Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 1 апреля 2005 г. N А29-11487/04А
(извлечение)
Постановлением Арбитражного суда Республики Коми от 30 июня 2005 г. N А29-11487/04А настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО к Управлению федеральной антимонопольной службы по РК о признании недействительными решения, предписания и приказа УФАС по РК,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения N 03-30-782 от 23.09.2004 г. о признании ОАО нарушившим требование статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предписания от 23.09.2004 г. N 03-30-782 и приказа от 12.11.2004 г. N 109 о внесении в реестр хозяйствующих субъектов ОАО.
Ответчик в отзыве заявленные требования не признал.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18.03.2005 г. до 10 часов 45 минут.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов проверки по результатам проверки соблюдения антимонопольного законодательства открытым акционерным обществом Управлением федерального антимонопольной службы по РК принято решение N 03-30-782 от 23.09.2004 г., согласно которому установлено, что заявитель признан нарушившим требования статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции", что выразилось в необоснованном повышении оптово-отпускных цен на хлеб в период с 01.10.2003 г. по 31.01.2004 г. посредством включения в калькуляции цен на хлеб завышенных цен на муку пшеничную 1 сорта, муку ржаную обдирную, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции ущемление интересов хозяйствующих субъектов - оптовых потребителей хлеба. На основании данного решения ОАО выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства и перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 177621,50 руб., полученного в результате допущенного нарушения.
Кроме того, в ходе рассмотрения производства по делу N А 46-05/1 возбужденному по признакам нарушения ОАО требований статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" заявитель признан занимающим доминирующее положение на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории МО "Город Усинск". На основании приказа Коми УФАС России ОАО включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке оптовой реализации хлеба более 35 процентов.
Не согласившись с указанными ненормативными актами OAО обжаловало данные акты в судебном порядке.
Суд считает, что заявленные требования подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1 (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений) товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за eе пределами.
Как следует из представленных материалов ОАО является производителем товара, а именно хлеба и хлебобулочных изделий предназначенного для его последующей реализации, т.е. введения ее в оборот.
ОАО является участником товарного рынка по оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий
В соответствии со статьей 4 названного Закона доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
В соответствии со статьей 12 Закона "О конкуренции" установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, является одним из полномочий федерального антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона порядок формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, определяется Правительством РФ.
На момент спорных правоотношений действовал такой Порядок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154. Он устанавливает правила формирования и ведения Реестра, создаваемого с целью подготовки информационной базы данных о таких хозяйствующих субъектах для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 6 Порядка при формировании Реестра используется следующая информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35 процентов на рынке определенного товара (с учетом поступления продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации):
результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями;
результаты рассмотрения антимонопольными органами дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, а также ходатайства, уведомления и сведения, представляемые в антимонопольные органы в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Пунктом 7 Порядка установлено, что решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр (исключении из Реестра) оформляется приказом руководителя федерального антимонопольного органа (начальника его территориального органа).
На основании пункта 6 Порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154, открытое акционерное общество включено в Реестр как хозяйствующий субъект, производящий хлеб и хлебобулочные изделия с долей более 35 процентов по результатам анализа регионального рынка оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий, проведенного антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169, Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке утвержденного приказом ГКАП РФ от 03.06.1994 N 67.
При проведении анализа антимонопольным органом были выполнены требования Порядка проведения анализа по определению продуктовых географических границ рынка оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий установлены количество и состав продавцов и покупателей, количественные качественные показатели рынка. Результаты анализа свидетельствуют о том, что итогам 2003 года доля общества на оптовом рынке хлеба и хлебобулочных изделий составила 69,2%, за 1 квартал 2004 года - 64,2%.
Приказ УФАС по РК от 12.11.2004 N 109 в части включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке товара более 35% ОАО вынесен с соблюдением указанных требований. Об этом свидетельствуют представленные в дело результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого антимонопольным органом органами статистики; информация, представляемая хозяйствующими субъектам органом местного самоуправления, на основе аналитических материалов.
На наличие доказательств, опровергающих правильность определения продуктовых и географических границ товарного рынка, заявитель не указал.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о конкуренции на антимонопольные органы возложено проведение государственной политики по содействию развития; товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статьей 5 Закона о конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования и другие. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Документами по делу подтверждено, что, злоупотребляя своим положением в период с 01.10.2003 г. по 31.01.2004 г., Общество устанавливало на хлеб необоснованно повышенные оптово-отпускные цены посредством включения в калькуляции цен на хлеб от 27.09.2003 г. завышенные цены на муку пшеничную 1 сорта, муку ржаную обдирную, что в свою очередь привело к необоснованному повышению цен на хлеб.
Рост оптовой цены на хлеб "Дарницкий" (рж/пшеничный) в октябре 2003 года по отношению к средней цене, действовавшей в августе 2003 года, составил 117%, на хлеб пшеничный 120%.
Исследуя экономическую обоснованность затрат, включаемых в цену товара, суд установил, что за счет цены обществом компенсировались затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей.
Материалы дела "свидетельствуют о том, что при установлении факта применения предприятием необоснованно повышенных оптово-отпускных цен на хлеб антимонопольным органом приняты данные, представленные ОАО.
Сам факт применения необоснованно повышенных цен ответчиком не оспаривается.
Необоснованное повышение цен на отпускаемую продукцию, в том числе оптовым потребителям приводит к злоупотреблению доминирующим положением заявителем, поскольку ограничивают конкуренцию и нарушают права других хозяйствующих субъектов, в том числе организаций, приобретающих указанную продукцию для последующей реализации.
Расчет дохода от завышения цен составил по данным антимонопольного органа 177621,50 руб.
Судом не принимается довод заявителя о том, что, решение и предписание об устранении нарушений вынесены, а приказ издан в отношении него незаконно, поскольку он не занимает доминирующее положение на товарном рынке оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории МО "Город Усинск", т.к. не занимается оптовой реализацией хлеба. Доводы заявителя сводятся к тому, что статистикой ему присвоен ОКВЭД N 15.81 "Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения". В то время как "Оптовая реализация хлеба и хлебобулочных изделий" имеет ОКВЭД N 51.38.24.
Действительно, для целей статистики оптовая торговля представляет собой реализацию товаров ранее приобретенных у третьих лиц для ее последующей перепродажи. Данный вид деятельности имеет код ОКВЭД 51.38.24.
Вместе с тем, термин оптовой реализации хлеба и хлебобулочных изделий в соответствии с Законом о конкуренции имеет иное понятие. Данный термин применим к понятиям, данным в статье 4 Закона. Так, исходя из понятий товар, товарный рынок, определенным в статье 4 Закона о конкуренции, оптовая реализация хлеба означает обращение на товарном рынке продукции, производимой заявителем наряду с другими хозяйствующими субъектами - производителями хлеба, и предназначенной для ее продажи оптовым покупателями и иного введения в оборот.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку оспариваемые акты соответствуют закону и другим правовым актам заявленные требования подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 1 апреля 2005 г. N А29-11487/04А (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании