Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу министерства
здравоохранения Ставропольского края
от 16 декабря 2002 г. N 02-05/349
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 16 февраля 2005 г. N 01-05/66 в настоящие Методические рекомендации внесены изменения, вступающие в действие со дня принятия названного Приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Методические рекомендации
по расчету цен на стоматологические услуги, оказываемые
отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы по бесплатному
изготовлению и ремонту зубных протезов
16 февраля 2005 г.
См. Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные приказом Федерального фонда ОМС от 14 апреля 1994 г. N 16
См. Инструкцию по расчету стоимости медицинских услуг (временная), утвержденную Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г. NN 01-23/4-10, 01-02/41
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с использованием Методических рекомендаций, утвержденных приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 7 декабря 2001 года N 05-02/273, с учетом особенностей оказания и финансирования стоматологических услуг и работ, перечисленных в Приложении 1 к приказу, и определяют единый методический подход как по расчету общей стоимости, так и цены одной условной единицы трудоемкости (УЕТ).
Цены, исчисленные в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, применяются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в Ставропольском крае при возмещении органами местного самоуправления (уполномоченными ими органами) расходов по изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в соответствии с законами Ставропольского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" и "О мерах социальной поддержки ветеранов". Источником финансирования указанных расходов являются средства краевого бюджета, предусмотренные на эти цели в законе о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год" по разделу "Социальная политика".
Цены в системе бюджетного финансирования обычно выступают в форме бюджетных оценок, используемых для бюджетного финансирования медицинских учреждений. Бюджетные оценки определяются исходя из возможностей бюджета.
2. На ортопедическом приеме за 1 УЕТ принят объем работы врача, необходимый при изготовлении одной металлической коронки (штампованной), на выполнение которого требуется 47,1 мин.
Для зуботехнических работ за 1 УЕТ принят объем работы зубного техника, необходимый при изготовлении одной коронки стальной в металлическом контрштампе с полировкой, на выполнение которого требуется 56,4 мин.
Расчеты общей стоимости услуг и работ
врача-стоматолога-ортопеда и зубного техника
4. Цена - стоимостное выражение затрат на единицу выполненных работ, оказанных услуг.
Бюджетные оценки - это расчетная стоимость медицинских услуг исходя из объемов бюджетного финансирования и плановых показателей.
По содержанию и назначению затраты группируются по калькуляционным статьям и экономическим элементам.
Калькуляционный состав затрат, входящих в стоимость зубопротезных услуг и работ, следующий:
расходы на оплату труда, начисленную по всем основаниям;
начисления на оплату труда;
канцелярские и хозяйственные расходы;
расходы на командировки и служебные разъезды;
расходы на спецпитание (выдачу молока работникам за работу во вредных условиях труда);
расходы на медикаменты, инструментарий, расходные стоматологические материалы, одноразовые медицинские принадлежности;
амортизация на полное восстановление основных фондов;
износ мягкого инвентаря и оборудования;
прочие расходы, включая учебные, на повышение квалификации, налоги, включаемые в состав себестоимости в соответствии с действующим законодательством.
5. При определении себестоимости зубопротезных услуг и работ используются группировки затрат по экономическим элементам: Г-расходы на оплату труда; начисления на оплату труда; прямые материальные расходы; косвенные (накладные) расходы.
6. Расчет цен на 1 УЕТ врача-стоматолога-ортопеда и 1 УЕТ зубного техника осуществляется делением общей стоимости затрат на годовую нагрузку в УЕТ, по формуле: Ц = (Сп + Ск): ГН
Сп + Ск = З + Н + М + И + О + П; где
Сп - прямые расходы;
Ск - косвенные (накладные) расходы;
З - затраты на оплату труда;
В - начисления на оплату труда;
М - медикаменты, перевязочный материал, стоматологические расходные материалы и инструментарий;
И - износ мягкого инвентаря;
О - износ основных средств, в том числе оборудования;
П - прочие расходы;
ГН - годовая нагрузка в УЕТ
Все составляющие данной формулы рассчитываются раздельно по прямым и косвенным расходам, раздельно по врачебным зубопротезным кабинетам и зуботехнической лаборатории. Общие поликлинические расходы распределяются между указанными подразделениями пропорционально их фонду оплаты труда.
7. Накладные расходы необходимо учитывать в целом по учреждению (отделению) не только в общей сумме, но и выделять в них статьи расходов. Это необходимо для определения общей доли заработной платы в ценах на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, а также для проведения индексации цен.
На стоимость стоматологических услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов накладные расходы относятся к коэффициенту, который рассчитывается отношением суммы накладных расходов к заработной плате основных отделений (врачебные зубопротезные кабинеты и зуботехническая лаборатория).
8. Проведение рентгенологического обследования (изготовление прицельной рентгенограммы) и физиотерапевтического лечения по направлению врача-стоматолога-ортопеда при бесплатном изготовлении и ремонте зубных протезов включается в перечень и стоимость услуг по нормам, утвержденным для каждой специальности.
Приказом Минздрава РФ от 3 августа 1999 г. N 303 с 1 сентября 1999 г. введен в действие Отраслевой стандарт "Протоколы ведения больных. Общие положения" 91500.09.0001-1999
Расходы на оплату труда
9. При расчете цен единицы стоматологических услуг условно принимается, что весь штатный персонал ортопедического отделения занят бесплатным изготовлением и ремонтом зубных протезов. Финансирование услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов осуществляется за фактически выполненные объемы, выраженные в УЕТ. При этом сохраняются права стоматологических учреждений (отделений, кабинетов) по оказанию платных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов.
Для определения расходов на оплату труда работников ортопедических отделений (кабинета) раздельно рассчитывается основная и дополнительная заработная плата основного и общеучрежденческого персонала в разрезе врачебных зубопротезных кабинетов и зуботехнической лаборатории. К основному персоналу относится весь персонал ортопедических отделений (кабинетов), участвующий в проведении льготного изготовления и ремонта зубных протезов.
К общеучрежденческому персоналу относится административно-управленческий, хозяйственно-обслуживающий персоналы, вспомогательные службы, персонал регистратуры и т.п.
Расчет основной заработной платы производится в соответствии со штатным расписанием и тарификацией, проведенной с применением Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы в соответствии с отраслевым Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения (рекомендовано к применению органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям здравоохранения).
10. Дополнительная заработная плата включает: доплаты за работу в ночное время;
доплаты за работу в праздничные и выходные дни;
оплату замены работников, находящихся в основном и дополнительном отпуске;
оплату замены специалистов на период повышения их квалификации в размере 1 % к основному фонду оплаты труда;
компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, в размере, установленном действующим законодательством;
надбавки стимулирующего характера и фонд премирования в размере 3 % к основному фонду оплаты труда.
Дополнительная заработная плата основного персонала включается в затраты врачебных зубопротезных кабинетов и зуботехнической лаборатории прямым счетом.
Заработная плата общеучрежденческого персонала включается в затраты врачебных зубопротезных кабинетов и зуботехнической лаборатории через коэффициент накладных расходов к заработной плате основного персонала.
Начисления на оплату труда
11. Начисления на оплату труда устанавливаются законодательством Российской Федерации в процентах от фонда оплаты труда.
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
12. В целях полного ресурсного обеспечения зубопротезных подразделений, проводящих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, целесообразно в расчет расходов на медикаменты, стоматологические расходные материалы и инструментарий, перевязочные средства и прочие лечебные расходы включать технологически необходимые затраты на основании нормативных документов:
приказа Министерства здравоохранения СССР от 30.08.1991 года N 245 "О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения";
приказа Министерства здравоохранения СССР от 28 августа 1985 года N 1145 "Временные нормативы потребления перевязочных средств для амбулаторно-поликлинических учреждений";
приложения N 2 к настоящему приказу министерства здравоохранения края "Временные нормы расхода по основным видам стоматологических материалов и инструментов на одну должность врача-стоматолога-ортопеда и одну должность зубного техника в год", которые определяются также в стоимостном выражении;
инструкций по применению лекарственных препаратов и реактивов.
Расчет дезинфицирующих средств производится в соответствии с действующими нормативными документами по санитарно-противоэпидемическому режиму в ЛПУ.
Другие медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, на которые не установлены нормы расхода, включаются в расчет цен по фактической потребности.
13. При бесплатном изготовлении и ремонте зубных протезов медикаменты и расходные материалы, применяемые при проведении рентгенологического обследования (прицельный рентгенснимок, рентгенпленка, химические реактивы), включаются в расчет цен с учетом фактических расходов.
Спецпитание медицинского персонала
В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты
См.:
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. N 13
Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационы лечебно-профилактического питания, нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. N 14
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденный приказом Минздрава РФ от 28 марта 2003 г. N 126
Об обеспечении работников молоком и лечебно-профилактическим питанием см. также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 декабря 2005 г. N 0100/11908-05-32
14. Расходы на спецпитание медицинского персонала в соответствии с утвержденным Порядком бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, согласно постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 года, относятся на стоимость медицинских услуг, оказываемых в отделениях с вредными условиями труда.
