В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и на основании пункта 22 раздела III Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2011 г. N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов":
1. Утвердить прилагаемое Положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон.
2. Срок действия Положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон установить на 5 (пять) лет.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) |
Г. Данчикова |
Положительное заключение
Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2012 г. N 881-р)
Экспертной группой Экспертной комиссии этнологической экспертизы в составе Шадрина В.И., научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, руководителя группы, Бурцевой Е.И., доктора геологических наук, профессора кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Габышевой Е.И., аудитора "Айар Юр Интернешнл", Слепцова А.Н., кандидата юридических наук, руководителя Центра правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, утвержденной приказом руководителя Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2012 г. 25-од, проведена этнологическая экспертиза материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2011 г. N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".
На этнологическую экспертизу представлены материалы проектной документации (9 книг), документации оценки воздействия на окружающую среду (OBOC) и оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон, отчеты по оценке размера убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (по каждой родовой общине, всего 8 томов), корректирующая записка по замечаниям Экспертной комиссии этнологической экспертизы к оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон.
Этнологическая экспертиза проведена в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
I. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения этнологической экспертизы
1. Нормативно-правовую базу проведения этнологической экспертизы материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон составляют:
Конституция Российской Федерации;
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия);
Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;
Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ;
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире";
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральный закон от 07 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. N 227-З N 461-III "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (новая редакция)";
Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. N 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
Закон Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2011 г. N 897-З N 715-IV "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2011 г. N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов";
приказ Минрегиона Российской Федерации от 09 декабря 2009 г. N 565 "Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Положение "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" (ОВОС), утвержденное приказом Госкомгеологии России 16 мая 2000 г. N 372.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) учитывались международные принципы и нормы в отношении гарантий прав коренных малочисленных народов, содержащиеся в международных документах, в т.ч.:
Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 07 марта 1966 года;
Конвенция о биологическом разнообразии от 05 июня 1992 года;
Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года;
Конвенция Международной организации труда от 27 июня 1989 года N 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах";
Декларация ООН прав коренных народов от 13 сентября 2007 года.
3. В основе проведения экспертизы положены методические разработки Российской академии наук и других учреждений, касающиеся проведения этнологической экспертизы:
Коренные народы Севера и промышленное развитие. Социально-экономические соглашения с добывающими компаниями: от конфликта к партнерству, от благотворительности - к программам развития. - М., 2009.
Люди Севера: права на ресурсы и экспертиза. - М.: Стратегия, 2008.
Методы этноэкологической экспертизы. Под ред. В. Степанова. - М. 1999. Изд. Института этнологии и антропологии РАН.
Новикова Н.И. Этнологическая экспертиза: на перекрестке истории, этнологии и юридической антропологии// Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Часть 1. - Казань, 2010.
Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии. - М., 2002.
Правовое обеспечение этнологической экспертизы как обязательного условия при освоении северных территорий. Парламентские слушания. - М., 2008.
Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад/ Ред. В.А. Тишков. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2004.
"Этнологическая экспертиза" в России и международные стандарты оценки воздействия проектов на коренные народы. - М., 2006.
Юридическая антропология. Закон и жизнь/ Ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. - М.: Стратегия, 2000.
II. Анализ и оценка представленных материалов и документации
В представленных материалах и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон:
1. Выполнена оценка традиционного природопользования территории, в том числе, дана характеристика земель традиционного природопользования, где описаны состав земель, их общая площадь, дана оценка стоимости земель общинно-родовых хозяйств Алданского (49 хозяйств) и Нерюнгринского (28 хозяйств) районов (раздел 3 ОВЭС).
В разделе "Традиционное природопользование" (3.2) даны характеристики традиционного природопользования, приведены данные по поголовью оленей, численность занятых в оленеводстве, показатели сдачи пушнины за 2008-2010 гг.
Рассматриваемый объект затрагивает территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Алданского и Нерюнгринского районов (используемые жителями с. Хатыстыр и с. Иенгра соответственно). В этих общинах сосредоточен на данный момент этногенетический и социокультурный фонд северных этносов однонациональная семья, сохранившая в большей степени традиционный экологический уклад жизни, неповторимую самобытную культуру, способная оказать реальное воздействие на все стороны жизнедеятельности коренного населения". (ОВЭС, Л. 57).
В исследовании показаны очень высокие показатели степени занятости коренного населения в традиционном природопользовании (при высоких показателях фактической безработицы), которые свидетельствуют о том, что подавляющая часть коренных жителей живет за счет традиционных видов деятельности, оленеводства, охоты (пушной и мясной), собирательства, что отличает сообщества коренных народов рассматриваемой территории.
2. В разделе 4 "Этнокультурная, социально-экономическая и медико-демографическая характеристика территории" даны основные характеристики коренного и местного населения. Основные этнокультурные, социально-экономические и медико-демографическия характеристики рассмотрены в следующих подразделах: Численность и размещение коренных малочисленных народов; Социальная структура, занятость и образование населения; Медицинское обслуживание и уровень заболеваемости; Уровень и качество жизни населения.
Основные медико-демографические характеристики представлены всесторонне и на профессиональном уровне.
Характеристика этнокультурной ситуации у эвенков Алданского и Нерюнгринского районов является неполной. Отсутствуют показатели, которые включены как индикаторы при этнологическом мониторинге - языковая ситуация, структура питания (доля этнической пищи), функционирование родного языка (наличие литературы, СМИ, географических и административных названий на этнических языках, использование этнической символики в городской среде, в оформлении административных зданий), функционирование этнической культуры (наличие этнокультурных центров, музеев, фольклорных ансамблей, сувенирных мастерских, обеспечение права на традиционные промыслы и фольклор).
3. В разделе 5 "Воздействие на объекты археологического наследия" выявление археологических объектов проведено на высоком профессиональном уровне.
При этом не дана характеристика объектов этнокультурного наследия эвенков, которые включены как и археологические памятники в объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Работа с местным населением на предмет выявления памятников этнической культуры местных эвенков (святилища, памятные места, места погребений и иные) не проводилась. Отсутствуют мероприятия и расчет стоимости мероприятий по сохранению объектов этнокультурного наследия эвенков.
4. В разделе 6 "Воздействие Канкунской ГЭС на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера и мероприятия по минимизации такого воздействия" отражены исследования, состоящие из трех взаимосвязанных подразделов "Оценка воздействия" (подраздел 6.1), "Мероприятия по снижению негативных воздействий на социальные условия проживания и здоровье коренных малочисленных народов Севера" (подраздел 6.2), "Расчет размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов" (подраздел 6.3).
Традиционное хозяйство имеет комплексный характер в силу особенностей его развития, что современные политические, экономические, экологические факторы обусловливают низкий уровень социального комфорта, социальной успешности и социального интереса аборигенного населения, поскольку местные жители, которые считаются хорошо адаптированными к тем условиям, в которых существуют веками, слабо адаптированы к современным реалиям рынка.
Отмечены факторы, которые влияют на комплексное традиционное хозяйство, в котором сочетание отраслей зависит в настоящее время не только от природных факторов, но и политических, экономических, экологических факторов.
В мероприятиях по снижению негативных воздействий на социальные условия проживания и здоровье коренных малочисленных народов Севера отсутствует прогноз развития этнодемографической, этносоциальной и этноэкультурной ситуации (с учетом ее исходных данных) при реализации предлагаемого проекта.
В исследованиях сделаны заключения о негативном воздействии проекта на отдельные стороны жизнедеятельности аборигенного сообщества:
в этнополитическом плане - отсутствие учета специфики расселения народов, традиционных форм его хозяйственного и культурного развития;
в эколого-экономическом плане - это снижение производства продукции в традиционных отраслях хозяйства из-за сужения сферы его деятельности и загрязнения окружающей среды;
в социально-демографическом плане - рост этнически смешанных браков и метисации населения, повышение уровня смертности, безработицы;
в социально-культурном плане - утрата знаний родного языка, элементов материальной культуры, накопленных предыдущими поколениями (ОВЭС. Корректирующая записка. Л. 42).
В условиях вторжения промышленных предприятий на исконные территории проживания аборигенов, разрозненные мелкие родовые общины не могут производить товарную продукцию в том объеме, который возможен, исходя из имеющихся материально-технических и трудовых ресурсов, так как, в силу бедности и необеспеченности необходимыми производственными ресурсами вынуждены сосредотачиваться на выживании своих семей.
Отмечено, что строительство Канкунской ГЭС будет также иметь и положительные моменты социально-экономического характера. Промышленное освоение региона:
будет служить для позитивно настроенных аборигенов определенной мотивацией в целях самореализации и самоутверждения личности, совершенствования образа жизни (социальной активности личности);
будут созданы рабочие места, как для периода проведения СМР и ПНР, так и для периода эксплуатации;
будет осуществляться строительство социальных (образовательных, медицинских, культурно-спортивных и др.) объектов.
Воздействие альтернативных вариантов при эксплуатации, по мнению, авторов, будет оказывать более негативные влияния на состояние традиционного природопользования и условия проживания коренных малочисленных народов Севера.
5. Подраздел "Мероприятия по снижению негативных воздействий на социальные условия проживания и здоровье коренных и малочисленных народов Севера" носит декларативный характер, рассматривается возможность заключения трехстороннего Соглашения о сотрудничестве и финансировании конкретных программ содействия устойчивому развитию и адаптации коренных народов в зоне воздействия проекта между промышленной компанией (заказчиком проекта), органами государственной власти (Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия)) и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Союз кочевых родовых общин Республики Саха (Якутия)).
Не рассмотрены последствия увеличения временного населения в рассматриваемом районе, которое неизбежно приведет к многократному усилению пресса потребительского и браконьерского вылова (Кн. 3, Л. 96).
Другим следствием роста временного населения станет увеличение числа межнациональных браков, что ускорит ассимиляционные процессы.
В данном районе сосредоточен этногенетический и социокультурный фонд северных этносов - однонациональная семья, сохранившая в большей степени традиционный экологический уклад жизни. (ОВЭС. Л. 59).
В материалах отсутствуют конкретные мероприятия адаптации коренных народов к изменениям, возникающим в ходе реализации проекта Канкунской ГЭС.
Перечисленные в подразделе мероприятия по снижению негативных воздействий на социальные условия проживания и здоровье коренных малочисленных народов Севера, кроме компенсации убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера в результате изъятия территории родовых общин, по которым проведен расчет ущерба и убытков и определены размеры компенсации, носят неконкретный характер и не обеспечены финансированием в рамках проекта строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС. Отсутствуют расчеты по данным мероприятиям.
6. В подразделе 6.3 "Расчет размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов" приведены размеры убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) строительством Канкунской ГЭС в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Исчисление размера убытков производилось в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 N 565.
Определение нормативных показателей включает:
ежегодный валовый доход при ведении традиционной хозяйственной деятельности;
размер упущенной выгоды правообладателя в зонах стрессового воздействия;
размер убытков правообладателя при изъятии земельного участка или предоставлении в постоянное пользование земель и других природных ресурсов;
размер убытков правообладателя при ухудшении качества земель и других природных ресурсов в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности (в т.ч. порче земель);
размер убытков правообладателя при обременении земельных участков.
Представлены расчеты убытков для всех восьми общин, попадающих в зону воздействия проекта Канкунской ГЭС для периода изысканий, строительства и эксплуатации.
Представлен график выплаты компенсационных платежей за убытки, в случае ежегодной выплаты. Компенсационные платежи в сумме должны составить 238 407 367,00 рублей в случае единовременной выплаты и 409 665 200,00 рублей в случае годовых выплат в течение 49 лет.
Расчеты убытков формировались по каждой родовой общине отдельно с учетом качества охотничьих угодий, оленьих пастбищ, их зонирования по зонам воздействия, выпасаемого числа оленей и множества других существенных параметров, что видно из подробных текстов самих отчетов, предоставленных НПО "СеверПроект".
