Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.Т. Филиппова, В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева с участием председателя Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Н.Ф. Борисова, председателя Комитета Республики Саха (Якутия) по координации и дисциплине цен В.И. Лемешевой рассмотрел дело о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 августа 1994 года "О порядке формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 августа 1994 года "О порядке формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления" и утвержденный им Порядок формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления, реализуемых предприятиями торговли всех форм собственности, включая монополистов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, выступления сторон, исследовав представленные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Установил:
Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 9 августа 1994 года N 339 "О порядке формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления" утвердило Порядок формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления, реализуемых предприятиями торговли всех форм собственности, включая монополистов.
Председатель Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) просит проверить соответствие указанного постановления Правительства Республики Саха (Якутия) Конституции Республики Саха (Якутия), Конституции Российской Федерации.
Необходимость проверки конституционности постановления, которым установлен порядок формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления, реализуемые предприятиями торговли всех форм собственности, включая монополистов, возникла в связи с рассмотрением в Высшем Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) иска АОЗТ РПИ ТФ "Сахабакалея" к Комитету Республики Саха (Якутия) по координации и дисциплине цен о признании недействительным решения Комитета об изъятии 3559512700 руб. и взыскании штрафа в сумме 3559512700 рублей.
При этом Конституционный суд Республики Саха (Якутия) не входит в рассмотрение содержания порядка формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления, а также конкретных обстоятельств, лежащих в основе иска.
1. Конституции Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации устанавливают обязанность государства проводить социальную политику, которая гарантировала бы каждому человеку необходимый жизненный уровень. Республика Саха (Якутия) осуществляет свою деятельность на принципах социальной справедливости.
Согласно статьям 49, 81 Конституции Республики Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия) обязана разрабатывать и осуществлять политику, направленную на экономический прогресс, развитие свободной хозяйственной инициативы, обеспечения социальной защиты граждан, а Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляет социально-экономическую политику, несет всю полноту ответственности за ее реализацию, за социальную защиту населения.
В соответствии со статьей 126 Конституции Республики Саха (Якутия) государственное воздействие на экономику в интересах общества осуществляется через финансовую, налоговую политику и экономическую деятельность государственных предприятий, что обязывает республику проводить социально-ориентированную политику.
2. Статьи 71, 76. 78 Конституции Российской федерации содержат пределы полномочий Федерации, в том числе в области ценовой политики. В ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики. Часть первая статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает принятие по предметам ведения Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории Российской Федерации. На момент издания оспариваемого постановления федеральный закон об основах ценовой политики не был принят.
Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам либерализации и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) направлены на восполнение пробела в правовом регулировании цен (тарифов), требующих законодательного решения.
Субъектам Российской Федерации было предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, что соответствует части 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации, где закреплено право федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) о порядке формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления было принято во исполнение Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года и постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 года "О мерах по либерализации цен".
В пункте 8 постановления Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 года предоставлено право правительствам республик снижать за счет средств местных бюджетов установленные предельные цены и тарифы на основные продукты питания и услуги, а также изменять ассортимент потребительских товаров и услуг, по которым производится государственное регулирование цен и тарифов, устанавливать и регулировать предельные размеры торговых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам. Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен на товары народного потребления должны осуществлять органы исполнительной власти субъектов Федерации.
4. Пределы полномочий субъектов Российской Федерации по вопросам ценовой политики, основ единого рынка в настоящее время определены Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", где признана необходимой дальнейшая либерализация. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Как видно из материалов дела, Комитет Республики Саха (Якутия) по координации и дисциплине цен при разработке порядка формирования свободных (продажных) цен в условиях дальнейшей либерализации проводил консультации и согласования с Департаментом цен Министерства экономики Российской Федерации.
Кроме этого, в прилагаемом к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года перечне определено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, предоставлено право вводить государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Регулирование цен связано с региональными особенностями Республики Саха (Якутия), где вся территория относится к районам Крайнего Севера: различные схемы завоза грузов, отдаленность от портов, пристаней, станций назначения и населенных пунктов, дифференциация стоимости энергоносителей по районам.
5. Соглашение о взаимоотношениях между Правительством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам от 31 марта 1992 года, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года не оговаривают обязательства республики не проводить ценовую политику.
Установленный порядок формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления соответствует политике "либерализации и государственного регулирования цен (товаров), проводимой Российской Федерацией, и является частью механизма использования федеральных средств, предназначенных для завоза товаров в республику.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Республики Саха (Якутия) не противоречит Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия) и законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью третьей статьи 107 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 11, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Постановил:
1. Признать постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 августа 1994 года "О порядке формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления" соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) и Конституции Российской Федерации.
2. Высшему Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) при разрешении конкретных дел руководствоваться настоящим постановлением.
3. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Республика Саха" не позднее семидневного срока.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 1996 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 августа 1994 года "О порядке формирования свободных (продажных) цен на товары народного потребления"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008 Том 7"