Согласно постановлению Минтруда РФ от 31 марта 2003 г. N 13 постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. не применяется на территории РФ
Износ на мягкий инвентарь и обмундирование
15. Сумма расходов на мягкий инвентарь в годовом исчислении определяется исходя из норм износа по видам инвентаря и обмундирования, по нормам оснащения учреждений здравоохранения мягким инвентарем в соответствии с приказом МЗ СССР от 15.09.1988 года N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий". Расчет указанных расходов производится по рыночных ценам, сложившимся на момент расчета.
Износ основных средств
16. Годовая сумма износа (амортизации) каждого вида оборудования исчисляется исходя из балансовой стоимости основных средств, которую можно определить по инвентарной карточке учета основных средств, и установленной нормы износа, определяемой в соответствии с "Годовыми нормами износа медицинского оборудования учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР", утвержденными МЗ СССР от 23.06.1988 года N 03-14/19-14.
17. В расчет цен включаются как прямые, так и косвенные расходы на износ оборудования по врачебным зубопротезным кабинетам и зуботехнической лаборатории раздельно.
К прямым расходам относятся суммы годового износа, начисленного на то оборудование, которое используется непосредственно на оказание услуг по бесплатному ремонту и изготовлению зубов.
К косвенным расходам относится износ, начисленный на общеполиклинические основные средства в соответствии с нормами износа.
18. Амортизацию следует рассчитывать и на оборудование, по которому начислен полный износ, но которое продолжает реально функционировать для оказания данных услуг, при этом расчет делается исходя из рыночной стоимости на аналогичное оборудование.
Прочие текущие расходы
19. Прочие текущие расходы, относящиеся по экономической классификации расходов к кодам затрат в соответствии с применяемой бюджетной классификацией Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней исчисляются в целом по учреждению на основании договоров по хозяйственному содержанию на базовый период (предшествующий год), принятый для расчета цен, а также исходя из фактических расходов с учетом анализа целесообразности конкретных видов расходов. Данные для расчетов необходимо скорректировать в соответствии с изменениями цен и тарифов на указанные расходы.
Эти расходы подлежат отнесению на стоимость услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов в определенной доле (прямым счетом: с учетом имеющегося транспорта, расхода на горючесмазочные# материалы в зависимости от пробега, плана повышения квалификации специалистов, пропорционально площади помещений и т.д., или через коэффициент накладных расходов).
20. В связи с отнесением к приоритетным статьям расходов бюджета Ставропольского края текущих обязательств по коммунальным услугам в расчетах цен на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов коммунальные услуги, как правило, не учитываются.
Однако при наличии фактов планирования в сводах бюджетов территорий расходов на оплату коммунальных услуг в разрезе ЛПУ не в полном объеме эти расходы включаются в расчет цен по льготному изготовлению и ремонту зубных протезов в доле наличия дефицита.
Определение плановой нагрузки специалистов
21. Определение этого показателя на 1 врача-стоматолога-ортопеда в УЕТ и 1 зубного техника в УЕТ основывается на расчете годового бюджета рабочего времени, который определяется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 февраля 2002 года, и коллективным договором, являющимся локальным нормативным актом в соответствии со статьей 8 Трудового кодекса РФ.
22. Исходя из плановой нагрузки одного специалиста определяется объем работ и медицинских услуг зубоврачебного кабинета и зуботехнической лаборатории в УЕТ.
Определение цен на 1 УЕТ врача-стоматолога-ортопеда
и на 1 УЕТ зубного техника
23. Цены, рассчитанные в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями на 1 УЕТ врача-стоматолога-ортопеда и на 1 УЕТ зубного техника, подлежат утверждению приказом руководителя органа управления здравоохранением с выделением доли расходов на оплату труда с начислениями.
Цены подлежат пересчету ежегодно, на начало бюджетного года. Пересмотр цен в течение года производится при индексации расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края.
Прейскурант цен на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в соответствии с Классификатором услуг утверждается руководителем стоматологической поликлиники или ЛПУ, в структуре которого находится ортопедическое отделение (кабинет).
Настоящие Методические рекомендации вводятся в действие с 1 января 2003 года.
Министр |
С.Л.Вардосанидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.