Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 11 июля 2005 г. N А29-1982/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по г.Инте
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 мая 2005 года по делу N А29-1982/05А, принятое по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Инте к МУП о взыскании 1941 руб. 49 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06 мая 2005 года по делу N А29-1982/05А заявленные требования удовлетворены частично.
Заявитель не согласен с решением суда в отказанной части, просит его отменить, указав, что проверкой установлено занижение суммы налога, привлечение к ответственности по основаниям пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ правомерно, судом дано неправильное толкование ст.243 и 122 НК РФ.
Ответчик письменного отзыва на жалобу не представил.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Выездной налоговой проверкой МУП, проведенной Инспекцией ФНС РФ по г.Инте, установлено, что налогоплательщиком допущены факты нарушения законодательства о налогах и сборах - неполная уплата единого социального налога (ЕСН) за 2003 год в размере 117,23 руб. в результате занижения налоговой базы и в размере 9520,20 руб. В результате бездействия, выразившегося в превышении налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в части федерального бюджета.
По материалам проверки ИФНС по г.Инте вынесено решение N 08-10-01/29 от 28.01.2005 г., которым предприятие в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ привлечено к ответственности за неполную уплату сумм ЕСН в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 1918 руб. 04 коп.
Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиком в установленном порядке не оспаривалось.
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьями 69, 70 и 104 Налогового кодекса РФ, заявителем соблюдён.
Согласно пункту 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно отказал во взыскания штрафа, признав, что в действиях налогоплательщика, правомерно исчислившего суммы налоговых вычетов в размере начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по указанному налогу в размере начисленных им за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а не фактически уплаченных.
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. N 196-ФЗ) в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения решения сумма примененного МУП за 2003 год налогового вычета превысила сумму фактически уплаченных организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 6887907 руб. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о совершении заявителем неправомерных действий, направленных на неполную уплату сумм налога в результате бездействия.
Кроме того, при привлечении к ответственности по ст.122 НК РФ в результате бездействия налогоплательщика необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия, с учетом всех налогов, подлежащих уплате в бюджет, который налоговым органом произведен не был.
В силу статьи 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Между тем, как следует из буквального содержания абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Кодекса занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета (начисленных страховых взносов) над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.
Таким образом, в действиях налогоплательщика, который правомерно на основании пункта 2 статьи 243 Кодекса применил при исчислении суммы ЕСН налоговый вычет в сумме начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует событие и состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса.
Налоговым органом не доказано наличие вины ответчика в совершении налогового правонарушения.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения статья 109 Налогового кодекса РФ относит к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
В остальной части решение суда не обжаловалось и в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 мая 2005 года по делу N А29-1982/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 11 июля 2005 г. N А29-1982/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании