные новообразования органов репродуктивной системы (рак шейки матки на втором месте), которые составляют 16 % от всех онкозаболеваний у женщин.
Город Якутск и пригороды с населением 208,4 тысяч человек является центром Республики Саха (Якутия). Онкологическая помощь в г. Якутске была представлена онкологическим кабинетом с наличием 1 врача-онколога в городской поликлинике N 1 общего профиля. При таком представительстве городской онколог не мог обеспечить в амбулаторных условиях полного обслуживания всего города с пригородом, планомерной работы по выявлению злокачественных новообразований, необходимого объема и качества диагностики, систематического динамического наблюдения за группой повышенного онкологического риска и онкологическими больными и не оказывал лечебно-консультативной помощи. Такая организация работы не обеспечивала также преемственности с врачами общей лечебной сети всех поликлиник города и с республиканским онкологическим диспансером.
Основанием для реорганизации онкологической помощи г. Якутска явилась нарастающая численность населения города (224,1 тыс. человек в 1990 г., 252,0 тыс. человек в 2003 г., 280,4 тыс. человек в 2008 г), напряжение онкологической ситуации в городе (интенсивный показатель заболеваемости увеличился с 171,3 %оо# в 1990 г. до 197,6 %оо# в 2003 г.,) и необходимость совершенствования лечебно-профилактической помощи онкологическим больным в амбулаторных условиях.
Анализ медико-демографической характеристики и экологической ситуации в г. Якутске, изучение заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований, в помощь республиканскому онкологическому диспансеру привело к необходимости создания централизованного городского онкологического отделения с дневным стационаром на базе поликлиники N 1, чтобы приблизить максимально для населения г. Якутска лечебно-профилактическую помощь, приближенной к естественным условиям пациента, рационального использования кадров и лечебно-диагностических возможностей поликлиник муниципальных учреждений здравоохранения.
С открытием централизованного городского онкологического отделения в 2003 г. коллектив (5 специалистов) квалифицированных специалистов стал гораздо действенное#, эффективнее работать: увеличилось количество посещений (с 30 до 86,3 %), увеличился объем медицинских услуг, что привело к улучшению ранней диагностики (с 27,2 % в 2003 г. до 39,5 % в 2007 г.).
Увеличилась доля городских онкологических больных, получивших своевременно специализированное лечение в условиях Якутского республиканского онкологического диспансера с 31,5 % до 2003 г. до 76,0 % в 2007 г. Соответственно уменьшилась одногодичная летальность с 49,7 % в 2003 г. до 41,0 % в 2007 г.
Злокачественная опухоль в силу различных причин может появиться внезапно, без прямого воздействия канцерогенных факторов и без четко определяемых предшествующих неопухолевых изменений. Однако опыт экспериментальной и клинической онкологии говорит о том, что это не правило, а скорее исключение. На опыте раннего выявления рака в достаточной мере соответствует данным эксперимента и подтверждает, что злокачественная опухоль возникнет преимущественно на фоне специфических нарушений структуры органов (фоновые процессы).
Соответственно, своевременное выявление предопухолевых изменений позволяет в клинике прогнозировать события и с определенной долей вероятности предсказать малигнизацию.
Следовательно, имеются несомненные основания для совершенствования организации профилактической онкологической помощи населению Республики Саха (Якутия) и г. Якутска. На современном этапе необходимо уделить большое внимание улучшению оказания первичной, вторичной и третичной профилактики на уровне реабилитации населения к онкологической патологии. Основные усилия медиков и всего общества должны быть направлены на защиту и повышение здоровья здоровых, а не только на лечение больных.
Эффективность решения задач по организации профилактической онкологической помощи г. Якутска зависит от разработки и реализации целевой городской программы по онкологии, ее принятия и финансирования на уровне соответствующих органов. В настоящее время основным организационным моментом для внедрения профилактической противораковой программы является сохранение и оснащения# дополнительным оборудованием централизованного городского онкологического отделения г. Якутска, приобретение вакцины для профилактики рака шейки матки, профобразования специалистов.
Еще в июне 1983 года было принято решение ежегодной диспансеризации всего населения страны, в которой имеются два основных этапа:
1. Профилактические осмотры для выявления лиц, подлежащих диспансерному наблюдению.
2. Проведение мероприятий, направленных на оздоровление онкологических больных.
Любые мероприятия по ранней диагностике рака могут быть эффективными только в том случае, если они носят массовый характер, если этими мероприятиями охватывается значительная или большая часть населения и обладающими, достаточно разрешающей способностью.
С открытием централизованного городского онкологического отделения (рис 1) появилась возможность улучшить профилактическую противораковую помощь: выезд на предприятия города и пригорода (врачебной бригады в составе маммолога, онкогинеколога, врача ультразвуковой диагностики, эндоскописта), средние учебные заведения, участие в ежегодных Ярмарках Здоровья.
Массовые профилактические осмотры должны способствовать увеличению продолжительности жизни больных и снижению смертности населения от данной конкретной формы рака.
Одним из путей снижения смертности от злокачественных новообразований в настоящее время считается скрининг - выявление асимптомного рака путем массовых профилактических осмотров здорового населения. Существуют различные варианты скрининга: анкетирование, маммографический, ультразвуковой и др. Результатом включения маммографии в программу скрининга, как в большинстве развитых стран, явилось увеличение выявляемости рака молочной железы и диагностики ранних стадий. Кроме того, определен этиологический фактор развития рака шейки матки - вирус папилломы человека. Тем самым определились пути профилактики данного заболевания. Сегодня во всем мире используется вакцина против вируса папилломы человека. И, возможно, такая вакцинация станет обыденной, как прививка против кори.
Таким образом, для рационального использования бюджетных средств необходимо улучшить профилактические мероприятия ранней диагностики и вакцинопрофилактики злокачественных новообразований для дальнейшего развития и обеспечения качества лечения онкологических больных.
Основной мотив предложенной работы состоит в том, что необходима оптимизация организационной и функциональной структуры самостоятельного профилактического онкологического подразделения совместно с Якутским республиканским онкологическим диспансером, с общей лечебной сетью в части профилактики и лечения рака. Региональные профилактические программы противораковых мероприятий должны представлять собой интегрированный комплекс всех задач профилактики рака, ориентироваться на многофакторное воздействие внешней среды, включая и деятельность органов здравоохранения, правительства, органы местного самоуправления, а также прогноз онкологической ситуации.
Рисунок 1. Алгоритм комплексных профилактических мероприятий по онкологии
/---------\
|население|
\---------/
-------------------------------------------------------------------------\
Кабинеты приема Мунипуляционная Процедурная Дневной стационар |
| | | |
Централизованное городское онкологическое отделение
|
/------------------\ /-------------------------\ /---------------\
|Группа повышенного| |Диагностика уровни | |Злокачественное|
|риска, фоновые и |----|профилактики: |---|новообразование|
|предопухолевые | |Анкетирование | | |
|заболевания | |Мониторирование | \---------------/
\------------------/ |Статистическая обработка |
|Психологическая адаптация|
|Санитарно-просветит. СМИ |
\-------------------------/
| |
/----------------/ \------------------\
/---------------------\ /-------------------\
|Узкие специалисты: | |Якутский |
|нефролог, | |республиканский |
|гастроэнтеролог, | |онкологический |
|пульмонолог и др. | |диспансер |
\---------------------/ \-------------------/
II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является реализация на территории города Якутска снижения общей заболеваемости и одногодичной летальности среди больных злокачественными новообразованиями.
В соответствии с ключевой целью Программы основные задачи направлены на:
- Своевременное и раннее выявление больных с факторами риска и онкологическими заболеваниями;
- Диспансеризация пациентов с выявленной онкопатологией и/или с высокой группой риска;
- Первичная и вторичная профилактика рака.
Решающую роль в улучшении работы онкологической отрасли Комитета здравоохранения будет играть развитие оптимальной централизованной системы медицинского обслуживания в онкологическом кабинете, укрепление материально-технической базы, а также обеспечение онкослужбы высококвалифицированными кадрами.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий муниципальной целевой программы "Онкология 2009 - 2013 годы#" включает в себя следующие приоритетные направления:
- Реформирование работы централизованного онкологического отделения на базе МУ "Поликлиника N 1" и укрепление его материально-технической базы;
- Реализация социальных мероприятий, направленных на улучшение обеспечения населения города Якутска высококвалифицированной медицинской помощью.
Предусматривается, в первую очередь, развитие выездной формы работы для консультаций врачами онкологами по предприятиям города Якутска к 2010 году. Отработка этапности оказания медицинской помощи от лечебно-профилактического муниципального учреждения до онкоцентров России (при необходимости), включая оказание высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи. Повышение потенциала онкологической службы города Якутска, как наиболее актуальной, как играющую важнейшую роль в улучшении демографической ситуации в столице.
Создание условий для расширения доступности и повышение качества медицинского обслуживания, за счет эффективного использования имеющихся ресурсов, совершенствования лечебно-диагностического процесса, профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения города Якутска.
Для решения перечисленных задач необходимо:
- дооснащение городского онкологического кабинета оборудованием: ультразвуковыми датчиками УЗ-аппарата, для ректального и вагинального исследований, партотивным# ультразвуковым аппаратом, криодеструктором;
- повышение квалификации врачей;
- совершенствования профилактической направленности в здравоохранении, за счет приобретения расходных материалов, медикаментов для обеспечения экспресс-диагностики онкомаркеров и профилактических мероприятий
Реализация программных мероприятий позволит добиться:
значительного улучшения демографических показателей путем снижения смертности населения от рака не менее чем на 38 %;
повышением ранней выявляемости факторов риска и онкологических процессов среди населения на 48,6 % к 2013 гг.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программы, составляет на 2009 - 2013 годы 12 609,75 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
федеральный бюджет - 0 тыс. руб.;
республиканский бюджет - 0 тыс. руб.;
муниципальный бюджет - 12 609,75 тыс. руб.
Финансирование мероприятий программы ежегодно осуществляется в установленном порядке в пределах средств, выделенных на указанные цели из соответствующих бюджетов на соответствующий год. Объем средств может корректироваться в зависимости от динамики потребительских цен и возможностей соответствующих бюджетов.
Объемы и источники финансирования программы представлены в приложении к Программе.
V. Управление реализацией программы и контроль над ходом ее реализации
Механизм реализации Программы определяется муниципальным заказчиком - Комитетом здравоохранения Окружной администрации города Якутска. К участию в реализации Программы привлекаются: муниципальные лечебно-профилактические учреждения.
Комитет по здравоохранению Окружной администрации города Якутска обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных мероприятий, контролирует целевое и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий.
Основными исполнителями программы являются Комитет по здравоохранению Окружной Администрации города Якутска, учреждения первичного и госпитального звеньев муниципального здравоохранения.
Реализация Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд, заключаемых Комитетом здравоохранения Окружной администрации города Якутска в соответствии с действующим законодательством.
Комитет по здравоохранению Окружной администрации города Якутска по мере необходимости уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, показатели индикаторов эффективности мероприятий программы, механизм реализации с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств, мониторинга ситуации.
Комитет по здравоохранению Окружной администрации города Якутска в установленном порядке и сроке предоставляет информацию о ходе реализации Программы в Комитет экономики и ценообразования Окружной администрации города Якутска, Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по г. Якутску, а также организует ведение статистической отчетности по реализации Программы.
Комитет по здравоохранению Окружной администрации города Якутска формирует бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы с учетом динамики потребительских цен, и в установленные сроки представляет в Окружную администрацию Городского округа "Якутск" для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития и муниципального бюджета Городского округа "Город Якутск"; принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Контроль реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик - Комитет по здравоохранению Окружной администрации город Якутск, Окружная администрация Городского округа "Город Якутск", Якутская городская дума# на основании отчетности о реализации программных мероприятий, целевого использования выделяемых средств и соблюдения сроков и качества выполнения запланированных объемов работ.
VI. Оценка социально-экономической эффективности
Социально-экономическая эффективность от реализации мероприятий Программы при условии финансирования в полном объеме:
снижение
заболеваемости онкопатологией на 100 тыс. населения:
2009 - 2011 гг. - с 240 до 228,
2012 - 2013 гг. - с 221 до 215
одногодичной летальности:
2009 - 2011 гг. - с 41,0 % до 40,5 %;
2012 - 2013 гг. - с 39,2 % до 38 %.
повышение
охвата населения вакцинацией против рака шейки матки:
2009 - 2011 гг. - 0 % до 5 %
2012 - 2013 гг. - 9,8 % - 13 %
ранней диагностики онкологических заболеваний:
2009 - 2011 гг. - 39,5 % до 40,2 %
2012 - 2013 гг. - 41,2 % - 48,6 %
VII. Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
Наименование индикатора |
2009 |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Снижение заболеваемости онкопатологией на 100 тыс. населения |
240 |
231 |
228 |
221 |
215 |
Снижение одногодичной летальности |
41 % |
41,2 % |
40,5 % |
39,2 % |
38 % |
Обеспечение охвата вакцинацией против рака шейки матки |
0 % |
3,5 % |
5 % |
9,8 % |
13 % |
Ранняя диагностика факторов риска и онкологических процессов среди населения |
39,5 % |
39,8 % |
40,2 % |
41,2 % |
48,6 % |
И.о. Руководителя Аппарата |
Р.П. Неустроев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.