Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 30 июня 2005 г. N 29-11487/04А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2005 г. по делу N А29-11487/04А принятое по заявлению ОАО г.Усинск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми,
установил:
ОАО обратилось с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 03-30-782 от 23.09.2004 г. в соответствии с которым общество признано нарушившим требования статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предписания от 23.09.2004 г. N 03-30-782 и приказа от 12.11.2004 г. N 109 о внесении в реестр хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что ОАО злоупотребляя доминирующим положением на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий необоснованно завышало оптово-отпускные цены на хлеб.
В апелляционной жалобе ОАО просит отменить судебное решение. Заявитель полагает, что общество не может занимать доминирующего положения на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий, поскольку не занимается оптовой реализацией хлеба.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми просит оставить судебное решение в силе, считая его законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности приобретателя, приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Как следует из материалов дела ОАО является производителем товара, а именно хлеба и хлебобулочных изделий, предназначенного для его последующей реализации.
ОАО является участником товарного рынка по оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий, поскольку оптовая реализация хлеба, в силу вышеуказанной нормы в рассматриваемой ситуации, означает обращение на товарном рынке продукции, производимой обществом наряду с другими хозяйствующими субъектами - производителями хлеба, и предназначенной для продажи этой продукции оптовым покупателями и иного введения в оборот.
Согласно статье 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Проверкой, проведённой Управлением федерального антимонопольной службы по РК установлено, что в нарушение требований статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ОАО необоснованно завысило оптово-отпускные цены на хлеб на территории МО "Город Усинск" в период с 01.10.2003 г. по 31.01.2004 г. путём включения в калькуляцию цен на хлеб завышенных цен на муку пшеничную 1 сорта, муку ржаную обдирную, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов - оптовых потребителей хлеба. Рост оптовой цены на хлеб "Дарницкий" в октябре 2003 года по отношению к средней цене, действовавшей в августе 2003 года, составил 117%, на хлеб пшеничный 120%. За счет увеличения цены обществом компенсировались затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей. Факт применения предприятием необоснованно повышенных оптово-отпускных цен на хлеб антимонопольным органом установлен на основании данных, представленных ОАО. По итогам 2003 года доля общества на оптовом рынке хлеба и хлебобулочных изделий составила 69,2%, за 1 квартал 2004 года - 64,2%.
В результате указанных действий обществом получен доход в размере 177621,50 руб.
Проведённым анализом и оценкой состояния конкурентной среды на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий г.Усинска выявлено необоснованное повышение цен ОАО на отпускаемую продукцию, в том числе оптовым потребителям, что приводит к злоупотреблению доминирующим положением, поскольку такие действия ограничивают конкуренцию и нарушают права других хозяйствующих субъектов, в том числе организаций, приобретающих указанную продукцию для последующей реализации. Исходя из фактических обстоятельств и в соответствии со статьями 4 и 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пункта 6 Порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154, ОАО признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории МО "Город Усинск" и включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке оптовой реализации хлеба более 35 процентов.
Процент доли общества на товарном рынке определялся антимонопольным органом на основании письменной информации МО "Город Усинск" о хозяйствующих субъектах, письменной информации самих хозяйствующих субъектов об объёмах реализации хлебобулочных продуктов, документов и письменной информации представленной ОАО об объёмах оптовой реализации хлеба которые и подтверждают доминирующее положение общества на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены судебного решения поскольку обжалуемые акты антимонопольного органа приняты в соответствии с нормами материального права и на основании фактических доказательств.
В соответствии со ст.102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по госпошлине в размере 4000 руб. за рассмотрение дела судом первой инстанции и апелляционной инстанцией возлагается на ОАО.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение арбитражного суда Республики Коми от 01.04.2005 года по делу N А29-11487/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО 4000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета. Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 30 июня 2005 г. N А29-11487/04А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании