2. Управлению здравоохранения администрации области (С.А. Зайнутдинову), федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" в Магаданской области (В.Р. Саухату), комитету сельского хозяйства и продовольствия администрации области (В.А. Москвичеву) совместно с Международным научно-исследовательским центром "Арктика" ДВО РАН (А.А. Максимовым) и другими заинтересованными ведомствами обеспечить реализацию Программы в пределах выделенных на эти цели средств.
3. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
4. Финансовому управлению администрации области (В.А. Моисеевой):
4.1. Осуществлять в текущем году финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2001 год по отрасли "Здравоохранение" в соответствии с Законом Магаданской области "Об областном бюджете на 2001 год".
4.2. Предусмотреть средства для финансирования Программы на 2002-2003 годы при формировании областного бюджета на 2002-2003 годы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Г.Н. Кузнецову.
И.о. Губернатора |
Н.Н. Дудов |
Областная целевая программа
"Комплексная профилактика йоддефицитных заболеваний
в Магаданской области на 2001-2003 годы"
(утв. постановлением Губернатора Магаданской области от 8 августа 2001 г. N 167)
Паспорт программы
"Комплексная профилактика йоддефицитных заболеваний в Магаданской
области на 2001-2003 годы"
Основания для разработки Программы:
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.98 N 917 "Концепция государственной политики в области здорового питания населения на период до 2005 года".
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.99 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода".
Приказ Минздрава России от 14.12.99 N 444 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриенто".
Государственные заказчики Программы |
Управление здравоохранения администрации области ФГУ "Центр госсанэпиднадзора" в Магаданской области Международный научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН |
Основные разработчики Программы |
Международный научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН Управление здравоохранения администрации области ФГУ "Центр госсанэпиднадзора" в Магаданской области Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области Управление образования администрации области |
Цели Программы | Разработка комплексных мероприятий по ранней диагностике и профилактике тиреоидной патологии у детского и взрослого населения области. |
Задачи Программы | - Выяснение особенностей морфо-физиологических механизмов формирования гиперплазии щитовидной железы и зобной патологии у приезжего и аборигенного населения Магаданской области. - Определение роли микронутриентов в формировании зобной патологии у уроженцев области и приезжего населения, в зависимости от пола, возраста, сроков адаптации и зоны проживания (Примагаданье, центральные районы Колымы). - Ликвидация дефицита йода и других микронутриентов у населения Магаданской области, прежде всего, у наиболее уязвимых малообеспеченных слоев населения. - Снижение частоты алиментарно зависимых заболеваний. - Организация производства биологически ценных продуктов питания, обогащенных микроэлементами, витаминами. - Бесперебойное обеспечение детских дошкольных, подростковых, лечебных и санаторно-оздоровительных учреждений, а также предприятий общественного питания на промышленных предприятиях продуктами, обогащенными йодом, витаминами и микроэлементами. - Реализация в предприятиях торговли всех форм собственности биологически ценных продуктов питания. - Пропаганда в средствах массовой информации населения основ здорового питания. |
Сроки реализации программы |
2001-2003 годы |
Перечень основных мероприятий и направлений Программы |
1. Мероприятия по исследованию особенностей морфо-физиологических механизмов формирования гиперплазии щитовидной железы и зобной патологии у приезжего и коренного населения Магаданской области и оценка клинических проявлений заболеваний щитовидной железы у различных групп населения. 2. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов. |
Основные исполнители Программы |
Международный научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН. Управление здравоохранения администрации области. ФГУ "Центр госсанэпиднадзора" в Магаданской области. Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области. Управление исполнения наказаний Минюста России по Магаданской области. Управление образования администрации области. Средства массовой информации. |
Объемы и источники финансирования (в ценах на 01.01.2000 ) (тыс.рублей)
Средства федерального бюджета |
Средства областного бюджета |
|
На 2001 год | 114,1 | 909,41 |
На 2002 год | 117,7 | 495,6 |
На 2003 год | 50,5 | 399,56 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Ликвидация дефцита йода и других микроэлементов. - Снижение уровня алиментарно зависимых заболеваний. - Экономия бюджетных средств, затрачиваемых на лечение больных с данными заболеваниями. - Поддержка местных производителей продуктов питания, расширение ассортимента выпускаемой продукции. |
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
- Информация о ходе выполнения Программы и об использовании выделяемых средств из всех источников финансирования представляется заказчиками в установленном порядке. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Среди современных медико-социальных проблем одной из самых актуальных является патология щитовидной железы, развивающаяся на фоне нарушения баланса микроэлементов и связанных с этим микроэлементозов. Суммарная частота различных форм тиреоидной патологии даже вне зон зобной эндемии составляет не менее 20% общей заболеваемости. В эндемичных по зобу регионах, где проживает не менее 1/3 человеческой популяции, эта цифра нередко превышает 50%.
Йодная недостаточность окружающей среды определяет так называемые йоддефицитные состояния, которые не ограничиваются только эндемическим зобом. Биологическую сущность зоба рассматривают в аспекте болезней адаптации, являющихся наиболее распространенными неинфекционными заболеваниями. Термином "йоддефицитные состояния" в настоящее время обозначают все неблагоприятные влияния дефицита йода на рост и развитие организма, и прежде всего - на формирование мозга ребенка. Помимо выраженных форм врожденной умственной отсталости (олигофрения, кретинизм) дефицит йода обуславливает снижение интеллектуального потенциала всего населения, проживающего в зоне йодной недостаточности. В условиях даже умеренной йодной недостаточности показатели интеллекта, выраженные в единицах IQ, снижаются на 10-15% по сравнению с регионами с адекватным обеспечением йодом.
В настоящее время более чем для 1,5 миллиардов жителей Земли существует повышенный риск недостаточного потребления йода, у 740 миллионов человек диагностирован эндемический зоб, а у 45 миллионов - выраженная умственная отсталость в результате йодной недостаточности. Медико-социальное и экономическое значение йодного дефицита состоит в существенной потере интеллектуального, образовательного и профессионального потенциала человечества. Комплекс перечисленных обстоятельств вывел проблему йодного дефицита на мировой уровень, поставив ее рядом с полиомиелитом, туберкулезом и СПИД.
Медико-социальная острота йоддефицитных состояний для России обусловлена тем, что более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей ее территории. Йодный дефицит усугубляется прогрессирующим загрязнением окружающей среди и концентрацией в ней антийодных веществ (тиоцинаты, перхлораты, фенолы и др.), способных блокировать усвоение йода, нарушить синтез йодированных гормонов и вызвать струмогенный эффект. Кроме экологических загрязнителей, в качестве факторов, провоцирующих зоб, могут выступать пищевые струмогены (консерванты, красители, пластификаторы), дефицит многих жизненно важных микронутриентов и другие факторы.
Главным критерием достаточного уровня гормонов щитовидной железы является суточная доза йода не менее 150 мкг. По данным эндокринологического научного Центра РАМН, реальное потребление йода жителями России составляет всего 40-80 мкг в день, т.е. в 2-3 раза ниже рекомендованного уровня, что создает серьезную угрозу здоровью около 100 миллионов россиян.
Вышесказанное явилось основанием для принятия постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.99 N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода" и Концепции государственной политики в области здорового питания до 2005 года, одобренной Правительством Российской Федерации 10 августа 1998 года.
В рамках фундаментальных исследований Международным научно-исследовательским центром "Арктика" ДВО РАН проведено исследование распространенности зоба и йодного дефицита у жителей Магаданской области. Полученные результаты показали, что частота зоба у населения г. Магадана превышает нормативные во всех возрастных группах и по стандартам Всемирной организации Здравоохранения соответствует средней тяжести зобной эндемии. В то же время, последняя обусловлена не внешним, а внутренним дефицитом йода, который, вероятно, обусловлен нарушением концентраций определенных микроэлементов (дефицит меди, железа, магния и избыток марганца), контролирующих усвоение и обмен йода в организме, а также наличием пищевых струмогенов. Исходя из предварительных результатов, возникает необходимость расширения комплексного научно-практического исследования микроэлементного, в том числе и йодного, статуса населения области в прибрежных и континентальных районах, качества завозимых в регион продуктов питания.
Итогом комплексного исследования должны быть практические рекомендации по профилактике эндемии зоба.
Мероприятия областной целевой Программы
"Комплексная профилактика йоддефицитных заболеваний
в Магаданской области на 2001-2003 годы"
N/N пп |
Наименование мероприятия | Срок исполнения |
Исполнители | Объемы финансирования (тыс.рублей) |
|||||
2001 год | 2002 год | 2003 год | |||||||
федераль- ный (РАН) |
област- ной |
федераль- ный (РАН) |
област- ной |
федераль- ный (РАН) |
област- ной |
||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
I. Мероприятия по исследованию особенностей морфо-физиологических механизмом формирования гиперплазии щитовидной железы и зобной патологии у приезжего и коренного населения Магаданской области и оценка клинических проявлений заболеваний щитовидной железы у различных групп населения |
|||||||||
1. | Проведение экспедиционных исследований в центральных районах Колымы (проведение мониторинга и оценка состояния различных групп населения) |
Ш-IV квартал 2001 г. |
МНИЦ "Арктика" Управление здравоохране- ния |
50,0 |
52,6 |
30 |
35,0 |
10,0 |
20,0 |
2. | Проведение ультразвукового скрининга щитовидной железы у детского и взрослого населения центральных районов Колымы |
Ш-IV квартал 2001 г. |
МНИЦ "Арктика" Управление здравоохране- ния |
||||||
3. | Приобретение переносного УЗИ-аппарата для областной больницы ("Алока" SSD-900) |
2002 г. |
Управление здравоохране- ния |
580,0 |
- |
||||
4. | Приобретение для центральных районных больниц 3-х датчиков для исследования щитовидной железы |
2001-2003 г.г. |
Управление здравоохране- ния |
145,0 | 145,0 | 145,0 | |||
5. | Изучение биосред (волос, плазмы) на содержание микроэлементов |
Ш-IV квартал 2001 г. |
МНИЦ "Арктика" |
5,0 | 60,5 | 5,0 | 40,0 | ||
6. | Проведение дифференцированного анализа йодурии у жителей приморских и континентальных районов области |
10,0 |
37,775 |
10 |
60,0 |
10,0 |
40,0 |
||
7. | Статистическая обработка полученных анализов и подготовка заключений |
2001-2003 г.г. |
МНИЦ "Арктика" |
15,0 | 6,8 | 15,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 |
8. | Подготовка цитологоморфолога по щитовидной железе |
2001 г. | МНИЦ "Арктика" Управление здравоохране- ния |
10,0 | 22,53 | ||||
9. | Оценка общефизиологического состояния пациентов |
2001-2003 г.г. |
1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,5 | ||
10. | Внедрение в практику метода тонкоигольной аспирационной биопсии (ТАБ) новообразований щитовидной железы |
2001-2003 г.г. |
МНИЦ "Арктика" |
99,6 |
|||||
11. | Подготовка этапного отчета | 2001-2003 г.г. |
МНИЦ "Арктика" |
10,0 | 10,0 | 2,0 | 10,0 | 5,0 | |
12. | Подготовка научно обоснованных методических рекомендаций по региональной норме объемов щитовидной железы у детей |
Ш-IV квартал 2001 г. |
МНИЦ "Арктика" |
11,0 |
4,2 |
II. Мероприятия по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов
1. | Приобретение для ФГУ "Центр госсанэпиднадзора" в Магаданской области вольтамперометрического анализатора "Экотест-ВА" для определения йода в продуктах питания |
2002 г. |
ФГУ "Центр госсанэпидна- дзора" в Магаданской области |
36,0 |
|||||
2. | Обеспечение проведения определения содержания йода в йодированной соли |
2001-2003 г.г. |
ФГУ "Центр госсанэпидна- дзора" в Магаданской области |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
|||
3. | Определение содержания йода в продуктах питания массового потребления |
2002-2003 г.г. |
ФГУ "Центр госсанэпидна- дзора" в Магаданской области |
2,5 |
2,5 |
||||
4. | Организация централизованного завоза йодированной соли для бесперебойного обеспечения солью хлебопекарен области |
2001-2003 г.г. |
Комитет сельского хозяйства и продовольст- вия администрации области |
||||||
5. | Обогащение пищевых продуктов (хлеба, майонеза, молока) йодом: |
2001-2003 г.г. |
Комитет сельского хозяйства и продовольст- вия администрации области, руководители предприятий |
||||||
- | ПК хлебокомбинат "Магаданский" (пищевой добавкой с морской капустой, йодированными дрожжами) |
20,0 25,0 |
20,0 25,0 |
||||||
- | хлебозавод "Центральный" (йодказеином) |
21,34 |
21,34 |
||||||
- | Магаданская макаронная фабрика (йодказеином) |
65,0 |
65,0 |
||||||
- | пищекомбинаты районов области (йодированной солью) |
||||||||
- | ЗАО Концерн "Арбат" (йодированной солью) |
||||||||
- | ООО "Тандем" и ООО "Дальрыбфлотпродукт" выпуск салатов с морской капустой |
||||||||
- | ГМЗ "Магаданский" молоко, обогащенное йодказеином |
12,0 | 12,0 | ||||||
6. | Обеспечить постоянное введение йодированной соли в рационы питания школьников, воспитанников дошкольных учреждений, пациентов лечебных, санаторно-оздоровительных учреждений, военнослужащих и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы |
2001-2003 г.г. |
УНО, УЗАО, УИН, ФПС, командиры воинских частей |
Областной, муниципальные бюджеты - текущее финансирование |
|||||
7. | Организация работы специалистов государственной санитарно-э пидемиоло-гической службы в г. Магадане и районах области по: |
2002-2003 г.г. |
ФГУ "Центр госсанэпидна- дзора" в Магаданской области |
11,2 |
|||||
- | изучению состояния обеспечения населения района йодированной солью; |
||||||||
- | оказанию помощи в организации мероприятий по введению в рационы питания школьников, воспитанников детских дошкольных учреждений, пациентов лечебных, санаторно-оздорови-тельных учреждений, военнослужащих и лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы, йодированной соли; |
||||||||
- | определению видов продукции массового потребления, подлежащих обогащению йодом; |
||||||||
- | оказанию практической помощи руководителям предприятий в организации выпуска: - йодированного хлеба хлебозаводом "Центральный", ПК хлебокомбинат "Магаданский", Магаданской макаронной фабрикой, пищекамбинатами в районах области; - майонеза ЗАО Концерн "Арбат" и Магаданской макаронной фабрикой; - молока ГМЗ "Магаданский"; - проведению санитарно-просветительной работы среди руководителей и медицинского персонала организованных коллективов, родителей по вопросам здорового питания. |
||||||||
8. | Пропаганда среди населения области принципов здорового питания: - подготовка и издание листовок, брошюр, памяток, буклетов; - обучение персонала детских дошкольных учреждений, школ по вопросам профилактики йоддефицитных состояний; - лекционная работа с родителями школ, дошкольных учреждений |
Итого по Программе:
На 2001 год - 1,023,51 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 114,1 тыс. рублей, областной бюджет - 909,41 тыс.рублей.
На 2002 год - 618,64 тыс. рублей, федеральный бюджет - 81,7 тыс. рублей, областной бюджет - 536,94 тыс.рублей.
На 2003 год - 454,34 тыс. рублей, федеральный бюджет - 50,5 тыс. рублей, областной бюджет - 403,84 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.