1. Принять к сведению информацию министерства финансов Ставропольского края об итогах реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп (прилагается).
2. Министерству финансов Ставропольского края совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае.
3. Министерству имущественных отношений Ставропольского края совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края завершить в 2013 году анализ имущественного комплекса государственных учреждений Ставропольского края и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, закрепленное за государственными учреждениями Ставропольского края на праве оперативного управления.
4. Органам исполнительной власти Ставропольского края продолжить работу по:
инвентаризации имеющейся сети государственных учреждений Ставропольского края с учетом объема предоставляемых государственными учреждениями Ставропольского края государственных услуг, их востребованности населением Ставропольского края, наличия на территории Ставропольского края организаций, предоставляющих аналогичные услуги, а также работу по принятию решений о реструктуризации государственных учреждений Ставропольского края с целью определения оптимальной сети государственных учреждений Ставропольского края;
оптимизации структуры и штатной численности государственных учреждений Ставропольского края с целью установления структуры и штатной численности государственных учреждений Ставропольского края, достаточной для эффективного выполнения ими своих функций.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края продолжить работу по утверждению и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.Г. Зеренков |
Информация
министерства финансов Ставропольского края об итогах реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп
В 2011 - 2012 годах осуществлялись преобразования бюджетной системы Ставропольского края в рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп (далее - Программа), которой предусмотрено проведение мероприятий по следующим направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) и местных бюджетов;
повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики;
повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг;
использование государственных (муниципальных) программ в качестве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля;
создание информационной системы управления государственными финансами.
По большинству направлений реализации Программы в 2011 - 2012 годах был достигнут существенный прогресс.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и местных бюджетов
Учитывая неблагоприятную ситуацию в мировой экономике, бюджетная политика Ставропольского края в 2011 - 2012 годах была направлена на дальнейшую увязку стратегического и бюджетного планирования для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета.
В 2012 году утвержден краевой бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Удлинение горизонта бюджетного планирования необходимо для понимания участниками бюджетного процесса и инвесторами экономической ситуации на ближайшие 3 года, которая будет складываться в зависимости от принятой бюджетной политики Ставропольского края.
Такой подход является серьезным стабилизирующим фактором, позволяющим учреждениям бюджетной сферы и предприятиям реального сектора экономики четко планировать свою финансово-хозяйственную деятельность, а Правительству Ставропольского края осуществлять:
увязку проектов решений органов исполнительной власти Ставропольского края (далее - орган исполнительной власти края) и их законодательных инициатив со среднесрочной финансовой стратегией Ставропольского края;
обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышение фискальной дисциплины;
повышение прозрачности и эффективности бюджетного процесса.
В 2011 - 2012 годах Правительством Ставропольского края проводились мероприятия по обеспечению роста налоговых и неналоговых доходов и повышению уровня собираемости платежей в консолидированный бюджет Ставропольского края.
С этой целью министерством финансов Ставропольского края (далее - минфин края), ежегодно осуществлялась разработка и представление на утверждение в Правительство Ставропольского края плана мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края (далее - План мероприятий по увеличению доходов), в котором предусматривались источники увеличения доходной части краевого бюджета в отраслевом разрезе с соответствующими поручениями органам исполнительной власти края по его выполнению.
Увеличению поступлений в краевой бюджет налоговых и неналоговых доходов способствовало проведение заседаний краевой межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2010 г. N 453-п (далее - межведомственная комиссия по контролю за поступлением доходов). Так, в 2011 году было проведено 3 заседания межведомственной комиссии по контролю за поступлением доходов, в 2012 году - 5 заседаний.
Для выявления причин, повлиявших на снижение поступлений основного доходного источника краевого бюджета - налога на прибыль организаций, минфином края ежемесячно осуществлялся мониторинг фактических поступлений указанного налога по 20 крупнейшим налогоплательщикам, а также поступлений акцизов на алкогольную продукцию в разрезе ее производителей. Минфином края совместно с комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию проводились совещания с производителями алкогольной продукции.
Наряду с этим минфином края организовано конструктивное взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - УФНС по краю) в целях обеспечения своевременного поступления налогов в краевой бюджет, а именно:
ежегодно в УФНС по краю направлялся План мероприятий по увеличению доходов;
органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края) направлялись совместные рекомендации минфина края и УФНС по краю по осуществлению мероприятий для увеличения налогового потенциала местных бюджетов, организации работы по улучшению налогового администрирования.
В результате проведение таких совместных мероприятий позволило обеспечить прирост доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края по налоговым доходам за 2011 год на 3708 млн. рублей или на 9 процентов, за 2012 год - на 7371,3 млн. рублей или на 16,4 процента по сравнению с предшествующими годами.
Кроме того, в целях совершенствования налогового и бюджетного законодательства Ставропольского края были внесены изменения в законы Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае", "О налоге на имущество организаций", разработаны и приняты законы Ставропольского края "О патентной системе налогообложения", "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения".
В целях совершенствования организации и методологии прогнозирования кассового исполнения краевого бюджета (далее - кассовый план), повышения качества составления и соблюдения показателей кассового плана приказом министерства финансов Ставропольского края от 30 июня 2011 г. N 113 "О внесении изменений в приказ министерства финансов Ставропольского края от 10 августа 2009 г. N 68" установлен порядок направления главными распорядителями средств краевого бюджета в минфин края прогноза выполнения кассовых выплат по расходам краевого бюджета за отчетный период и представления пояснительных записок с отражением причин отклонения фактических кассовых выплат от соответствующего показателя кассового плана за отчетный период текущего финансового года более чем на 15 процентов. В ходе реализации вышеуказанных изменений при ведении кассового плана наблюдается положительная динамика в прогнозировании его показателей. Так, показатель исполнения кассового плана в 2012 году увеличился на 4,3 процента по отношению к 2011 году и составил 93,4 процента. При этом одновременно отмечается снижение количества внесенных изменений в кассовый план с 10162 изменений в 2011 году до 5331 изменения в 2012 году или на 47,5 процента.
Одним из важнейших факторов, влияющих на устойчивость краевого бюджета, является государственный долг Ставропольского края. Опережающий рост расходных обязательств краевого бюджета, разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти, увеличение объемов целевой финансовой помощи из федерального бюджета и внебюджетных фондов обусловили необходимость привлечения кредитных ресурсов для исполнения расходных обязательств краевого бюджета. В результате государственный долг Ставропольского края увеличился с 4857,9 млн. рублей по состоянию на 01 января 2011 года до 15151,6 млн. рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Заимствования прежних лет в целях финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств осуществлялись в форме кредитов кредитных организаций, как правило, краткосрочных. Такая практика позволяла экономить средства краевого бюджета на обслуживание государственного долга Ставропольского края, но не исключала существенных рисков при рефинансировании долговых обязательств в условиях нестабильности процентных ставок на рынке заемных ресурсов. Принятое Правительством Ставропольского края в 2012 году решение о частичной замене краткосрочных заимствований (банковских кредитов на сроки до 6 месяцев и 1 года) на среднесрочные заимствования (кредиты из федерального бюджета на срок до 3-5 лет, облигационный займ со сроком обращения до 5 лет) позволило в полном объеме обеспечить исполнение запланированных расходов краевого бюджета, впервые за последние 8 лет повысить кредитный рейтинг Ставропольского края на два пункта с уровня "В + " до уровня "ВВ", а также существенно снизить долговую нагрузку краевого бюджета на перспективу. Выпущенные в 2012 году государственные облигации Ставропольского края включены в ломбардный список Центрального банка Российской Федерации, что подтверждает надежность и инвестиционную привлекательность ценных бумаг и позволяет их держателям в короткие сроки получать рефинансирование в Центральном банке Российской Федерации.
Кроме того, проводимый минфином края мониторинг поступления доходов и исполнения расходов краевого бюджета обеспечил возможность привлечения заимствований в целях финансирования дефицита краевого бюджета в более поздние сроки и сокращения их общего объема на 1379,7 млн. рублей. Таким образом, государственный долг Ставропольского края по состоянию на 01 января 2013 года при плановом объеме 17580,6 млн. рублей фактически составил 15151,6 млн. рублей или 86 процентов к плану.
Учитывая значительный объем заимствований, одной из важнейших задач в указанном периоде являлось сокращение расходов краевого бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга Ставропольского края. Решение указанной задачи осуществлялось по двум направлениям:
исполнение в течение года расходов краевого бюджета за счет временно свободных остатков средств федерального бюджета, остатков средств бюджетных и автономных учреждений взамен заимствований в кредитных организациях (средний показатель месячного заимствования временно свободных средств составил 1854 млн. рублей);
снижение процентной ставки по привлекаемым кредитам с 10 до 9 процентов годовых по результатам проведенных торгов на выбор кредитной организации для финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств заемными средствами.
При этом общая экономия расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края в сравнении с первоначальным планом достигла 214 млн. рублей.
Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики
В период реализации Программы органами исполнительной власти края проводились мероприятия по инвентаризации имеющейся сети государственных учреждений Ставропольского края (далее - государственные учреждения края) с учетом объема предоставляемых государственными учреждениями края государственных услуг, их востребованности населением Ставропольского края, наличия на территории Ставропольского края организаций, предоставляющих аналогичные услуги, а также анализ имущественного комплекса государственных учреждений края, оптимизация их структуры и штатной численности. По результатам проведения указанных мероприятий приняты решения о:
реорганизации путем присоединения к существующим государственным учреждениям края 2 государственных учреждений края, подведомственных управлению ветеринарии Ставропольского края, 1 государственного учреждения края, подведомственного министерству социальной защиты населения Ставропольского края (далее - минсоцзащиты края), 1 государственного учреждения края, подведомственного министерству здравоохранения Ставропольского края (далее - Минздрав края);
ликвидации 3 государственных учреждений края, подведомственных министерству сельского хозяйства Ставропольского края, 1 государственного учреждения края, подведомственного минсоцзащиты края;
сокращении количества койко-мест в 2 государственных учреждениях края, подведомственных минсоцзащиты края;
изъятии неиспользуемых 22 объектов недвижимого имущества, находившегося в оперативном управлении государственных учреждений края, подведомственных минсоцзащиты края;
прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на 14 земельных участков, находившихся в пользовании государственных учреждений края, подведомственных минсоцзащиты края;
передаче в собственность муниципальных образований Ставропольского края 6 автобусов и 4 троллейбусов, находившихся в собственности государственных учреждений края, подведомственных министерству транспорта Ставропольского края;
сокращении 200 штатных единиц в государственных учреждениях края, подведомственных минсоцзащиты края, 10,75 штатной единицы в государственных учреждениях края, подведомственных Минздраву края.
В целях построения системы мотивации руководителей органов исполнительной власти края к повышению качества и эффективности их деятельности постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 ноября 2012 г. N 803 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 20 июня 2005 г. N 334 "Об утверждении Положения о премировании лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края в Правительстве Ставропольского края, государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Правительства Ставропольского края, руководителей органов исполнительной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края, образуемых Губернатором Ставропольского края или Правительством Ставропольского края, работников аппарата Правительства Ставропольского края, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Ставропольского края, порядке и размерах выплат единовременного поощрения" утверждены общие показатели результативности профессиональной служебной деятельности руководителей органов исполнительной власти края, государственных органов Ставропольского края, образуемых Губернатором Ставропольского края или Правительством Ставропольского края, и специальные показатели результативности профессиональной служебной деятельности руководителей отраслевых органов исполнительной власти края.
Кроме того, 14 органов исполнительной власти края разработали и утвердили своими приказами системы оценки показателей результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в органах исполнительной власти края, относящихся к категории "руководителей".
Вместе с тем Планом мероприятий по реализации в 2011 - 2012 годах Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года", утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 марта 2011 г. N 122-рп, предусматривалась разработка правового акта Правительства Ставропольского края, утверждающего систему мотивации руководителей органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в отношении оптимизации предельной численности работников данных органов. Принятие такого правового акта в период реализации Программы не было осуществлено. Тем не менее, создание такой системы мотивации остается актуальной задачей для повышения эффективности бюджетных расходов на содержание государственных гражданских служащих Ставропольского края.
В целях оптимизации состава и полномочий органов исполнительной власти края в течение 2011 - 2012 годов управлением кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края проведена экспертиза 80 проектов нормативных правовых актов Правительства Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края, утверждающих положения об органах исполнительной власти края и изменения в них. В результате этой работы были устранены выявленные избыточные, дублирующие и несоответствующие законодательству Российской Федерации и законодательству Ставропольского края полномочия органов исполнительной власти края, а также проведена экспертиза 72 проектов штатных расписаний органов исполнительной власти края.
В течение 2011 - 2012 годов аппаратом Правительства Ставропольского края совместно с минфином края в целях повышения эффективности государственного управления в Ставропольском крае и оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти края проведены мероприятия по сокращению численности государственных гражданских служащих Ставропольского края.
В результате сокращена численность работников органов исполнительной власти края на 183 единицы, в том числе на 48 единиц за счет передачи функций органов исполнительной власти края, не отнесенных к основному виду деятельности, на исполнение подведомственным государственным учреждениям края или специализированным организациям (на аутсорсинг). Вместе с тем достигнутый результат был значительно уменьшен в связи с увеличением некоторыми органами исполнительной власти края общей штатной численности на 125 единиц, что связано с изменением их структуры, а также наделением дополнительными государственными полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций. Наибольший рост штатной численности отмечен в управлении ветеринарии Ставропольского края в связи с наделением его полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций в области ветеринарии (на 31 единицу).
Итогом проведенных в 2011 - 2012 годах мероприятий по сокращению численности работников органов исполнительной власти края стало уменьшение их числа в органах исполнительной власти края на 58 единиц (на 2,15 процента).
Минфином края постоянно проводится мониторинг соблюдения органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления края установленных нормативов на их содержание, в том числе на оплату труда их работников.
На 2011 и 2012 годы Ставропольскому краю Министерством финансов Российской Федерации был доведен норматив формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации в размере 3,8 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности консолидированного бюджета Ставропольского края. По итогам исполнения консолидированного бюджета Ставропольского края доля расходов на содержание органов государственной власти Ставропольского края в общей сумме налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности консолидированного бюджета Ставропольского края в 2011 году составила 2,83 процента, в 2012 году по расчету минфина края - 2,75 процента, что свидетельствует о соблюдении установленного норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Ставропольского края.
В целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления края минфином края были разработаны нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае и нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления края на 2011 и 2012 годы, которые были утверждены соответствующими постановлениями Правительства Ставропольского края (далее соответственно - норматив на оплату труда, норматив на содержание). По итогам исполнения местных бюджетов минфином края был проведен мониторинг соблюдения органами местного самоуправления края установленных норматива на оплату труда и норматива на содержание. В результате было выявлено, что в 2011 году расходы на содержание органов местного самоуправления края в 27 муниципальных образованиях Ставропольского края превысили установленные нормативы на содержание на сумму 11871,01 тыс. рублей, расходы на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае в 6 муниципальных образованиях Ставропольского края превысили нормативы на оплату труда на сумму 705,9 тыс. рублей. В 2012 году таких нарушений значительно меньше: расходы на содержание органов местного самоуправления края превысили установленные нормативы на содержание в 30 муниципальных образованиях Ставропольского края на сумму 3911,3 тыс. рублей, расходы на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципальной службы в Ставропольском крае превысили нормативы на оплату труда в 3 муниципальных образованиях Ставропольского края на сумму 140,2 тыс. рублей.
В 2011 - 2012 годах минфином края было продолжено проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти края. Результаты мониторинга ежегодно рассматривались на заседаниях межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19 апреля 2006 г. N 52-п (далее - межведомственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов).
На сайте минфина края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Мониторинг качества финансового менеджмента" публиковались результаты мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти края.
Для совершенствования системы мониторинга качества финансового менеджмента минфином края были разработаны следующие правовые акты, позволяющие осуществлять поощрения органов исполнительной власти края, обеспечивших повышение качества финансового менеджмента, путем предоставления грантов:
постановление Правительства Ставропольского края от 28 ноября 2011 г. N 477-п "О мотивации органов исполнительной власти Ставропольского края к повышению качества финансового менеджмента", которым утвержден Порядок применения результатов мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти Ставропольского края;
приказ министерства финансов Ставропольского края от 19 декабря 2011 г. N 283 "Об утверждении Методики определения органов исполнительной власти Ставропольского края, имеющих право на получение грантов, и распределения грантов по результатам мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти Ставропольского края".
В 2012 году в соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 11 декабря 2012 г. N 520-рп "О распределении средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента, в целях предоставления грантов органам исполнительной власти Ставропольского края для поощрения достижений в области повышения качества финансового менеджмента по итогам 2011 года" гранты предоставлены минсоцзащиты края, министерству сельского хозяйства Ставропольского края, управлению ветеринарии Ставропольского края, минфину края, комитету Ставропольского края по делам архивов, управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции.
Органами исполнительной власти края, осуществляющими предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2011 году был проведен комплексный анализ существующей в Ставропольском крае системы социальной помощи населению Ставропольского края. Доклады органов исполнительной власти края по данному вопросу заслушаны на заседании межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, состоявшемся 23 декабря 2011 года. Решением межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов органам исполнительной власти края, осуществляющим предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, даны рекомендации по внесению изменений в нормативные правовые акты Ставропольского края, устанавливающие меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В результате проведенной органами исполнительной власти края работы приняты следующие нормативные правовые акты Ставропольского края, направленные на совершенствование системы мер социальной поддержки граждан:
Закон Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. N 32-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае". Данным законом определены категории граждан, имеющих право обращаться за оказанием государственной социальной помощи, изменен срок ее оказания до 1 раза в календарном году (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи в повышенном размере и вне зависимости от ее оказания на общих основаниях), установлены минимальный и максимальный размеры государственной социальной помощи. Внесенные изменения позволили дополнительно оказать государственную социальную помощь 4746 гражданам на территории Ставропольского края без увеличения объема расходов краевого бюджета;
Закон Ставропольского края от 09 октября 2012 г. N 87-кз "О внесении изменения в статью 1 Закона Ставропольского края "О ежемесячном пособии на ребенка". Внесенные изменения позволили исключить иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание на территории Ставропольского края, из числа граждан, на которых распространяется действие Закона Ставропольского края "О ежемесячном пособии на ребенка";
Закон Ставропольского края от 12 апреля 2011 г. N 31-кз "О внесении изменения в статью 10 Закона Ставропольского края "О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае", расширяет круг получателей государственной социальной помощи за счет граждан, понесших материальный ущерб в результате чрезвычайных ситуаций;
Закон Ставропольского края от 20 октября 2011 г. N 90-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны". Данным законом установлены дополнительные меры социальной поддержки: многодетных семей в виде единовременной (разовой) денежной выплаты, предоставляемой в связи с рождением с 01 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей; членов семьи (супруги (супруга), детей, родителей, лиц, находившихся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в виде единовременных денежных выплат;
Закон Ставропольского края от 14 октября 2011 г. N 82-кз "О внесении изменения в статью 17 Закона Ставропольского края "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае". Этим законом была установлена мера социальной поддержки граждан, страдающих почечной недостаточностью, постоянно проживающих на территории Ставропольского края и нуждающихся в оказании амбулаторной специализированной диализной медицинской помощи, в случае отсутствия возможности ее оказания в медицинских организациях, расположенных на территории Ставропольского края, и получающим ее по направлению органа исполнительной власти края в области здравоохранения в медицинской организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, в том числе в период ожидания трансплантации донорской почки, в виде обеспечения бесплатного предоставления им амбулаторной специализированной диализной медицинской помощи.
Для повышения эффективности управления государственной собственностью Ставропольского края распоряжением Правительства Ставропольского края от 09 ноября 2012 г. N 478-рп утвержден перечень объектов залогового фонда Ставропольского края, в который дополнительно включены 39 имущественных объектов государственной (краевой) собственности, включенные в казну Ставропольского края, общей стоимостью 377,7 млн. рублей.
С целью совершенствования механизма предоставления межбюджетных трансфертов установлены дополнительные требования предоставления субсидий муниципальным образованиям Ставропольского края. В постановление Правительства Ставропольского края от 19 мая 2009 г. N 133-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края" в 2011 году внесены изменения, предусматривающие формирование перечня приоритетных расходных обязательств муниципальных образований Ставропольского края, софинансируемых за счет средств краевого бюджета (далее - Перечень). Перечень формируется межведомственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов и утверждается Правительством Ставропольского края сроком на 3 года.
Субсидии муниципальным образованиям Ставропольского края распределяются и предоставляются на условиях софинансирования с учетом достижения установленных значений показателей результативности предоставления субсидий. Органы исполнительной власти края осуществляют контроль за выполнением условий предоставления субсидий.
Отчетность о достижении показателей результативности предоставления субсидий по итогам финансового года размещается соответствующими органами исполнительной власти края на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Элементом совершенствования межбюджетных отношений в Ставропольском крае является и повышение качества управления муниципальными финансами.
Минфином края с органами местного самоуправления края, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов, заключаются соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Неотъемлемой частью таких соглашений является план мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления края регулярно представляют отчетность о проводимой работе по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, оптимизации расходов соответствующего местного бюджета.
В целях реализации требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации минфином края проводился мониторинг соблюдения органами местного самоуправления края бюджетного законодательства Российской Федерации по итогам первого полугодия и в целом за год. Сводные отчеты об оценке соблюдения органами местного самоуправления края бюджетного законодательства Российской Федерации размещались на официальном сайте минфина края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам проведения такого мониторинга выявлены факты нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации в 2011 году - 27 муниципальными образованиями Ставропольского края, в 2012 году - 30 муниципальными образованиями Ставропольского края. К таким нарушителям применена санкция в виде сокращения объема межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) на сумму допущенного нарушения.
С целью улучшения качества управления бюджетными ресурсами на муниципальном уровне минфином края проводилась оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края (далее - оценка качества управления бюджетным процессом).
В соответствии с полученными значениями оценки качества управления бюджетным процессом за 2011 год составлен рейтинг муниципальных районов и городских округов Ставропольского края по убыванию значения оценки качества управления бюджетным процессом:
I степень качества управления бюджетным процессом, свидетельствующая о высоком уровне качества управления бюджетным процессом, присвоена 22 муниципальным районам и городским округам Ставропольского края;
II степень качества управления бюджетным процессом, свидетельствующая о необходимости совершенствования организации и осуществления бюджетного процесса, присвоена 12 муниципальным районам и городским округам Ставропольского края.
Итоги оценки качества управления бюджетным процессом в 2011 году размещены на официальном сайте минфина края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках работы по оказанию финансовой поддержки муниципальным районам и городским округам Ставропольского края в повышении эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне минфином края в 2012 году подведены итоги первого этапа реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, которые были представлены на заседании конкурсной комиссии по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов муниципальных образований Ставропольского края, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2011 г. N 189-п. Решением данной комиссии признано, что Георгиевский, Кировский муниципальные районы Ставропольского края и город Ставрополь, имеющие первоочередное право на получение субсидий на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, в полном объеме выполнили все обязательные условия их получения.
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28 мая 2012 г. N 181-п "О распределении субсидий из краевого Фонда софинансирования расходов, выделяемых местным бюджетам в 2012 году на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов" местным бюджетам были перечислены средства краевого бюджета в сумме 20000,0 тыс. рублей, в том числе:
Георгиевскому муниципальному району - 4402,89 тыс. рублей;
Кировскому муниципальному району - 4163,74 тыс. рублей;
городу Ставрополю - 11433,37 тыс. рублей.
Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг
В 2011 - 2012 годах в Ставропольском крае осуществлялось преобразование системы оказания государственных (муниципальных) услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями Ставропольского края, что было связано с реализацией на территории Ставропольского края положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).
В результате было осуществлено изменение типов государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края, оказывающих государственные (муниципальные) услуги. Информация о сети государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края по состоянию на 31 декабря 2012 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Информация о сети государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края по состоянию на 31 декабря 2012 года
Тип государственного (муниципального) учреждения Ставропольского края |
Государственные учреждения Ставропольского края |
Муниципальные учреждения Ставропольского края |
Всего государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края |
|||
единиц |
процентов |
единиц |
процентов |
единиц |
процентов |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Казенное |
163 |
36,4 |
1555 |
67,5 |
1718 |
62,5 |
Бюджетное |
277 |
61,9 |
720 |
31,2 |
997 |
36,2 |
Автономное |
7 |
1,7 |
29 |
1,3 |
36 |
1,3 |
Итого |
447 |
100,0 |
2304 |
100,0 |
2751 |
100,0 |
В целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ была осуществлена разработка и принятие ряда нормативных правовых актов Ставропольского края, в том числе Закон Ставропольского края от 02 декабря 2010 г. N 100-кз "О некоторых вопросах совершенствования правового положения государственных учреждений Ставропольского края". Данным законом установлена форма финансового обеспечения деятельности государственных бюджетных учреждений Ставропольского края, а также порядок зачисления в краевой бюджет доходов, полученных государственными казенными учреждениями Ставропольского края от оказания ими платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Приняты 9 постановлений Правительства Ставропольского края и 7 приказов минфина края, регулирующие вопросы финансового обеспечения деятельности государственных учреждений Ставропольского края.
Органы исполнительной власти края приняли нормативные правовые акты, устанавливающие предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности соответствующих государственных бюджетных учреждений Ставропольского края, превышение которых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации влечет расторжение трудового договора с руководителем государственного бюджетного учреждения Ставропольского края по инициативе работодателя.
Органами исполнительной власти края проведена работа по приведению нормативных правовых актов органов исполнительной власти края в соответствие с Федеральным законом N 83-ФЗ. Внесены изменения в уставы государственных учреждений Ставропольского края.
Подготовлена новая редакция Перечня государственных услуг (работ), утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 декабря 2011 г. N 592-рп, которым определены категории потребителей и показатели объема государственных услуг (работ), а также государственные учреждения Ставропольского края их оказывающие (выполняющие).
На основании подготовленной минфином края новой редакции Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ставропольского края, а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Ставропольского края, утвержденных приказом министерства финансов Ставропольского края от 28 сентября 2011 г. N 208, а также подготовленных минфином края модельных актов органов исполнительной власти края по определению нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), органами исполнительной власти края утверждены порядки определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) подведомственными им государственными учреждениями края.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 83-ФЗ в информационно-коммуникационной сети "Интернет" с 01 января 2012 года начал функционировать официальный сайт по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях, расположенный по адресу: www.bus.gov.ru.