Компенсационные затраты по возмещению ущерба КМНС рассматриваются (в подразделе 11.1.5, Кн. 3 ОВОС), как капитальные вложения в строительство объектов природоохранного назначения. Однако по действующему законодательству компенсационные затраты за изъятие земель и упущенную выгоду должны получить непосредственно сами хозяйствующие субъекты, т.е. общины. Мероприятия природоохранного назначения должны проводиться за счет средств, предусмотренных на проведение природоохранных мероприятий.
Общими замечаниями являются отсутствие подтверждающих документов на использованные исходные материалы. Приведенные показатели по стоимости и материально-техническим затратам отдельных хозяйств не закреплены табличными материалами и соответствующими ссылками на источники.
Предоставление новых земель взамен изымаемым трем родовым общинам (Хатыстыр, Тимптон, Курунг-Кунку) проводится в 2011-2021 гг., Сеемжи - 2011-2016 гг., земельные участки которой не затопляются. Предоставление новых земель взамен изымаемым четырем родовым общинам (Бугат, Нюрмаган, Анамджак и Бытаа) проводится в 2018-2021 гг. - период затопления до полного накопления водохранилища (4 года). Однако период строительства ГЭС составляет 11 лет, условно принятый для расчета период - 2011-2021 гг. В ложе предполагаемого водохранилища с 2011 по 2018 г. будут вестись масштабные строительные работы, в том числе лесоочистка. За этот период родовые общины лишатся своих угодий традиционного природопользования.
III. Предложения и рекомендации по комплексу мер, в том числе компенсационных, по обеспечению устойчивого развития коренных малочисленных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
В целях обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов в рамках выполнения работ по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) строительства Канкунской ГЭС на р. Тимптон:
1. Провести переговоры и консультации с заинтересованными сторонами: органами государственной власти (Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления Алданского и Нерюнгринского районов и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), уполномоченные представители коренного населения Алданского и Нерюнгринского районов) для разработки проекта трехстороннего Соглашения о сотрудничестве и финансировании конкретных программ содействия устойчивому развитию и адаптации коренных народов в зоне воздействия проекта между промышленной компанией (заказчиком проекта), органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов.
2. Рекомендовать производить ежегодные выплаты компенсационных платежей за убытки, причиненные объединениям коренных малочисленных народов Севера в результате строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС, в течение 49 лет.
3. Сформировать организационную структуру (Фонд) для подготовки и реализации программ содействия устойчивому развитию коренных малочисленных народов, включающих представителей промышленной компании (заказчика проекта), органов государственной власти и местного самоуправления и уполномоченных представителей коренных малочисленных народов.
4. Разработать проект Программы долгосрочного сотрудничества для смягчения уже возникших негативных последствий, связанных с предпроектной деятельностью, началом изысканий, а также организацией и проведением этнологического мониторинга, предотвращения и смягчения возможных негативных воздействий проекта в периоды строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС.
5. Разработать проект Программы инвестиционной политики Заказчиком проекта, релевантной программам по социально-экономическому и культурному развитию малочисленных народов, защите их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов и по осуществлению совместного контроля за воздействием на исконную среду обитания и традиционный образ жизни на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной деятельности, на период строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС.
IV. Итоговые выводы этнологической экспертизы
Рассмотрев представленные материалы и документацию по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон и заключение экспертной группы от 10 апреля 2012 года, Экспертная комиссия этнологической экспертизы заключает:
1. Материалы и документация по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон соответствуют требованиям Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области защиты прав коренных малочисленных народов.
2. Экспертная комиссия этнологической экспертизы считает допустимым воздействие на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов и возможным реализацию проекта строительства Канкунской ГЭС на р. Тимптон с учетом предложений и рекомендаций Экспертной комиссии.
3. Срок действия нормативных показателей рекомендуется установить на пять лет в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 декабря 2009 г. N 565.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2012 г. N 881-р "Об утверждении Положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон"
Текст распоряжения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 25 августа 2012 г. N 67