Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять к рассмотрению представление исполняющего обязанности Прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года N 21-20-12 об устранении нарушений федерального законодательства при осуществлении правового регулирования порядка передачи государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам.
2. Направить настоящее постановление и указанное представление Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) Г.И. Данчиковой.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия" и в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель |
В. Басыгысов |
г. Якутск, 29 марта 2012 года
ГС N 1302-IV
Представление исполняющего обязанности Прокурора Республики Саха (Якутия)
от 13 марта 2012 года N 21-20-12
Об устранении нарушений федерального законодательства при осуществлении правового регулирования порядка передачи государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам
Председателю
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Басыгысову В.Н.
Прокуратурой республики проведена проверка исполнения ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот" (далее ФЗ N 159) о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее дети-сироты).
Установлено, что на 01.03.12 г. в республике 820 детей-сирот, состоящих внеочередном учете, у которых возникло право на жилое помещение. В их отношении не исполнены требования ст. 8 ФЗ N 159 о незамедлительном предоставлении жилья после окончания учреждений профессионального образования, детских домов, прекращения попечительства.
Одной из причин нарушений жилищных прав сирот является несоответствие отдельных положений Закона РС (Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон РС (Я) N 348-З N 711-III) требованиям ст. 132 Конституции РФ, ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее ФЗ N 131), что подтверждается следующим.
Пунктом 6 ст. 1 Закона РС (Я) N 348-З N 711-III государственные полномочия по предоставлению жилья переданы органам местного самоуправления на неопределенный срок в отношении неопределенного числа детей-сирот.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Указом Президента РС (Я) от 12.10.11 г. N 973 утверждена государственная программа РС (Я) "Развитие образования РС (Я) на 2012 - 2016 г.г.", которой на жилье детей-сирот в течение 2012 - 2016 г.г. предусмотрено 1 203 270 400 руб., в том числе на 2012 год 204 600 000 руб. (прил. N 13).
Таким образом, на обеспечение жильем 820 детей-сирот необходимо 1 203 270 400 руб.
Согласно п. 7 ст. 19 ФЗ N 131-ФЗ положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Данное условие соблюдено частично, что подтверждается приложением N 12 к Закону о государственном бюджете РС (Я) на 2012 г., которым предусмотрены субвенции на жилье детям-сиротам в сумме 204 600 тыс. руб. (что достаточно для приобретения жилья 139 детям-сиротам), вместо необходимых по ст. 132 Конституции РФ 1 203 270 400 руб.
Кроме того, при рассмотрении и утверждении проекта Закона РС (Я) о госбюджете на 2012 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) не соблюдены требования ст. 132 Конституции РФ, определения Конституционного суда РФ от 23.04.2004 N 9-П, от 08.02.2007 г. N 322-О-П о том, что объем финансовых средств, предусмотренный законом о бюджете должен соотноситься с фактической численностью граждан соответствующей категории. Данный закон создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление средств, материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Закон о бюджете не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, затрагивающих расходы, и тем более -лишать их юридической силы. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Вопреки указанным выше требованиям методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций на жилье сирот (приложение N 2 к Закону РС (Я)) определяет потребность в средствах государственного бюджета РС (Я) исходя из удельного веса численности сирот (Пi), а не их фактической численности. В результате на муниципалитеты и местные бюджеты в 2012 г. возложено исполнение финансово необеспеченных госполномочий в сумме 998 670 400 руб. в отношении 681 детей-сирот (1 203 270 400 руб. - 204 600 000 руб.), что противоречит п. 6 ст. 26.3 ФЗ N 184, ч. 5 ст. 19, ч. 3 ст. 20 ФЗ N 131, абз. 1 п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных им госполномочий только в пределах полученных субвенций.
В связи с аналогичными нарушениями признана недействующей методика определения субвенций на жилье сирот по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края (определение Верховного суда РФ N 72-Г10-11 от 15.09.10 г.)
Из содержания п. 6 ст. 1 Закона РС (Я) N 348-З N 711-III следует, что госполномочия переданы органам местного самоуправления в отношении всех РС (Я) относительно объема исполнения госполномочий, источника их финансирования и ответственного органа.
Данный вывод подтверждается решениями судебных инстанций республики (Чурапчинского района от 31.03.11 г., Томпонского района от 23.11.11 г. и т.д.), которые руководствуясь п. 6 ст. 1 Закона РС (Я) N 348-З N 711-III возложили исполнение госполномочий по заявлениям прокуроров на сумму 200 млн. руб. вместо Казны РС (Я) на органы местного самоуправления за пределами полученных ими в 2011 г. субвенций в сумме 100 млн. руб.
Нарушение органами государственной власти республики порядка передачи и финансирования переданных государственных полномочий противоречит принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса РФ), местного самоуправления и препятствует реализации прав граждан на его осуществление (ст.ст. 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ N 131 несоответствие законов субъектов РФ о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям ст. 19 ФЗ N 131, признанное в судебном порядке, является основанием для отказа от их исполнения.
Конституционный Суд РФ указал, что закрепленный в статье 19 Конституции РФ общеправовой принцип формальной определенности права предполагает, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным (постановления от 25.04.95 г. N 3-П, от 15.07.99 г. N 11-П и от 30.07.01 г. N 13-П), в противном случае согласно п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 оспариваемый акт или его часть признается недействующим.
Из вышеизложенного следует, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) не осуществляет надлежащее правовое регулирование порядка передачи государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот вопреки ст. 19 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 ФЗ N 184, ч. 1 ст. 8 ФЗ N 159.
Руководствуясь ст. 24 Закона РФ "О Прокуратуре РФ"
предлагаю:
Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) и принять комплексные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.
Отменить п. 6 ст. 1 и приложение N 2 Закона РС (Я) N 348-З N 711-III в части определения понятия Пi о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам в связи с их несоответствием ст. 132 Конституции РФ, ст. 19 ФЗ N 131.
О результатах принятых мер прошу сообщить в прокуратуру Республики Саха (Якутия) в письменной форме.
И.о. прокурора республики |
А.Л. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 г. ГС N 1302-IV "О представлении исполняющего обязанности Прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2012 года N 21-20-12 об устранении нарушений федерального законодательства при осуществлении правового регулирования порядка передачи государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 11 апреля 2012 г. N 33, в парламентской газете "Ил Тумэн" от 6 апреля 2012 г. N 13