В течение 2012 года государственные (муниципальные) учреждения Ставропольского края размещали на указанном сайте информацию о своей деятельности, минфином края осуществлялась координация и мониторинг данной работы. В результате по состоянию на 31 декабря 2012 года на данном сайте размещена информация о деятельности 2624 государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края (таблица 2). Данные о размещении информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края на официальном сайте по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях, расположенном по адресу: www.bus.gov.ru. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Данные о размещении информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края на официальном сайте по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях, расположенном по адресу: www.bus.gov.ru
Тип государственного (муниципального) учреждения Ставропольского края |
Государственные учреждения Ставропольского края |
Муниципальные учреждения Ставропольского края |
Всего по государственным (муниципальным) учреждениям Ставропольского края |
|||
единиц |
доля государственных учреждений Ставропольского края, разместивших информацию (процентов) |
единиц |
доля государственных учреждений Ставропольского края, разместивших информацию (процентов) |
единиц |
доля государственных учреждений Ставропольского края, разместивших информацию (процентов) |
|
Казенное |
161 |
98,8 |
1517 |
97,6 |
1678 |
97,7 |
Бюджетное |
254 |
91,7 |
660 |
91,7 |
914 |
91,7 |
Автономное |
3 |
42,9 |
29 |
98,9 |
32 |
89,1 |
Итого |
418 |
93,5 |
2205 |
95,7 |
2624 |
95,3 |
Использование государственных (муниципальных) программ в качестве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
В 2011 году приняты следующие нормативные правовые акты Ставропольского края, регламентирующие порядок разработки, реализации и оценки эффективности программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности:
постановление Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. N 134-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности программ органов исполнительной власти Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности";
распоряжение Правительства Ставропольского края от 19 мая 2011 г. N 195-рп "О перечне программ органов исполнительной власти Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности";
приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 05 октября 2011 г. N 305/од "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации программ органов исполнительной власти Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности".
В 2012 году вышеуказанные правовые акты Ставропольского края дорабатывались минфином края и министерством экономического развития Ставропольского края (далее - Минэкономразвития края) с учетом результатов проведения экспертизы первых поступивших проектов программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности.
Проекты программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. По результатам рассмотрения все проекты программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности были рекомендованы к внесению в установленном порядке на утверждение в Правительство Ставропольского края. В настоящее время принята 21 программа органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности.
Начиная с 2011 года в Ставропольском крае осуществляется переход к формированию краевого бюджета на программной основе.
В 2011 году Правительством Ставропольского края совместно с проектом закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год" в Думу Ставропольского края было направлено аналитическое распределение расходов краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в разрезе программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности.
Законом Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" бюджетные ассигнования распределены по программам органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности, подпрограммам (краевым целевым программам) и основным мероприятиям (ведомственным целевым программам), что позволяет трансформировать "функциональную" структуру расходов краевого бюджета в "программную".
Удельный вес расходов краевого бюджета, сформированных в рамках программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности на 2013 год, составляет 97,4 процента. Таким образом, Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" содержит "программную" структуру расходов краевого бюджета.
В перспективе утверждение краевого бюджета в "программном" формате связано с применением кодов классификации расходов краевого бюджета, структура которых соответствует структуре программ органов исполнительной власти края в соответствующей сфере деятельности. Это будет возможно с принятием федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проект которого внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2012 году. Указанный проект Федерального закона обеспечит законодательную основу для формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в структуре государственных (муниципальных) программ. Министерством финансов Российской Федерации в развитие положений указанного законопроекта будет разработана новая структура классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающая интеграцию в структуру бюджетной классификации Российской Федерации программной составляющей на уровне целевых статей.
Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля
Происходящие преобразования в финансово-бюджетной сфере требуют совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, планировалось внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Указанные изменения предполагали комплексное реформирование системы государственного (муниципального) финансового контроля, направленное на:
организацию действенного контроля за эффективностью использования бюджетных средств;
уточнение полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению финансового контроля;
введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определение на законодательном уровне их форм, методов и объектов.
До внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в Ставропольском крае реализуется система мер, направленных на совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля.
Так, приказом министерства финансов Ставропольского края от 28 сентября 2011 г. N 206 утвержден Административный регламент исполнения министерством финансов Ставропольского края государственной функции по осуществлению последующего финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета, государственного имущества и материальных ценностей, находящихся в собственности Ставропольского края. Аналогичные административные регламенты приняты органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края.
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций (предоставление государственных услуг) в Ставропольском крае
Создание современной эффективной системы государственного финансового контроля на единой теоретической основе с использованием единых стандартов при тесном взаимодействии внешнего и внутреннего финансового контроля позволят эффективнее использовать средства краевого бюджета.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" между Правительством Ставропольского края и Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - Росфиннадзор по краю) 05 февраля 2009 года заключено Соглашение о сотрудничестве по согласованию основных требований (стандартов) к порядку организации и осуществления финансового контроля на территории Ставропольского края.
Целью введения таких стандартов является унификация порядка осуществления финансового контроля, установленного законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В рамках вышеуказанного соглашения минфином края и Росфиннадзором по краю 19 марта 2009 года подписан Регламент о взаимодействии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае и министерства финансов Ставропольского края, который устанавливает порядок организации взаимодействия Росфиннадзора по краю и минфина края при организации, планировании и проведении проверок правомерного, целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых краевому бюджету и местным бюджетам.
Минфином края постоянно проводится методологическая работа, направленная на совершенствование системы государственного (муниципального) финансового контроля в Ставропольском крае.
В соответствии с Законом Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае" на минфин края возложены функции по координации контрольно-ревизионной деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края. Приказом минфина края утверждены формы плана контрольно-ревизионной работы и отчета о контрольно-ревизионной работе, а также инструкция по их заполнению, установлены сроки представления этих документов в минфин края.
В целях повышения квалификации специалистов финансового контроля органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края и выработки единых стандартов при проведении контрольно-ревизионных мероприятий минфином края совместно с государственным казенным учреждением дополнительного образования "Учебный центр министерства финансов Ставропольского края" ежегодно (в апреле и сентябре) проводятся обучающие семинары для специалистов финансового контроля органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.
Специалистами финансового контроля органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в 2012 году проведено 1255 контрольно-ревизионных мероприятий, в результате которых выявлено финансовых нарушений на сумму 3000,997 млн. рублей (в 2011 году выявлено финансовых нарушений на сумму 1837,904 млн. рублей).
Создание информационной системы управления государственными финансами
В 2012 году минфином края проводилось предварительное изучение функциональных возможностей различных автоматизированных информационных систем управления государственными финансами (далее - автоматизированная информационная система). Были организованы демонстрационные показы функциональных возможностей автоматизированных информационных систем ведущих разработчиков и произведен сравнительный анализ их функциональных возможностей с выездом в субъекты Российской Федерации, использующие их на практике.
В 2012 году минфином края объявлен конкурс на приобретение автоматизированной информационной системы. Победителем указанного конкурса стала организация, подавшая заявку на поставку автоматизированной информационной системы по самой низкой цене. Согласно требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в конце 2012 года минфином края заключен государственный контракт на поставку автоматизированной информационной системы с победителем конкурса. В рамках исполнения этого государственного контракта разработчик автоматизированной информационной системы продемонстрировал функциональные возможности автоматизированной информационной системы, в результате чего выявлены значительные отклонения в функциональных возможностях предлагаемой автоматизированной информационной системы от требований технического задания (степень соответствия функциональных возможностей требованиям технического задания составляет 36 процентов). В адрес победителя проведенного конкурса направлен протокол выявленных недостатков в функциональных возможностях предлагаемой автоматизированной информационной системы, в котором определены сроки его доработки. Минфином края в случае, если указанные недостатки не будут устранены в полном объеме, планируется проведение нового конкурса на поставку автоматизированной информационной системы.
В результате сложившейся ситуации минфину края не удалось в полном объеме осуществить мероприятие Программы по внедрению интегрированной автоматизированной информационной системы, в рамках которой должна быть обеспечена взаимосвязь инструментов стратегического и бюджетного планирования.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществлена на основе показателей реализации Программы, указанных в приложении к Программе. Достижение значений показателей реализации Программы в 2011 году составило 96,4 процента, в 2012 году - 85,7 процента, что позволяет сделать вывод об эффективной реализации Программы.
В 2011 году Министерством финансов Российской Федерации подведены итоги конкурса заявок субъектов Российской Федерации на получение субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. По итогам рассмотрения заявок Ставропольский край отобран одним из 15 субъектов Российской Федерации в качестве получателя субсидии на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов. При этом Ставропольский край в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203, отнесен к регионам первой группы, что означает наличие в Ставропольском крае достаточно высокого по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, участвовавшими в конкурсе заявок субъектов Российской Федерации на получение субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, уровня управления региональными финансами и прогресса в повышении эффективности управления региональными финансами в 2010 году.
Размер субсидии на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов, предоставленной Ставропольскому краю, составил 61569,7 тыс. рублей, которая направлена на реализацию мероприятий Программы.
Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации проводится ежегодная оценка качества управления региональными финансами. Так, по итогам 2011 года Ставропольскому краю подтверждена надлежащая степень качества управления региональными финансами при соблюдении всех требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Заместитель председателя Правительства |
Л.А. Калинченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 марта 2013 г. N 63-рп "Об итогах реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края www.stavregion.ru